В двух предыдущих частях статьи говорилось о том, что такие козыри немецкого футбола, как правило 50+1 и финансовая стабильность клубов, нельзя назвать бесспорными. Существуют способы обойти правило, чем пользуются некоторые клубы, ставя под угрозу свою финансовую независимость. В то же время представители дивизионов ниже первого регулярно испытывают трудности из-за недальновидного менеджмента, который в отдельных случаях приводит к исчезновению клуба. В заключительной части статьи мы поговорим, казалось бы, об очевидном преимуществе немецкого футбола – работе с молодыми игроками.
 
В свете невнятного выступления сборной U-21 на чемпионате Европы эту тему поднял менеджер национальной сборной Германии Оливер Бирхофф. Но начнем с того, что основная масса общественной критики, высказанной в сторону тренера Райнера Адриона, касалась не качества игры молодежной сборной, а ее состава. А точнее – тех, кто в него не попал. В Израиль не поехали Марио Гётце и Тони Кроос. Оба игрока Баварии залечивали травмы – тут вопросов нет. Но вот Илкая Гюндогана не стали брать в силу усталости футболиста после длинного изнурительного сезона, за который он провел более полусотни матчей. А Дракслера, Шюррле и тер Штегена Йоахим Лёв вызвал в главную сборную на товарищеские встречи против США и Эквадора. Адриона обвинили в несерьезном отношении к турниру, поскольку он не настоял на их участии в ЧЕ, а с этими ребятами сборная якобы выступила бы лучше.
 
Но дело в том, что два года назад немецкая молодежка не смогла даже пройти квалификацию к финальному турниру, несмотря на присутствие в составе таких игроков, как Хуммельс, Шмельцер, Гётце, Мюллер, Бадштубер, Гюндоган и Гросскройц, уступив Чехии и, внимание, Исландии. То есть наличие в составе игроков двух сильнейших команд чемпионата совершенно не является залогом успеха. На самом деле немцы обычно выступают не лучшим образом на молодежных чемпионатах. Неожиданно успешным в этом плане стал 2009 год, когда сразу три немецкие молодежки – U-17, U-19, U-21 выиграли европейские первенства, однако им нечем было похвастать на этом фронте на протяжении десяти лет до того и вот уже четырех лет после.
 
Тогда, в 2009-м, это было воспринято как результат долгой и кропотливой работы по улучшению подготовки молодых игроков. В последующие несколько лет распространилось мнение, что немцы едва ли не поставили производство классных футболистов на конвейер. Но когда Бирхофф призывает не ожидать, что новые таланты не будут появляться все время, это не похоже на попытку найти проблему там, где ее нет. Взгляните, например, на показатели выступлений молодежных сборных Германии на международных турнирах сборных:
 
Год
ЧЕ U-21
ЧМ U-20
ЧЕ U-19
ЧМ U-17
ЧЕ U-17
2013
Группа
Не квалиф.
Не квалиф.
Не квалиф.
Не квалиф.
2012
 
 
Не квалиф.
 
2-е место
2011
Не квалиф.
Не квалиф.
Не квалиф.
3-е место
2-е место
2010
 
 
Не квалиф.
 
Не квалиф.
2009
Чемпион
¼ финала
Не квалиф.
1/8 финала
Чемпион
2008
 
 
Чемпион
 
Не квалиф.
2007
Не квалиф.
Не квалиф.
½ финала
3-е место
5-е место
2006
Группа
 
Не квалиф.
 
4-е место
2005
 
¼ финала
½ финала
Не квалиф.
Не квалиф.
2004
Группа
 
Группа
 
Не квалиф.
2003
 
Группа
Не квалиф.
Не квалиф.
Не квалиф.
2002
Не квалиф.
 
2-е место
 
¼ финала
 
Сборная U-19 после золотого 2008 года пять раз кряду не смогла квалифицироваться в финальную часть чемпионата Европы. И если не учитывать результаты 2008-09 годов, то юные немцы показывали средний результат. Следовательно, есть возможность, что современное поколение первоклассных исполнителей – это не столько результат работы хорошо отлаженной системы, сколько пришествие очередного «золотого поколения» наподобие французов и португальцев на рубеже тысячелетий или хорватов и болгар середины 90-х.
 
К тому же, как верно замечет kicker, это поколение не может похвастать достаточным количеством хороших защитников и нападающих. Сейчас в Германии большое количество талантливых игроков середины поля и вратарей, однако качественных молодых защитников (особенно фланговых) или центрфорвардов раз, два и обчелся. Возможно, это следствие того, что юношей учили одним и тем же качествам. С одной стороны, это может быть доказательством того, что все-таки работает система, с другой – того, что в ней многое не предусмотрено.
 
Кому-то может показаться, что все вышеизложенные пункты проблемами можно назвать с большой натяжкой. Отчасти он будет прав, ведь последствия отмены того же «Закона Байера» можно будет наблюдать только через добрый десяток лет. Ред Булл? Так это же хорошо, что восток страны получит первый финансово обеспеченный клуб. Сборной же каждый раз не хватает совсем немного, чтобы взять желанный титул. И правда, последствия всех этих процессов можно будет наблюдать спустя какое-то время. Однако старые традиционные клубы уже исчезают с футбольной карты, на смену им приходят искусственно поддерживаемые Хоффенхайм и РБ Лейпциг, а сборная спустя несколько евро и мундиалей может оказаться в том же положении, что и в конце 90-х – начале 00-х.