Всего полтора месяца назад парижане казались непобедимым гигантом в мире карликов Лиги 1. Столичный клуб превосходил конкурентов по всем возможным параметрам. Финансовая база ПСЖ казалась безграничной, тренер был авторитетным, состав звездным, а управление мудрым. Победа этого монстра в чемпионате была неизбежной. Да что там говорить, если после вылета от Барселоны в четвертьфинале Лиги чемпионов президент Насер Эль-Хелаифи возвел свой клуб в статус европейских грандов и претендентов на триумф в следующем розыгрыше престижнейшего трофея Старого Света.
 
В общем, дела в Париже шли без сучка и задоринки, даже как-то подозрительно гладко. Но эта видимая невооруженному глазу оболочка благополучия оказалась слишком хрупкой – разрушилась она в одно мгновение. Наверное, сейчас арабский шейх не рад своим майским изречениям. ПСЖ оказался не таким большим клубом, как ему казалось…
 
Гранд или не гранд? Вот в чем вопрос. Нынче модно причислять тот или иной клуб к данной священной касте. А по каким критериям звание присваивается, остается загадкой. Наверное, понятие это является больше статусным, чем материальным. И финансовая составляющая далеко не всегда играет ключевую роль.
 
История с уходом Карло Анчелотти на самом деле является показательной. Вряд ли Реал предложил итальянцу более выгодные условия работы. Наверняка, итальянца соблазнило имя, волшебное имя мадридского клуба, вокруг которого светится многолетний ореол величия. При огромном желании, при всех стараниях Леонардо удержать Карлетто было невозможно. Он даже был готов заплатить парижанам из собственного кармана, лишь бы получить долгожданный шанс поработать в Королевском клубе. Мог ли Анчелотти подумать, что его уход станет причиной эффекта домино? Наверное, возможные последствия итальянца не сильно волновали…
 
Тем не менее они случились, причем разрушительные. Затянувшаяся тренерская сага завершилась для ПСЖ так же неожиданно, как и началась. Пресса сватала в столичный клуб многих именитых наставников, но парижан в итоге возглавил Лоран Блан. Плохо это или хорошо, покажет только время, однако ожидания от работы этого французского специалиста весьма пессимистичны. «Гениальное» решение привести француза в команду принадлежало самому Эль-Хелаифи, который наплевал на советы и уговоры своего верного помощника Леонардо. «Мы провели переговоры со многими специалистами, однако добиться их согласия не удалось. Так что мы остановились на кандидатуре Блана. Это один из талантливейших французских тренеров, который, я уверен, приведет ПСЖ к победам», — несмотря на дифирамбы, в словах Лео читается неприкрытое разочарование политикой руководства.
 
Реакция спортивного директора легко объяснима. Сначала начальство навязывает свое собственное решение, а затем в случае неудачи спрашивает с подчиненного – очевидно, такая перспектива не прельщала Леонардо. Не секрет, что после перестановки на тренерском мостике столичной команды отношения между спортивным директором и президентом ухудшились. Но назначение Блана стало лишь последней каплей, окончательно убедившей специалиста в необходимости смены обстановки.
 
 
Главную причину долго выискивать не надо – она сама приходит на ум. Наверное, Леонардо до конца жизни запомним злосчастный матч с Валенсьенном, состоявшийся 5 мая. Удаление Тиаго Силвы, необязательная потеря очков в разгар чемпионской гонки, море негативных эмоций… «Нападение» на главного арбитра Александра Кастро было глупым поступком, но оно случилось. Да и «нападением» тот эпизод можно назвать с большой натяжкой – простой толчок в плечо. Но Дисциплинарный комитет ЛФП устроил показательную казнь, отстранив Леонардо от работы на девять месяцев. Наверняка, Лео не заслуживал столь сурового наказания, но этим примером чиновники решили предотвратить возможный самосуд по отношению к арбитрам. Увеличение срока дисквалификации до года в ответ на апелляцию выглядело лишним и вызвало бурю негодования со стороны футбольного общества Франции, но назад дороги не было.
 
Скорее всего, уже тогда Леонардо понимал, что его дни в клубе сочтены. Отстранение от профессиональных обязанностей сроком на год превратило бразильца из матерого функционера и флагмана трансферной работы ПСЖ в ненужный балласт. Но Лео не стал унывать и решил уйти красиво, напоследок порадовав болельщиков очередным громким приобретением.
 
Сама новость об отставке Леонардо, хоть и была ожидаемой, грянула внезапно. Ранее частенько возникали слухи о его желании вернуться в Италию, но всякий раз менеджер их отметал. Фанаты ПСЖ до последнего верили, что спортивный директор останется в клубе. Судя по отзывам и комментариям, уход Лео был воспринят большинством болельщиков как самая настоящая трагедия. Почему? Казалось бы, тратить миллионы могут все, лишь бы эти миллионы были. На самом же деле работа менеджера только внешне кажется простой, и из Леонардо получился великолепный спортивный директор.
 
За два года у руля клуба бразилец провернул более десятка громких переходов, некоторые из которых вовсе стали рекордными для Франции. Используя личные связи для затравки и катарские деньги в качестве аргументации, Леонардо переманил в ПСЖ чуть ли ни всех звезд итальянской Серии А. Златан Ибрахимович, Марко Верратти, Эсекьель Лавесси, Тиаго Силва, Сальваторе Сиригу, Тиаго Мотта – все до единого трансферы могут считаться удачными, что удивительно, учитывая величину эго перечисленных исполнителей. В общем, отработал Лео на отлично, в короткие сроки наполнив простой денежный мешок глубоким смыслом.
 
 
Последним же свершением бразильца стала покупка Эдинсона Кавани. Пусть, Аурелио Де Лаурентис и считает 63 миллиона евро, уплаченные за уругвайца, абсурдными, однако при всем при этом Леонардо удалось выиграть борьбу за Матадора у не менее богатых Манчестер Сити и Челси. А на войне все средства хороши. Сейчас сложно судить о перспективах Кавани в новой команде, о том, как сложатся (и сложатся ли) его отношения со Златаном Ибрахимовичем, но потенциально данное приобретение выглядит чрезвычайно сильным.
 
Примечательно, что официальное представление Эдинсона состоялось в последний день работы Леонардо в Париже. Ранее ходили слухи о том, что он покинет директорский пост после закрытия трансферного окна, но Эль-Хелаифи решил освободить Лео от обязанностей вчера: «Я уважаю данное решение, но для ПСЖ это серьезная потеря».
 
Нынешнее лето обещает стать для парижан периодом испытаний. В июне они остались без тренера, в июле – без спортивного директора. Что ждет команду в августе? Старт чемпионата, к которому футболисты и болельщики ПСЖ подходят не в самом лучшем настроении. Лишившись тактика и стратега – главных творцов успеха прошлого сезона — столичному клубу предстоит бороться с разбогатевшим и уже не менее звездным Монако. Усугубляют ситуацию и слухи о желании уйти Ибрахимовича. Может, подписывая Кавани, Лео что-то подозревал о намерениях Златана? Не исключено…
 
Война за чемпионство обещает стать крайне интересной. А Леонардо будет следить за ней в роли стороннего наблюдателя – его «последний день» был вчера.
 
Follow AndriiShkurenko on Twitter