Что обычно дарят на праздники? Конечно же, подарки. А какой самый лучший подарок в футболе? Естественно, победа. И чем значимее – тем приятнее подарок. Ретро Футбол предлагает в эти предпраздничные дни вспомнить единственный наш, советский титул. Серьезный титул, титул обладателя Кубка Европейских Наций (который позже назовут чемпионатом Европы).

 

Я говорю «наш» - потому что это и был наш футбол (или «был и наш футбол», как угодно). Это успех и Украины, которую представлял не только игравший в финальном матче киевский динамовец Юрий Войнов, но и уроженец Васильковки, что на Днепропетровщине, Владимир Маслаченко (почитайте его интервью, кем он себя считал до последних дней своей жизни), второй вратарь той сборной. Успех и Грузии – фамилии Чохели, Метревели, Месхи (как же он великолепно отыграл второй тайм финала!) это гордость грузинского футбола. О России я не говорю, львиная доля той команды – это москвичи. Как и великий советский тренер Гавриил Дмитриевич Качалин, выигравший со сборной больше титулов (КЕН-60 и ОИ-56), чем все остальные, вместе взятые. Все это – наша история, как бы кто не относился к советскому прошлому вообще. Да, сейчас мы живем в иное время, и дай Бог, чтобы то, предыдущее никогда не вернулось (в политическом смысле в первую очередь) – но разве не болели в Украине за сборную-60 или в России за сборную-88, почти целиком украинскую? Или не болели на всей территории «1/6 части суши» в мае 1981-го за тбилисское Динамо?

 

Поэтому для меня лично сомнений нет никаких (несмотря на все придумки ФИФА в далеких 90-х о правопреемственности России в футболе) – та победа, она и наша тоже. Поэтому мы будем говорить о нашем триумфе, о дне нашей славы. А поделиться мы всегда горазды – сейчас даже в дни неудач иные сборную норовят поделить на киевских и донецких…

 

Кубок Европейских Наций, именно так назывались два первых евротурнира, проходил по сугубо олимпийской системе. Просто первые 2,5 раунда (квалификационный состоял из одной пары) прошли в рамках отбора на «финал четырех». В 1/8-й финала наши уверенно прошли неслабую тогда Венгрию. (Да, это была уже не Араньчапат, о которой так много и вкусно писал в «Футболе» Борис Талиновский – но и не тот аутсайдер, который мы наблюдаем со второй половины 80-х.) Самый первый гол – дома СССР выиграла 3:1 – забил московский спартаковец и олимпийский чемпион (он еще и автором победного гола в Мельбурне был) Анатолий Ильин, уже на 4-й минуте. А на Непштадионе единственную банку положил представитель киевский динамовец Юрий Войнов.

 

Любопытно, что между матчами прошло… 364 дня. Да, вот такие тогда были временные рамки в турнирах. В четвертьфинале мы ждали испанцев – но так и не дождались. «Каудильо (вождь) милостью Божией» Франсиско Франко затребовал у своей команды непременной победы над Советами – но и мы тогда были сильны, и Испания ничего особенного из себя не представляла. В общем, никто ему таких гарантий не дал, и СССР прошел в финальную часть без борьбы.

 

А главный претендент на исторический титул тем временем разгромил двоих соперников с общим счетом 17:6. Этим претендентом была великолепная сборная Франции, сборная Раймона Копа и Жюста Фонтена, которой на шведском чемпионате мира просто не повезло с турнирной сеткой и как следствие соперником по полуфиналу. Общее мнение было таково, что играй галлы не с Бразилией, а с хозяевами турнира – именно они бились бы с «канариньей» за золотую богиню победы Нику.

 

Жребий не свел СССР и хозяев финала французов в 1/2-й – и это можно было бы посчитать удачей. Тем более, что чехословаков мы обыграли со счетом 3:0 (дубль Валентина Иванова, того самого, Козьмича, торпедовца до мозга костей, и гол ростовчанина Виктора Понедельника). Но через два года почти этот же состав чехословаков на чилийском мундиале играл в финальном матче с Бразилией. Непростой, в общем, был соперник. А уж оппонент по финальному матчу, югославы, и подавно.

