Ринат Леонидович настоял, чтобы представители прессы отведали чудесный витаминизированный чай, который готовят на базе Кирша, и охотно ответил на вопросы СМИ.

– Ринат Леонидович, чего вы ожидаете от финала Кубка Украины?


– Разумеется, мы хотим победить в финале. Но, уверен, этого точно так же хотят и наши соперники. Игра будет интересной, и она доставит удовольствие болельщикам. Надеюсь, что наша команда проявит все свои лучшие качества и привезет Кубок в Донецк.

– Как вы думаете, с каким счетом закончится матч?

– Этот вопрос не ко мне, а к букмекерской конторе.

– Ринат Леонидович, вам иногда снятся вещие сны…

– Ничего еще не снилось, но впереди еще есть два дня. Если что-то приснится – обязательно скажу.

– Скажите, а почему не поднимался вопрос об иностранном арбитре на финальный матч?

– Я надеюсь, украинский арбитр отсудит так, что претензий к нему не возникнет. Очень важно, чтобы на поле главную роль играли футболисты, а не судьи. Хотелось бы, чтобы арбитр не испортил праздник ни одной из команд.

– Вы будете помогать Мирче Луческу настраивать ребят на поединок? Психологически?

– Нет. Я думаю, это вопрос тренера, и он с ним справится. Да и ребята очень хотят привести Кубок в Донецк. Я думаю, что на киевский клуб у нас будет особая мотивация. С этим проблем не будет. Впрочем, как и у киевлян.

– Реал стал чемпионом Испании…


– Мы уже поздравили Бернда Шустера с победой его команды. Этот тренер работал в Шахтере, вкладывал свою душу и сердце. Если вы помните, я всегда говорил, что у этого специалиста большое будущее. Я рад, что у него получилось добиться чемпионства с Реалом, причем с первого раза. Откровенно говоря, я очень расстроился, когда он с первой попытки не выиграл Лигу чемпионов. Будем надеяться, что как-нибудь в финале мы встретимся с Шустером, с его командой.

– Вы видели победу Зенита над Баварией?

– Да, смотрел. Очень понравилось. Я их поздравляю, рад за Зенит. Приятно, что в финале примет участие наш бывший футболист – Толя Тимощук. Будем болеть за то, чтобы с такими же бойцовскими качествами Зенит подошел к финальной игре.

– Скажите, а чья игра вам больше нравится: Шахтера или Зенита?

– Это такой вопрос… Если честно сказать, то мне больше нравится игра Шахтера, а результат Зенита. Поверьте, мы идем правильным путем. Время оценит наши страдания, я думаю, что мы будем держать европейский Кубок в руках. Слабые люди всегда опустят руки, будут смотреть, мол, у кого-то получается, а у нас что-то не вышло… Сильные – все преодолеют. Мы не должны бросаться в крайности. Нам нужно научиться терпеть, ждать и не опускать руки, преодолевать все трудности и препятствия. Я убежден, тогда успех будет с нами… Говорят, что Бавария выглядела плохо. А я считаю, что Зенит был очень сильным. Кстати, питерцы были молодцами и в первой встрече.

– Может быть, у них был элемент везения?

– Не хочу даже об этом говорить. Им попались серьезные соперники, было очень сложно. Это футбол… Я всегда говорю о том, что у такого успеха нужно учиться. Не стоит сетовать: Почему не мы?. Повторяю, нужно терпеть, ждать, не опускать рук, нужно системно создавать свой потенциал, использовать собственные возможности. На моем пути всегда возникали препятствия, появлялись сложности. И если кому-то все давалось сразу, то у меня такого не было. Мне приходилось ждать, терпеть, преодолевать трудности. Но я точно знаю, что на выходе будет результат.

– Не кажется вам, что у команды сейчас нет того боевого духа, который был при Носове, например?

– Есть другое – класс, скажем. В жизни всегда так бывает, что-то теряешь, что-то находишь… Если мы постоянно будем оглядываться назад, то ни к чему не придем. Да, был дух, но на нем одном мы не выиграем европейский Кубок. К тому же, разве сегодняшние игроки Шахтера не хотят побеждать? Я всегда слушаю мнения болельщиков. Но решение все равно принимать мне. Не пойму, что значат слова: Принял решение под давлением болельщиков? Отвечать только мне. Если уж я принял решение, то взял всю ответственность на себя.

– Зенит был успешен в трансферной политике…

– Да, у них хорошо получилось. Тимощук им очень сильно помог. Ведь это готовый игрок, который помог бы любой команде...

