Что это – изменение трансферного вектора или простое стечение обстоятельств?
Ни для кого не секрет, что Аякс всегда славился своими воспитанниками. Круифф, ван Бастен, Райкаард, братья де Буры, Зеедорф, Бергкамп и многие другие звезды футбола были выходцами из академии Де Тумкост. Появление у руля экс-тренера молодежной команды Аякса Франка де Бура еще шире распахнуло двери в первую команду ее воспитанникам. Показательный момент: в текущем сезоне главный тренер амстердамцев задействовал 28 футболистов, 18 из которых доморощенные игроки.
Однако амстердамские фанаты все равно обеспокоены, их смущает трансферный вектор Аякса в последние годы. Если раньше взоры скаутов клуба были обращены в основном на родные просторы и юго-восточную Европу, то в последнее время в Амстердам приезжает все больше молодых датчан и других скандинавов, по мнению многих, не превосходящих собственную молодежь. Кроме того, подвергается критике и работа самой академии Де Тумкост, вернее изменение тренировочного процесса в юниорских командах.
Великий Йохан Круифф, авторитет которого как в Амстердаме, так и в Нидерландах в целом, очень высок, в конце 2010 года затеял так называемую "бархатную" революцию, итогом которой должны были стать масштабные изменения на руководящих постах в Аяксе. Его идея заключалась в том, чтобы сместить с вершины старое руководство, а новый совет директоров составить из бывших футболистов, которые как никто другой досконально знают всю футбольную кухню амстердамского суперклуба. И это у Круиффа получилось. С помощью критики в своей колонке в Де Телеграф" он смог добиться поддержки большинства на собрании акционеров, и в 2011-м сам Йохан, Эдгар Давидс, Марьян Олферс, Пол Ремер и Стивен тен Хаве стали членами наблюдательного совета.
Естественно, с первых дней своего пребывания на руководящем посту Круифф, заручившись поддержкой, начал модернизацию всех сфер клуба. Его главной идеей было создать генеральную линию из Франка де Бура, Вима Йонка и Денниса Бергкампа. Амстердамские иконы — защитник, полузащитник и нападающий должны были сформировать костяк клуба, на которых, как в хорошей команде, будет держаться все. Идея очень напоминала структуру каталонской Барселоны, к созданию которой Йохан Круифф также приложил руку. Шикарная школа Ла Массия, созданная по подобию Де Тумкост, тренер, пришедший из молодежной команды и досконально знающий воспитанников, его помощник, для которого имя клуба – не пустой звук, а также глава академии – истинный аяксид, знающий как работать с молодежью, на которую и делается ставка. В Барсе это была линия Гвардиола – Вилланова – Алешанко, в Аяксе Де Бур – Бергкамп – Йонк.
Помимо этого существенно поменяла стиль подготовки игроков и сама академия Де Тумкост. Сейчас Аякс делает акцент на индивидуальные качества, на персональных тренеров, работу с каждым амплуа футболистов в отдельности, тренеров по технике. Игроки основы, ставшие любимцами амстердамской молодежи, частенько посещают тренировки детских команд, дают мастер-классы маленьким футболистам. С ними также работают бывшие футболисты клуба, такие как, например, Рональд де Бур, Джон Босман и Кеннет Перес.
Казалось бы, что все хорошо, идиллия, игроки подрастают, попадают в первую команду, что еще нужно? Но не все так просто, в последнее время Де Тумкост подвергается жестокой критике, причем именно за такой индивидуальный подход.
Например, команда А1 (самая старшая по возрасту) проводит две тренировки в день. Первое занятие длится полтора часа, которые футболисты тратят на целый ряд индивидуальных тренировочных программ, оттачивая свое мастерство не с помощью коллективных упражнений, а индивидуально. Вторая тренировка посвящена перениманию опыта у экс-аяксидов Брайана Роя и Роберта Витчге. В течение 45 минут аксакалы помогают молодежи в индивидуальных занятиях отрабатывать полученные навыки, и только оставшиеся 45 минут уходят на работу в общей группе.
Вот и выходит, что упор на индивидуальное мастерство, которое пропагандировал Круифф, помогает игрокам стать индивидуально сильными футболистами, но идет во вред командной игре. Если раньше юниорские коллективы Аякса занимали первые места в своих возрастных категориях, то сейчас пребывают в середине таблицы, например, та же команда А1 сейчас восьмая. Круифф забыл, что футбол, в первую очередь — командный вид спорта, и коллективные действия имеют огромное значение.
Конечно же, не важно, какое место занимает молодежь Аякса, важно, чтобы она усиливала первую команду. Поэтому сам Франк де Бур пока этому не придает значения: "Наши юниорские команды не среди лидеров? Это к лучшему. Я считаю, что в наших командах А1 и В1 полно добротных игроков, это намного важнее".
Вторит де Буру и эпатажный агент Мино Райола, клиентами которого являются многие звезды и звездочки современного футбола: "Я думаю, что дело с подготовкой футболистов в Аяксе обстоит даже лучше, чем в Барселоне. В Амстердаме кузница кадров для больших топ-клубов, здесь дело поставлено на высочайшем уровне".