 

Здесь и политическая составляющая была замешана – после размолвки Сталина и Тито попробовали бы наши проиграть югам! Тем более, после влета им же на ОИ-52. Юрий Войнов в одном из последних своих интервью вспоминал, какая была накачка со стороны официальной делегации (которая, к слову, вдвое превышала численность команды)… Но и в футбольном плане Югославия тогда была сильна. Чуть позже, в сентябре, юги завоюют олимпийское золото Рима, обыграв в финале Данию 3:1 (а в полуфинале, по жребию – да-да, такие тогда были правила после овертайма! – Италию). И в составе той сборной были и кипер Благое Видинич, и великолепный правый бек Владимир Дуркович, не дававший продохнуть в Парке Принцев великолепному Месхи, и отличные форварды Милан Галич (автор гола в наши ворота) и Боривое Костич. Не было только лучшего югославского игрока финала КЕН, Драгослава Шекулараца.

 

Так что битва предстояла не на жизнь, а на смерть. Впрочем, что я говорю – какая битва! Это сейчас в украинском футболе главные добродетели – горящие глаза, самоотдача и «15 подкатов, вверху-внизу». А тогда в футбол именно что играли. Обыгрывая один в один, разыгрывая комбинации. Честно – любо-дорого было смотреть этот матч. Временами забывал, что это игралось полвека назад, только черно-белая картина и возвращала в реальность. А уж какими красавцами выглядели юги – в одном из эпизодов мне и вовсе почудилась современная, хавииньестомессиевая Барселона… Так что игра смотрится даже сейчас, в 2011-м. Тогда же это наверняка было нечто приближенное к эталону. (А у нас же еще Стрельцова не было, который уже два года как сидел…)

 

Забавные то были времена. Судья устанавливал мяч при пробитии штрафного. Боковые не привязывались к бровке и при серьезных моментах шли за лицевую прямо к воротам. Соперники подавали мяч из поля Яшину, чтобы тот поскорее ввел мяч в игру – и это «балканцы-симулянты», да еще и при счете 1:0 в свою пользу. Я уж не говорю о том, что фолов – особенно грубых – было не в пример меньше, чем сейчас. А атак не в пример больше, ибо играли команды по диким для современного футбола схемам. Наши – 3-2-5, у югов была «суперзащитная» схема 3-3-4. Наших полузащитников, Игоря Нетто и Юрия Войнова, вполне можно было назвать опорниками, причем не в европейском понимании, а даже в нашем (вспомните, насколько чаще Анатолий Тимощук подключается к атакам в Баварии, нежели в Шахтере и особенно в Зените) – ибо вперед они ходили ну очень нечасто. Нетто до перерыва вообще отрабатывал в обороне как заправский центрбек и был, наверное, лучшим на поле – наряду с проведшим оба тайма на крайне высоком уровне московским «железнодорожником» Валентином Бубукиным. Я бы именно Бубукина назвал игроком матча – настолько сильно он измотал оборону Югославии в первом тайме, что во втором уже было время и место для игры его партнерам. До перерыва же главным действующим лицом советской атаки была именно лысина Валентина Борисовича.

 

Юги с первых минут пошли в атаку. Объяснялось это отчасти вот чем. Оба полуфинала игрались в один день, 6 июля (финал был 10-го) – но если наши, как я уже сказал, без проблем прошли Чехословакию, то у Югославии все было куда сложнее. К 75-й минуте они проигрывали французам 2:4, а затем гол не сыгравшего в финале Томислава Кнеза и дубль Дражена Ерковича перевернули все с ног на такую голову, что Франция (что сборная, что страна) так и не отошла от удара. Естественно, сил балканцы потратили, может, даже и в разы больше, чем наши.

 

СССР спокойно отбивался – но при этом не сидел в обороне (как, скажем, на Евро-88). Не те были времена, не то понимание футбола. В дебюте матча Понедельник чуть не выскочил один на один после острого паса Войнова, да вот незадача, не удержал мяч. Тут же ответка югов, навес в штрафную с левого фланга – и сразу два игрока, Еркович и Галич, пролетели мимо мяча. А попади кто-то один – и никакой Яшин не спас бы…

 

В следующем эпизоде только нога Нетто спасла от гола – в последний момент наш капитан вынес мяч из-под югославского удара. Примерно в середине тайма Шекуларац накрутил такие кружева, что и сейчас бы позавидовали – сначала сам, а потом в комбинации с партнерами. И завершил шикарную комбинацию сам, могучим ударом почти в крестовину.

