Нападающий Манчестер Юнайтед Радамель Фалькао нервно посматривает на скамейку запасных. Решительный шаг Луи ван Гала снять с игры Анхеля Ди Марию в перерыве явно не придает ему уверенности, не помогает колумбийцу и осознание того факта, что среди всех резервистов Юнайтед наиболее активно разминается Маруан Феллаини. Под серьезным давлением Фалькао вступает в следующий эпизод: принимать подачу с фланга ему приходится в окружении двух защитников Сандерленда. Но вот "Эль Тигре" удачным выбором позиции уделывает Уэса Брауна, вот он обрабатывает мяч, а вот и рука Джона О’Ши, опустившаяся на плечо Фалькао, дает ему повод обрушиться в штрафной площади соперника. Вердикт арбитра не заставляет себя ждать: одиннадцатиметровый и удаление. И без того сомнительное решение (едва ли фол О’Ши заслуживал "тройного наказания") вдруг превращается в одно из наиболее спорных в истории Премьер-лиги – вместо О’Ши судья Роджер Ист удаляет Брауна.

Недоумение на лицах игроков Сандерленда, смятенный вид Иста – хрестоматийная картинка для ролика о пользе введения в футбольные правила видеоповторов. В послематчевом рапорте судья объяснит свое решение фиксацией нарушений правил и О’Ши, и Брауном, последнее из которых, по его словам, заслуживало назначения одиннадцатиметрового. И хотя впоследствии красная карточка защитника была аннулирована, а в прошлом сезоне в похожем моменте уже запомнился Андре Марринер, настолько курьезный эпизод не мог не поднять волну обсуждения. "Я посмотрел повтор и убедился в том, что Уэс никого не трогал, – рассказывал менеджер Черных котов Густаво Пойет по окончании встречи. – Рефери указал на "точку" из-за фола Брауна, но разве можно назначать пенальти за то, чего не было? Не говоря уже об удалении". 

До чего же показательный эпизод: в течение нескольких секунд поглумиться над словами Мишеля Платини о важности сохранения человеческого фактора в футбольном арбитраже и вместе с тем разрушить миф УЕФА о затягивании времени матчей возможным введением видеоповторов. Дело в том, что перед тем как принять решение Роджер Ист потратил несколько минут на консультации с лайнсменом и все равно ошибся. Понятно, что в этом случае помощь дополнительного судьи, следящего за событиями матча посредством телетрансляции, оказалась бы не только более квалифицированной, но и гораздо более оперативной. Пример же технологии фиксации забитых мячей доказывает, что подобные нововведения способны раз и навсегда покончить с неопределенностью в решениях арбитров.

Впрочем, польза от введения технологий до сих пор не является очевидной для всей футбольной общественности. Консенсус, казавшийся непоколебимым после прошлогоднего заявления Зеппа Блаттера о возможности предоставить доступ к видеотрансляциям тренерам, сейчас снова оказывается под вопросом. Тот же Гус Пойет, явно не желающий потерять свою любимую тему для разговоров на послематчевых пресс-конференциях, склонен считать устоявшийся порядок дел приемлемым, хоть и настаивает на необходимости повышения квалификации современных арбитров. Поддержка же изменений возглавляемой Блаттером ФИФА пока зависит исключительно от политических нюансов.

"[Введение видеоповторов] лишит нашу игру спонтанности и непредсказуемости. До тех пор, пока я президент, видеоповторы в футболе исключены", – заявлял Зепп в интервью The Guardian в 2006 году. А вот заявление президента ФИФА в июне прошлого года: "Почему бы нам не предоставить тренерам возможность оспорить два решения судьи на протяжении матча?" Две кардинально противоположные позиции Блаттера на самом деле имеют одну причину – оба эти заявления швейцарец делал за год до очередных выборов президента ФИФА. И в своем мнении он, на самом деле, отстаивал позицию большинства национальных федераций, ведь то, что девять лет назад казалось пугающим новшеством, в 2015-м является давно назревшей мерой. Впрочем, очевидно, что, как и в 2006-м, сейчас Блаттером движет, прежде всего, желание остаться на своем посту. Но даже если его команда и понимает, что от введения видеоповторов не уйти, это не означает, что она не будет использовать это в свою пользу.     

28 февраля 2015 года Международный союз футбольных ассоциаций (МСФА), отвечающий за ведение и регулирование футбольных правил, отложил испытания первой технологии видеоповторов на год. Генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке назвал потенциальное введение видеотехнологий "наиболее важным решением в истории МСФА" и аргументировал отсрочку желанием обеспечить лучший результат эксперимента. На первый взгляд логичное решение в конечном итоге вызвало немало вопросов, не в последнюю очередь связанных с предстоящими выборами президента международного футбольного союза.