Естественно, изменения коснулись и скаутского отдела, одного из важнейших органов живого организма под названием Аякс. В качестве главного скаута в клуб вернулся Тони Бруинс Слот, который подвинул с этой должности Ханса Ван Зее. А летом 2012-го в клуб на должность технического директора был приглашен Марк Овермарс. Последний стал человеком, на которого возлагается если не все, то очень многое, творящееся на "кухне клуба". Задачей нового босса стали трансферные дела на всех уровнях, развитие молодежной структуры клуба, а также поиск новых талантов. Тем не менее, несмотря на полномочия Овермарса, все же последнее слово в вопросах приобретения игроков остается за Франком де Буром. Ему позволяет это авторитет, ему безгранично доверяет Круифф, у него нет разногласий с руководством, а после двух чемпионских титулов его боготворят трибуны.
Однако, несмотря на все это, пертурбации в скаутском отделе, а точнее результат действий новой команды, также подверглись критике. Желая того или нет, но Аякс начал двигаться в сторону Скандинавии, усиливая свой состав игроками северных стран.
Если покупка финна Никласа Мойсандера, а также исландца Колбейнна Сигторссона объяснима их прекрасной игрой за АЗ Алкмаар в Эредивизии (к тому же Мойсандер в юности играл за Аякс), то нашествие датчан, которых в этом сезоне стало целых шесть, не оправдалось. И это не нравилось болельщикам.
После того, как в датском Ольборге еще в 2009-м скауты нашли настоящий алмаз – Кристиана Эриксена, Аякс пополнили еще три талантливых представителя страны Ганса Христиана Андерсена. Николай Бойлесен, Виктор Фишер и Лукас Андерсен имеют огромные перспективы и вполне могут тоже стать героями "датской сказки".
А вот к другим подписанатам, более опытным и матерым, были определенные вопросы. Лассе Шене и Кристиан Поульсен, тоже датчане по паспорту, пришли этим летом на смену Вурнону Аните и Тео Янссену. Вот только очень сложно сказать, что эти игроки намного сильнее имеющегося подростающего поколения. По сути, они закрывают дорогу в основную команду воспитанникам, которые могли бы их превзойти. Например, 19-летний Фабиан Споркследе, очень толковый опорный полузащитник, игрок юниорской сборной Голландии, который мог бы играть на месте Поульсена.
Огромный вопрос есть к Марку Овермарсу по Тобиасу Сана, афро-шведу, который перебрался в Аякс из Гетеборга. Изначально на проблемную позицию правого вингера амстердамцы вели лучшего ассистента прошлого сезона, одного из самых перспективных игроков Голландии Лусиано Нарсинга из Херенвена, но переговоры провалились, клубы не смогли договориться по деньгам, хотя ПСВ в итоге выкупил футболиста чуть более чем за 4 млн евро. Странно, ведь даже учитывая тяжелое финансовое положение, в прошлом сезоне Аякс смог позволить себе выложить более трех миллионов за второго вратаря Яспера Силлессена. В итоге, когда с Нарсингом не вышло, Овермарс с одобрения де Бура подписал Сана, который отлично начал сезон, но со временем сник.
Скитания в поисках правого вингера немного развернули трансферный вектор амстердамского клуба в сторону Пиреней, а точнее практически родной многим аяксидам Каталонии. Можно сказать, что это вполне может стать отдельным трансферным направлением клуба, ведь если ранее были единичные подписания Олегера и Габи, то сейчас каталонский вектор может приобрести системность. Еще летом Овермарс, для которого Барса также не чужой клуб, выбирал среди пяти кандидатов и практически остановился на посредственном защитнике Муньесе, переходу которого помешала травма. Зимой же травма, наоборот, поспособствовала – после восьмимесячного лечения в Амстердам приехал как раз правый вингер, Исаак Куэнка, для которого Аякс стал местом, где можно вернуть форму. Только вот для академии Де Тумкост аренда чужих игроков — прямое оскорбление, пусть это будет даже выходец из Ла Масии.
Не совсем понятно, чья это идея завязать тесную дружбу с Барсой — то ли Овермарс сам решил проявить инициативу, то ли Йохан подсказал. Но понятно одно, что это вряд ли поможет в развитии клуба. Ведь всем известно, что амстердамские болельщики грезят о больших европейских победах, о возвращении былых времен. Но разве этого можно добиться с помощью аренды чужих игроков?
Что касается скандинавского нашествия, то во многом это простое стечение обстоятельств. Да, засиял Эриксен, подписали Фишера, получилось у Фишера, привезли Андерсена, но в остальном системности не видно. Не так давно в Аяксе было много бельгийцев, а конце 70-х – начале 80-х датчане и вовсе были неотъемлемой частью побед Аякса. Имена Франка Арнесена, Серена Лербю и Йеспера Ольсена заставляют старшее поколение болельщиков с ностальгией вспоминать те времена. Этот период в истории клуба так и называется – "датская волна". Поэтому не удивительно, что клуб активно работает в близлежащем регионе, к тому же таких футболистов легче адаптировать к особенностям местного футбола.
Олег Барков, специально для Football.ua