 

Но первый голевой момент случился у наших. Иванов в контратаке промчался по своему месту (правого инсайда) и пробил низом. Видинич (заменивший в финале Милутина Шошкича, который таки сыграет с Яшиным в одном поединке три года спустя – причем за одну команду, сборную мира против англичан, в поединке, посвященном столетию рождения современного футбола) удар парировал и даже подобрать не сумел, так быстро наши налетели. Но, увы, добить не смогли.

 

Ответ Югославии – не ответка, потому как не сразу, а через некоторое время – получился еще более серьезным. Кипер подобрал мяч, пожал руку защитнику Фахруддину Юсуфи (редкой даже в Югославии горанской народности) – и запулил мяч аж к нашей штрафной на Шекулараца. Тот из неплохого положения пробил не очень «уклюже» - но мяч все равно только чудом пролетел мимо дальнего угла. Яшин был бессилен что-либо сделать, попади шар в створ ворот.

 

Несколько раз  партнеры навешивали-простреливали на Галича. До поры, до времени у Милана ничего не получалось на завершающей стадии – но рано или поздно это должно было случиться. Еркович на фланге, на самой бровке, очень легко и уверенно прошел Анатолия Крутикова (знаменитого в первую очередь тем, что именно при его тренерстве единственный раз в своей истории вылетел в первую лигу московский Спартак), прострелил почти от лицевой – а Галич аккуратно срезал мяч с острого угла в ближний угол. Нет, однозначно, гол смотрелся бы и в исполнении нынешних ведущих команд!

 

Гол в раздевалку – так сейчас называется подобное. Психологически, мол, помогает забившим и угнетает пропустивших. Но наши после перерыва так резво пошли вперед, но Видиничу пришлось даже выбегать за штрафную и выбивать там мяч не то головой, не то руками. Тут же Галич снова напомнил о себе, ударив справа после рывка в дальний угол – совсем немного неточно. Но уже пошел раскручиваться Михаил Шавлович Месхи, и именно его пас на Бубукина начал ту самую атаку. Левый инсайд сборной СССР попытался вернуть мяч левому крайнему нападающему, попал в соперника, подобрал мяч, прошел с ним до штрафной. Метрах в 23-25-ти решился на удар – столь сильный, что Видинич только парировал мяч влево. А там уже подстерегал этот момент элегантный Слава Метревели, забросивший мяч в опустевшие ворота.

 

Тут же наши выдали еще одну атаку, Бубукин прошел юга один в один (это не грузин, заметьте – о Метревели и Месхи я уж промолчу, они своих визави вертели так, как нынешнему поколению и не снилось), прострелил в штрафную на центрфорварда из ростовского СКА, то до того мяч не дошел.

 

Да, во втором тайме Югославия подсела. Особенно это было заметно минуты с 70-й начиная. Но пока у югов оставались силы, они выдавали такие комбинации, что любо-дорого было посмотреть. Галич с Шекуларацем однажды вдвоем, перепасовываясь (причем не на пустом фланге, а обыгрывая попутно футболистов в красном), дошли от центра поля до чужой штрафной. С последней передачей не сложилось, а так атаку и вовсе можно было бы назвать идеальной.

 

С каждой минутой прибавлял на своем левом фланге Месхи. Михаил гонял Дурковича по флангу, как сидорову козу. А еще же был Бубукин, который в одной из атак чуть ли не «финт Зидана» выдал и такой шикарный пас на ход Месхи выложил – тот фактически один на один под углом вывалился на Видинича. Удар вот не получился, слабо и в руки киперу.

 

В середине тайма СССР должен был забивать гол. Метревели элегантно (именно этот эпитет, как мне кажется, наиболее правилен в отношении Славы Калистратовича, по крайней мере в этом матче) ушел от троих югов, навесил на Понедельника, тот головой бил в дальний угол – и совсем чуть-чуть не попал. Тут же Бубукин бил бисиклетой в тот же угол – не попал. Через пару минут нечасто появлявшийся в атаке Войнов пробил низом, рядом со штангой.