– А нам как раз не хватило в прошлой Лиге игрока такого плана…

– Не хватило. Вы понимаете, в чем вопрос? Сегодня у нас есть очень большие футболисты, лидеры команды, имен называть не буду, вы их сами знаете. Я не исключаю, что какой-либо серьезный клуб заплатит нам большую сумму за того или иного игрока. И мне нужно будет его отпускать. Не отпустим – не будет мотивации. Причем не только у конкретного футболиста, а у всей команды. Минус в том, что мы теряем хорошего игрока, но завтра будет плюс в чем-то другом. Мы же отпустили лидеров команды – Тимощука, Марику... Посмотрим, как Зенит будет готовиться к Лиге чемпионов. Если им теперь не поступит предложений от других клубов – это плохо, значит, рынок не оценил. А если поступят, Зенит обязан будет отпускать игроков. Рынок определит стоимость того или иного футболиста. Если рынок этого не сделал, значит, нет предложений. Для Зенита – это хорошо, для футболиста – плохо. Если питерцы сохранят состав, то вместе с ним будут двигаться в Лигу. А если у них захотят купить трех-четырех ключевых игроков? Что делать руководству клуба? Найти футболиста, который завтра же войдет в состав, и принесет такую же пользу, как его предшественник – крайне сложно и зачастую даже невозможно.

– Кстати, о рынке. Не так давно Мирча Луческу сказал, что по оценкам одного сайта Шахтер – лучшая украинская команда. Сразу же после этого динамовец Алиев в интервью сообщил, что Семин перед тренировкой зачитал им это. Не будут ли киевляне более злыми, мотивированными после такого? Ощущение, будто Шахтер к финалу выходит фаворитом.

– Фаворитами или не фаворитами команды, по большому счету, делают журналисты. Раньше, выходя против Динамо, мы их побеждали, а фаворитами все равно считались наши соперники. Для нас тогда победить Динамо было подвигом, наверное… Фаворитом было Динамо, а выигрывали мы… Мотивацией, я убежден, заряжены обе команды. Все ребята – с амбициями. Семин – опытный тренер, зачитал игрокам высказывания Луческу. Но тот никоим образом не хотел оскорбить противника. Он всего-навсего сказал, что рынок дал такую оценку. Здесь можно спорить. И я бы в этом споре поучаствовал, интересно узнать все аргументы за и против.

– Ринат Леонидович, что касается арендованных игроков, – будут они возвращаться?

– Обратил на себя внимание Селезнев. В Арсенале ему доверяют, даже если он сыграл плохо, все равно выступает. Это важно. Шустер говорил в одном из интервью, что академия Реала признана лучшей. Как, допустим, оценивают школу? Взяли четыре чемпионата и сравнили, сколько у них футболистов играет из одной, второй, третьей академии. Оказалось, что из школы Реала большего всего воспитанников. Это очень хороший критерий. Допустим, в основу Аякса пробиться легче, нежели в Реал. В Амстердаме могут дать шанс молодому спортсмену, а в Мадриде беспокоятся о Лиге чемпионов. У них другие задачи. Шустер это и сказал, что воспитаннику собственной академии к нему трудно попасть напрямую, проще это сделать через аренду. Это нормальная практика. Раньше мы считали, что, отдавая футболиста в аренду, клуб зарабатывает деньги. Нет, конечно. Сейчас мы это делаем для того, чтобы футболист доказал нам, что он может составить конкуренцию на высоком уровне.

– Селезневу это удалось?

– Он из всех арендованных обратил внимание на себя. Важно понимать, что в Арсенале он – лидер, а здесь ему придется за место в составе побороться. Место никому в основе не забронировано! Я это говорил, и когда у нас был Кастильо. Где он теперь? На замены выходит. Мы тоже на это обращаем внимание. Если Элано – игрок основы Манчестер Сити, и пресса о нем пишет и говорит, то с Кастильо ничего такого не происходит...
А Селезнев заставил нас задуматься, что здесь ему нужно было доверять больше.

– А Бредун, Федецкий, Фомин?

– Не знаю, хотелось бы, чтобы они были на виду. Но всегда нужно в первую очередь спросить самого футболиста, где бы он себя хотел попробовать. Что касается, Фомина, то для него лучше оставаться в Металлисте. Там ему доверяют, он там играет. Единственное, хотелось бы, чтобы он больше забивал. Я хочу, чтобы он меньше травмировался. Травмы – это, возможно, несчастный случай, а возможно, где-то не долечился, не восстановился, нарушил режим…Почему он всегда травмирован, и мало забивает? – вот два вопроса. Фомин должен забивать. Так, как он сейчас выглядит, ему сложно обратить на себя внимание.

– Вы планируете кого-то громкого покупать?

– Посмотрим, жизнь покажет. Чего хотелось бы: максимально сохранить состав, и может быть, кем-то усилиться. Как это получится? Если поступят громкие, а не унизительные для нас и футболистов предложения, несмотря на то, что клуб не нуждается в какой-то сумме, мы пойдем навстречу игроку. И тогда будем думать о приобретениях. А что, пишут, что мы кем-то интересуемся, хотим купить? Иногда такое пишут, что порой сам думаешь: Правда это или нет? Хотя приятно, что многие потенциальные громкие трансферы связывают с Шахтером. Но мы будем покупать не тех игроков, о ком пишут, а тех, кто нам нужен.