Все дело в том, что на обсуждение регулирующего органа вопрос видеоповторов выдвинула Королевская ассоциация футбола Нидерландов. Голландцы провели эксперимент, предоставив судьям после отработанного матча возможность выделить эпизоды, в которых они бы не отказалась от помощи видеотехнологий. Испытание было признано успешным, и следующим этапом было определено тестирование видеоповторов во время матчей. Однако для этого федерации понадобилось разрешение МСФА, которое, как известно, было отсрочено. И все бы ничего, но нидерландскую ассоциацию, равно как и миссию по введению видео, возглавляет Михаэль ван Прааг, один из конкурентов Зеппа Блаттера на предстоящих выборах президента ФИФА.      

Слова бывшего руководителя Футбольной Ассоциации лорда Трисмана о том, что Блаттер управляет мировым футболом по принципам мафиозной семьи, давно уже стали общим местом, поэтому подобные методы швейцарца едва ли способны удивить подготовленную публику. Не новость и то, что в своих решениях ФИФА руководствуется, в первую очередь, политическими причинами, а не интересами спорта номер один. И при всех стараниях Михаэля ван Праага, Луиша Фигу и принца Али, – противостояние которых с Блаттером, похоже, является очередной битвой за власть между Зеппом и Мишелем Платини, – на майском конгрессе ФИФА швейцарский диктатор все равно будет считаться фаворитом. А значит, даже если решение по поводу видеоповторов в ближайшее время и будет принято, в любом случае оно окажется политическим.  

Как же быть до этого? Свое решение предлагает недавно завершивший профессиональную карьеру арбитр Ховард Уэбб. По его словам, в сложившихся условиях футбольная общественность делает себе медвежью услугу, оказывая постоянное давление на судей. Уэбб не понаслышке знает о том, сколь болезненно порой может восприниматься критика, и признает, что в последнее время ему придется выслушивать недовольство сразу нескольких действующих арбитров Премьер-лиги. "Они разбираются с этим по-разному. Некоторые судьи проводят со мной долгие разговоры по телефону, пытаясь выговориться и объяснить свою позицию. Они хотят рационализировать свои ошибки, а не выслушивать обвинения в том, что они теряют свой рассудок". Понятное дело, настолько серьезное психологическое давление в эпоху социальных сетей и стремительно набирающих популярность аналитических программ не может не влиять на состояние судей. К слову, многие британские эксперты склонны считать, что недавняя череда ошибок в пользу соперников Челси во многом была вызвана словами менеджера Синих Жозе Моуриньо о запланированной кампании против его команды.

Один из ведущих английских спортивных журналистов Барни Ронэй заходит еще дальше, призывая удержаться от критики арбитров ради дальнейшего прогресса футбола на Острове. Колумнист The Guardian признает, что современные стандарты судейства заставляют желать много лучшего, но все же считает, что обвинение во всех бедах судей не имеет никакого смысла. "Давайте прекратим говорить о рефери, наконец-то начав разговор об английском футболе как таковом, с его испорченностью богатством, увлечением пустяками и торжествующим филистерством", – расставляет приоритеты Ронэй. Синхронный вылет из Лиги Европы Ливерпуля и Тоттенхэма, а также трудности Арсенала и Манчестер Сити в Лиге чемпионов спровоцировали в Англии целую волну обсуждений о проблемах клубов Премьер-лиги в Европе, и, по мнению журналиста, куда важнее сконцентрироваться на этой теме, оставив в покое и без того измученных рефери. 

Очевидно, что альтернативы судьям в мировом футболе нет, оттягивание же процесса введения видеоповторов вынуждает всех нас уживаться с ошибками, которые они обречены допускать. Глупо прикрывать эти реалии ярлыком "непредсказуемости" и особенностями "человеческого фактора", едва ли есть причина и сомневаться в том, что подготовка специалистов не может быть улучшенной. Однако при этом стоит понимать, что лишнее давление на судей не способствует улучшению их показателей, а действительно решительные перемены могут быть приняты только после того, как футбольные функционеры сумеют отвести политические интриги на второй план и в кои-то веки подумать о футболе. Даже при этом Блаттеру (или его преемникам), впрочем, нужно помнить слова Джорджа Каннинга: "Все те, кто когда-то выступили против улучшения, поскольку оно представляло собой нововведение, вынуждены будут в один прекрасный день принять нововведение, которое уже более не будет улучшением".    

Ярослав Друзюк, Football.ua