 

Югославы воспряли духом, Бора Костич пробил стенку – но Яшин оказался в нужном месте. Через некоторое время Лев Иванович вытащил мяч из-под перекладины. Еще одна атака, Шекуларац с фланга навесил во вратарскую, но наш голкипер уверенно сыграл на выходе. И – моментальная контра СССР, Понедельник запускает один на один с Видиничем Иванова, и киперу оставалось только выбить мяч рукой за пределами штрафной.

 

Концовка второго тайма определенно была советской. А Иванов на последних минутах упустил такой шанс, что, завершись поединок не в пользу СССР, Валентину Козьмичу его припоминали бы всю его оставшуюся жизнь. Метревели выдал пас направо на Понедельника (номинального центрфорварда, напомню), тот прострелил в штрафную, а Иванов не попал в пустой угол ворот с нескольких метров.

 

Овертайм, по крайней мере его первая половина, прошел в равной борьбе. И наши устали, и юги откуда-то нашли второе дыхание (замен тогда, кстати, не было). Галич обыграл двоих, но ударить не успел. Шекуларац опасно пробил – Яшин забрал мяч. Второй главный момент был у Ерковича – «Черный паук» ошибся на выходе при подаче углового, Еркович пробил головой – не попал в пустые ворота.

 

Первый же (по убийственности и казавшейся неотвратимости), в четвертом тайме, и вовсе мог похоронить надежды сборной СССР. Галич почти что повторил «подвиг» Иванова – только у Милана пустыми были все ворота, а не просто угол, и расстояние до линии измерялось двумя метрами в лучшем случае (а то и меньше там было, качество видео, сами понимаете).

 

А на 113-й минуте случился тот самый момент. Главный момент и их, и, наверное, наших жизней тоже. Затянувшаяся атака сборной СССР перешла в аут. Вбросили, на Бубукина, Валентин почти от лицевой справа прострелил, мимо Войнова (зацепил мяч Юрий Николаевич или нет, сложно определить), к Месхи. Михаил подобрал мяч, прошел вперед и влево, навесил в штрафную – а там уже выпрыгивал наш центрфорвард Виктор Понедельник. И приблизительно в половине первого ночи по Москве, уже в ПОНЕДЕЛЬНИК 11 июля, нападающий ростовского СКА забил в левый от себя и правый от Благое Видинича угол второй, как оказалось чуть позже – победный гол. А рядом с ним совершенно по-детски прыгал от нахлынувшей радости Валентин, еще просто Валентин, Иванов.

 

Юги побежали отыгрываться, в одном из эпизодов Бора Костич мог забить головой в сутолоке. Но тут же и Бубукин чуть не обыграл, выбежав один на один, Видинича – кипер на мгновение раньше успел к мячу. А через минуту-полторы прозвучал финальный свисток. Англичанин Артур Элис зафиксировал, что самым первым победителем Кубка Европейских Наций стала сборная Советского Союза. И капитан той сборной, вечный спартаковец Игорь Александрович Нетто, поднял над головой Кубок Анри Делоне.

 

Нетто ушел в марте 1999-го, далеко не первым из той команды. Последним на сегодня, полтора месяца назад, стал Валентин Козьмич. В живых на сегодня остались всего двое – левый защитник Анатолий Федорович Крутиков и центрфорвард, автор победного гола (а также наш коллега, работавший журналистом и даже главным редактором Футбола-Хоккея) Виктор Владимирович Понедельник. И именно он буквально на днях стоял на сцене киевского дворца Украина на церемонии жеребьевки финального турнира нашего Евро-2012.  И это совсем не другая, а совершенно наша история.

 

10 июля 1960. Париж. Парк де Пренс. 17966 зрителей

 

Югославия – СССР 1:2

Голы: Галич, 43 – Метревели, 49, Понедельник, 113

 

Югославия: Видинич, Дуркович, Юсуфи, Жанетич, Миладинович, Перушич, Шекуларац, Еркович, Галич, Матуш, Костич

 

СССР: Яшин, Чохели, Масленкин, Крутиков, Войнов, Нетто (к), Метревели, Вал. Иванов, Понедельник, Бубукин, Месхи. Тренер: Гавриил Качалин

 

Владимир Мыленко, специально для Ретро Футбола