Два последних матча на Львов-Арене (национальной сборной Украины против Сан-Марино (9:0) и молодежки с Хорватией (0:2)) заставили в который раз заговорить о стадионе в не самых положительных тонах... Да, матчи там всегда проходят в особой атмосфере, что не раз признавали гости города Льва. Но это чувствуется, пока ты сидишь на трибуне. А вот время до и после этого порой вызывает бурю негатива в которой раз заставляя констатировать тот факт, что Львов-Арена к матчам высокой пробы НЕ ГОТОВА!
 
А чтобы в дальнейшем у читателей не возникало возмущений насчет субъективности автора, предлагаю опереться на старую истину – все познается в сравнении. Для этого дальше в разговоре мы также поговорим о двух ведущих стадионах Украины – киевском НСК Олимпийский и донецкой Донбасс Арене, сопоставляя отдельные элементы проведения матчей высокого уровня.
 
1. Путь к стадиону. Да, знаю, об этом не говорил только ленивый, это признают все – добраться до Львов-Арены трудно. Хотя сооружение и строилось в чистом поле, но толковых путей подъезда накануне старта поединка найти практически невозможно. Вся проблема в том, что перед стадионом со стороны большой транспортной артерии (улица Стрыйская) находится Ипподром (интересно, учитывали ли это подрядчики при строительстве?), что делает возможным подъехать к арене только с двух мест со Стрыйской. Еще один путь – через ту же Стрыйскую до Кольцевой дороги, а там, где-то через километр, отдельный съезд. Но на этом всё! И когда перед матчем болельщики двигаются по одной из крупнейших дорог всей Львовщины (Стрыйкая позволяет выехать из Львова в разных направлениях), то вместе с движущимися за город машинами возникает пробка. В итоге мы с коллегой, выдвинувшись на стадион на машине (из центра города до Львов-Арены чистой езды 20 минут) за полтора (!) часа, пришли на матч со стартовым свистком! При этом на первый заезд по улице Вернадского из-за затора свернуть было очень сложно, на второй же местные ГАИшники не пустили автомобиль с представителями прессы, велев ехать далее («езжайте дальше на Кольцевую дорогу, заезжайте оттуда, там все нормально...»). При этом властители свистка и жезла выборочно останавливали каждый второй автомобиль с не совсем понятной целью, а пропускали лишь каждый четвертый. По какому принципу...
 
НСК Олимпийский. Хотя к киевской арене можно подобраться только с двух сторон, однако улицы Большая Васильковская, Саксаганского и Эспланадная очень редко не позволяют без проблем добраться на футбол своим авто. По всей длине вышеуказанных улиц любая машина может высадить пассажиров, после чего те через пару минут будут у стадиона. А заехав на Большую Васильковскую, Эспланадную и Саксаганского в районе Олимпийского, можно выехать с улиц Димитрова, Физкультуры, Жилянской, Шота Руставели и Рогнединской, то бишь с пяти улиц, не зависящих одна от одной. Улавливаете разницу? Да, порой и киевские власти «балуются», перекрывая ту или иную дорогу, однако массовых заторов в районе стадиона увидеть практически невозможно. И выехав за полтора часа до матча, явно успеешь на него. Еще и будешь одним из первых.
 
Донбасс Арена. Не посчитайте меня любителем Донбасса, но подъезды к местному стадиону впечатляют. Добраться на авто к арене можно со стороны двух крупных транспортных артерий – улицы Челюскинцев и проспекта Мира, при этом дальше ты двигаешься уже по дорогам вокруг стадиона, который расположен один посреди всего квартала. То есть места хватает. Честно говоря, за пять посещений больших матчей в Донецке ни разу не видел никакого напряга в движении по вышеуказанным улицам, разве что до десяти машин у светофоров на перекрестках. Но это никак не влияло на путь болельщиков к трибунам. Каждый, кто добирался, к примеру, на такси, мог выйти практически везде в округе стадиона и за несколько минут дошагать до своего места. Кстати, во Львове, если человека высадить на Стрыйской, до Львов-Арены он будет идти добрых 10-15 минут (а если с детьми, то и все 20-25).
 
2. Обеспечение быстрого попадания журналистов в конференц-зал и микст-зону для общения с игроками.
 
Ладно, добраться – это одно. Все-таки хороший запас времени в большинстве случаев спасает от опозданий. Но когда после матча обычные болельщики расходятся по домам, у многих журналистов только начинается жатва – надо оперативно написать материал о пресс-конференции тренеров играющих команд, да еще и комментарии игроков желательно добыть. Однако на Львов-Арене, видимо, об этом не слишком заботятся. Выйдя за три минуты до конца матча, я начал искать спуск в конференц-зал, но предполагаемые варианты были блокированы закрытыми на замок дверями (лифты вниз, понятное дело, работать не хотели). А когда заветный проход все-таки был найден, то одна из его дверей... была подперта большим куском бетонного блока, чтобы кому-то не вздумалось ее открывать! Ради принципа с коллегой преодолеваем препятствие, отодвигая блок в сторону, на что стоящий за дверью стюард резко возмутился, мол, можно было зайти и с другой стороны! Однако здравый смысл не дает понять, что ему мешало контролировать сразу двое дверей, находившихся в полутора метрах друг напротив друга? А что говорить об иных выходах, которые просто были закрыты? В результате я прибыл на «прессуху» лишь за пару минут до прихода тренера.
 
