Однажды кофейные бароны собрали сильнейших игроков мира, показали дулю ФИФА и устроили нелегальный чемпионат.

Футбол в Колумбии оставался любительским вплоть до 1949 года, хотя в соседних Уругвае, Бразилии и Аргентине он уже 15-20 лет как был профессиональным. Исправить ситуацию взялся президент новосозданного клуба Мильонариос Альфонсо Сеньор. Он создал профессиональную лигу Димайор, стал подбирать в крупных городах страны 10 клубов для участия в новом чемпионате, а также договариваться о льготах для них, ведь для любительских команд переход в профессионалы сопровождался определенными финансовыми трудностями. Например, он добился существенных скидок на чартеры, чтобы команды могли летать на гостевые матчи чемпионата.

Любительская лига Адефутбол восприняла формирование профессиональной лиги враждебно, и после длительной полемики обратилась в ФИФА с требованием отозвать членство новой лиги. Оно было удовлетворено.

Казалось бы, на этом история закончится, но Сеньор смог увидеть свои плюсы в этой ситуации и разрекламировал в местной газете Димайор как El Dorado - золотую эру колумбийского футбола. Президент Мильонариос понял, что раз теперь лига вне юрисдикции ФИФА, то, соответственно, не обязана подчиняться и ее правилам о трансферах футболистов, а значит может беспрепятственно привозить к себе игроков бесплатно, достаточно договориться с ними! А убедить игроков колумбийцам было чем — продажа кофе приносила огромные деньги.

Альфонсо Сеньор отправил своего аргентинского тренера Карлоса Альдабе на родину и велел не возвращаться без какой-нибудь звезды. Их футбол как раз переживал тогда смутные времена: футболисты объявили забастовку, на что федерация не придумала лучшего ответа, чем набрать вчерашних любителей на их места. В результате бунтари фактически остались не у дел.

Это облегчило задачу тренеру Мильонариос, и уже 10 июня в аэропорту Боготы пять тысяч человек встречали одного из лучших игроков мира 40-х годов, звезду Ривер Плейта и альбиселесте, Адольфо Педернеру. Акция имела умопомрачительный успех и принесла доход в пять раз превышавший оклад футболиста. Колумбийцы сразу смекнули, что могут получать огромные прибыли, приглашая иностранных звезд. Отсутствие необходимости платить отступные позволяло им предлагать игрокам еще большую зарплату.

Не без помощи Перденеро вскоре ряды Мильонариос пополнили Эктор Риаль и сам Альфредо ди Стефано. Позже они золотыми буквами внесли свои имена в историю мадридского Реала, выиграв с королевским клубом пять КЕЧ подряд. Но не Аргентиной единой - также столичный клуб усилился Билли Хиггинсом из Эвертона и Бобби Флавеллом из Хартс.

Индепендьенте из Санта-Фе пригласил Нейла Франклина и Джорджа Маунтфорда из Стоука, а также Чарли Миттена из Манчестер Юнайтед, который тогда тренировал сэр Мэтт Басби. Левому вингеру манкунианцев была предложена зарплата в размере 50 фунтов в неделю и целых 10 тысяч подъемных - баснословные по тем временам деньги. Для сравнения, в Англии максимально разрешенная зарплата футболиста в то время равнялась восьми фунтам в неделю, а летом и вовсе шести.

Из всех этих британцев контракт до конца доработал лишь Миттен. После возвращения его приняли как изгоя, дисквалифицировав на полгода, да еще и наложили штраф в размере шестимесячной зарплаты. Манчестер, который до сих пор считался владельцем игрока, продал его в Фулхэм. Миттена звал Реал, но он отказался — его семья чувствовала себя в Испании не в своей тарелке. Ди Стефано очень жалел об этом: С ним нам Франсиско Хенто был бы не нужен. Хенто быстрый, но Чарли умнее. Рекорд Миттена в 17 подряд забитых пенальти в матчах за МЮ до сих пор не побит. Многие считают его лучшим английским игроком в истории из тех, кто ни разу так и не надел футболку сборной.

В первом розыгрыше нелегального чемпионата было зарегистрировано 252 игрока, из которых 222 появились на поле. Среди них было 182 колумбийца, 13 аргентинцев, 8 перуанцев, 5 уругвайцев, по два чилийца, эквадорца и доминиканца, а также один испанец. Количество легионеров с каждым годом увеличивалось по мере  распространения по миру славы Колумбии, как места, где футболистам платят огромные деньги. Однажды туда в рамках турне приехали имевшие на весь мир славу больших футбольных мастеров венгры, но вот обратно их уже уехало гораздо меньше: часть осталась, чтобы играть в Димайоре.