НСК Олимпийский. И хотя представителям СМИ на Олимпийском с пресс-ложи до входа в подтрибунные помещения надо немного пройтись, а вход находится с улицы, но он (вход) всегда в одном месте, а указатели (коих на Львов-Арене, кстати, возле выходов с секторов не так и много) не дают заблудиться. Да, в средине столичного НСК тоже немного запутанно (бывали казусы, когда микст-зону переносили в другое место пару раз, и каждый раз – в новое, а журналисты все никак не могли ее найти...), но опять же стюарды всегда направят, куда надо. И никаких бетонных блоков там никогда и близко не было.
 
Донбасс Арена. На донецком стадионе, хотя подтрибунные помещения и занимают огромную территорию, и добраться до конференц-зала – означает одолеть сеть лабиринтов, но специальный вход для прессы, ведущий в нужные места, расположен в пяти (!) метрах от выхода из пресс-ложи, а указатели на каждом углу доведут до цели и слепого.
 
3. Количество стюардов, работающих во время матча на стадионе.
 
Относительно простенькая конструкция Львов-Арены, вмещающей 34 915 зрителей, не требует присутствия массы стюардов во время матча. Однако на матче Украины против Сан-Марино, на мой взгляд (и не только на мой, но и других журналистов), не было и нужного количества обслуживающего персонала (к слову, узнать заветную цифру так и не удалось, ведь достучаться до администрации стадиона не так просто). Все ведающие ребята в манишках были расположены у входа на сектора, при проверке билетов и аккредитаций, и, на первый взгляд, их было предостаточно. Но когда понадобилось найти путь в определенное место, добраться до нужных людей было очень сложно. Да и в подтрибунных помещениях их оказалось не так много, как этого требовалось для надлежащей организации пребывания СМИ в микст-зоне и общения журналистов с футболистами.
 
НСК Олимпийский (70 050). Вот, к примеру, на матче Украины с Англией на стадионе работало около четырехсот стюардов (по некоторым данным – 370), представители которых были размещены у каждого входа/выхода в количестве одного-двух человек. Кстати, на официальном сайте Олимпийского говорится, что на матчах на данной арене работают в среднем одна тысяча стюардов... В общем, что на трибунах, что в подтрибунных помещениях, есть кому при надобности уладить любую ситуацию.
 
Донбасс Арена (52 667). На Евро-2012 на стадионе на матчах сборной Украины работало от 1 000 до 1 200 стюардов. На поединках Шахтера трудится 600-700 человек...
 
4. Допуск и пребывание в микст-зоне непричастных к профессиональному футболу людей.
 
Малое количество стюардов породило еще одну проблему: после матча в микст-зоне Львов-Арены, где ТОЛЬКО журналисты общаются ТОЛЬКО с игроками, было не менее людно, чем в киевском метро в час пик! И если 12-летних мальчиков, ломящихся за автографами к Коноплянке, можно считать корреспондентами ведущих изданий страны, тогда я Ларри Кинг! До сих пор сложно понять, как десятки фанатов без проблем попали в огражденную и охраняемую (хотя, здесь, конечно же, имеются сомнения) зону? Я ничего не имею против любящих футбол ребят, но их присутствие явно мешало работе СМИ. И стюарды, и работники службы безопасности на это никоим образом не отреагировали, доведя некоторых корреспондентов до отчаяния. В который раз обрела актуальность мысль о том, что фанатов нужно как-то ограждать, предоставляя им отдельное место, где можно попросить у игроков автограф и фото на память. Увы... После матча с Сан-Марино в специально отведенном для работы СМИ месте бегали толпы фанатов, порой доводя ситуацию до абсурда, когда людей чуть не сбивали с ног...
 
НСК Олимпийский. Микст-зона киевского НСК находится в глубине подтрибунных помещений стадиона, и увидеть там НЕ представителей СМИ доводится очень редко. Стюарды тщательно следят за тем, чтобы в места работы журналистов не прошел кто-то ненужный, по несколько раз проверяя наличие аккредитации, а то и документы. Хотя это порой и раздражает, но зато можно спокойно работать.
 
«Донбасс Арена». В микст-зону этого стадиона тоже не попадают толпы фанатов, и допускаются туда лишь те, кому действительно нужно и кто обладает на это правом. Конструкция стадиона продумана таким образом, что обычные болельщики и близко не могут пересечься с местами работы СМИ, а если кто-то и попытается, то стюарды тут как тут.
 
«Вот такие вот пироги», — как говорил блистательный Джим Керри в одной из своих многочисленных комедий. Да, во Львове немало готовились к этим двум матчам с Сан-Марино и Хорватией, но, как показала практика, подготовились весьма плохо, создав Львов-Арене такой негативный имидж. Что ж, будем надеяться, что в будущем все будет исправлено, ведь Львов – это один из козырей сборной Украины, в этом городе нашим ребятам проводить еще не один матч, и добывать не одну победу! Однако, вспоминая визит на матч с Сан-Марино, при следующей поездке на футбол в город Льва многие журналисты только печально вздохнут: «Опять на Львов-Арену...»
 
Максим Сухенко, Football.ua