Трансферная политика многих клубов была направлена на футболистов из какой-то одной страны. Так Индепендьенте Медельин сосредоточилось на футболистах из Перу, Депортиво Кукута усилило состав восемью чемпионами мира 1950 года в составе Уругвая, почти всю команду Депортиво Кали составляли аргентинцы, так же, как и 10 из 20 игроков Мильонариос, Депортиво Перейра собрало у себя лучших футболистов Парагвая, а в Депортиво Самариос числились аж 15 венгров. Спустя два года после основания в Лиге Димайор уже насчитывалось 320 иностранцев.

Сам чемпионат был довольно прогрессивным: по ходу игры едва ли не впервые в мире разрешалось делать две замены, на спинах футболистов красовались номера, а судьи были приглашены из колыбели футбола - Англии.

С самого начала донимироание завхватили Мильонариос: за пять лет существования нелегального чемпионата они взяли чемпионство четырежды, лишь в 1950 году позволив себя обойти Онсе Кальдасу. Ди Стефано дважды подряд становился лучшим бомбардиром, забив 52 мяча за 1951-52 годы. За эти достижения клуб до сих пор носит прозвище голубой балет - его он получил благодаря цвету своей формы, а также изящному и зрелищному стилю игры. В голубой балет входили ди Стефано, Педернера, Альфредо Кастильо (133 гола за годы Эльдорадо), Нестор Росси и еще несколько топовых аргентинских игроков.

Однажды они отправились в Испанию, чтобы принять участие в турнире, посвященном 50-летию Реала. Ко всеобщему удивлению, Мильонариос выиграли этот турнир, занеся в свой актив три победы и две ничьи, в том числе обыграв юбиляров со счетом 4:2. За игрой наблюдали президент королевского клуба Сантьяго Бернабеу и скаут Барселоны Хосеп Самитьер, которые как раз тогда и приметили Альфредо ди Стефано, сделавшего в том матче дубль.



Три месяца спустя Реал специально приехал в Боготу, дабы взять реванш, но снова был бит хозяевами: 2:1 и 1:0. В следующем году в первом розыгрыше Малого Чемпионата Мира, товарищеского турнира, который в 50-70 годах проводился в Венесуэле, испанцам снова не удалось обыграть голубой балет, но на этот раз они и не проиграли - две ничьи 1:1. Клуб из Боготы занял третье место, отстав от мадридцев и Ботафого всего на одно очко. Год спустя Миллионариос убедительно выиграли турнир, но на нем за испанцев отдувался уже Эспаньол.

Стоит упомянуть и о роли Эльдорадо в общественной жизни Колумбии. Социальное неравенство между либеральным народом и консервативной властью тогда накалило общество до предела. Накануне создания Лиги Димайор был убит мэр Боготы — один из главных кандидатов в президенты, взгляды которого были не по душе кофейным олигархам. Десятки тысяч людей погибали в уличных бунтах. Футбол смог отвлечь народ от беспорядков и политики, что власть и стала использовать в своих целях. Длилось это пока не стало ясно, что кризис в стране не позволит долго содержать такой дорогой футбол. Таким образом, Эльдорадо помогло приостановить саморазрушение Колумбии.

ФИФА и КОНМЕБОЛ были не в восторге от сложившейся ситуации. Чаша терпения переполнилась, когда колумбийские клубы перестали отпускать своих игроков в сборные. В 1950 году представители международной федерации футбола совершили несколько поездок с целью положить конец этому безумию. В конце концов они с Лигой Димайор пришли к соглашению, и в 1951 году был подписан так называемый Лимский пакт, согласно которому главным условием возвращения в семью ФИФА было то, что контракты игроков с колумбийскими клубы оставались действительными вплоть до 1954 года, после чего они должны были вернуться в свои предыдущие команды. Кстати, с этим пунктом связана любопытнейшая история спора Реала и Барселоны за ди Стефано.

Переход аргентинца в королевский клуб ознаменовал конец эпохи Эльдорадо. Колумбии есть чем гордиться, ведь однажды им удалось хотя бы на 5 лет создать у себя лучшую футбольную лигу на планете.

Из блога Профутбол