При помощи торговой марки Исла мы представляем вам 25 эксклюзивных материалов о жизни, традициях, самых известных и интересных случаях деятельности европейских фанатов, ультрас и агрессивных болельщиков.

Охота, начавшаяся в Англии на футбольных хулиганов, заставила их наполовину уйти в подполье. Любая акция на стадионе грозила штрафом, тюремным заключением и обязательным внесением в «черные списки» - жертвы этих списков не могли посещать спортивные арены в Великобритании (а с подачи Интерпола – и во всей Европе) на протяжении нескольких лет.

Чтобы не быть вычисленными, многие фирмы отказались от клубных цветов, и их представителей стали называть казуалами (casual wear, повседневная одежда).
Казуальное течение – это своеобразный андеграунд фан-движения, потому что казуалы привнесли с собой совершенно иную манеру поведения, отличную от обыкновенных хуллз. Ранее считалось малодушным не носить футболки своего клуба; казуалы же обратили это себе на пользу. Разбиваясь на небольшие группы (3 – 5 человек), они прогулочным шагом передвигались к стадиону, никак не выказывая собственных клубных пристрастий. Друг друга они узнавали по ношению одежды определенных фирм, в частности, первая сугубо казуальная фирма, Aberdin Soccer Casuals (шотландский Абердин), предпочитала Adidas. Со стороны они выглядели как достаточно взрослые ребята с  достатком выше среднего, пришедшие просто посмотреть на футбол. Полиция не заостряла на них своего внимания – казуалы визуально никак не вписывались в «группу риска».

В эпоху развития движения казуалов особенно ценным становился институт споттеров, которых реже еще называли «скаутами», - специальных шпионов от какой-либо фирмы, которые «выкупали» в толпе представителей враждующей организации. Споттерами часто назначались наиболее подкованные карланы. Вот идут четыре парня в кепках Lacoste – представители фирмы или просто модники? А вон троица в узких черных джинсах Trussardi, редких в Великобритании – тоже фирмачи?

После признания врагов, немедленно следовала атака. Акция должна была пройти как можно быстрее – в течение минуты, тридцати секунд, - чтобы потом быстрее уйти с места происшествия до прибытия полиции.

Столичные фирмы специализировались на London Underground, лондонском метрополитене, причем, в дни матча каждая фирма курировала определенную станцию. Например, ICF располагалась на станции Upton Park, которую считала своей вотчиной, а во время акций широко использовала специальный лифт для инвалидов-колясочников. В итоге, передвижение в метро стало столь опасным, что болельщики предпочитали добираться до стадионов каким-нибудь другим транспортом.

Тем не менее, полиция добралась и до подземки: камеры наблюдения стали устанавливаться в лондонском метрополитене после того, как члены банды Herd (Арсенал) столкнули болельщика Тоттенхэма под приближающийся поезд. В общем, практически не осталось мест для того, чтобы двум фирмам можно было спокойно осуществить пересечение.

Некоторое время спустя Англию взорвало расследование ирландского журналиста Донала Макинтайра, который в 1997 сумел затесаться в закрытую группировку Chelsea Headhunters. Бригадиры «Охотников за головами» приняли его за своего: сленг знает, правильные татухи набиты, махать кулаками умеет, вроде бы расист («подлинность» Макинтайра для Headhunters подтвердил подкупленный член Combat 18, заключенный в тюрьму за хренине материалов, связанных с Ку-клукс-кланом), в общем, как там у Емелина:

Парень ты не робкий,
И на всех местах
Весь в татуировках,
Рунах и крестах.

Хулиганы Челси на пике славы



Расследование Макинтайра позволило Скотланд-Ярду выслать черный воронок за Джейсоном Марринером, одним из «генералов» Chelsea Headhunters. Организация Combat 18 пригрозила убить журналиста, узнав место его проживания. Ирландец сменил место жительства и попал под программу защиты свидетелей – что, впрочем, не мешало ему выступать в различных ток-шоу, вести собственную передачу на TV, и вообще – пожинать наиболее вкусные плоды своей деятельности.

Этот эпизод очень сильно ударил по всему английскому околофутболу, и, конечно, по авторитету «Охотников за головами»: их чуткий сонар дал неожиданный сбой в системе определения координат «свой – чужой». Великая банда Headhunters находилась на грани развала, ее хардкор был атакован фестлайнерами «Жид Арми» (Тоттенхэм), которые кричали: «Вы – позор движа!»

В итоге, «Охотники за головами» на некоторое время распались – чтобы потом вновь объединиться, но уже под руководством других «генералов». Члены многочисленной бригады Zulu Army (Бирмингем), проверившие боеспособность новой – старой фирмы Челси, говорили потом, что это уже совсем не те бойцы, что раньше нагнетали ужас на весь континент.

6 сентября 2003 года мир околофутбола зашатался. Произошло невероятное – английский «общак» погнали в Македонии. «Бульдоги», прославленные хуллз, представители великих фирм бежали в Скопье, преследуемые македонцами. Что такое Македония? Где она на карте? Назовите по памяти хотя бы один македонский клуб!

Вообще, на самом деле к этому шло давно, и, казалось, нужен лишь один поворотный момент, один знаковый эпизод, чтобы околофутбол признал очевидное: западноевропейские хуллз давно уже не заправляют балом. Англичане, с самого начала шедшие в авангарде футбольного хулиганизма, с девяностых годов прошлого века стали переживать упадок и регресс, оставаясь лидерами лишь на страницах книг Дуги Бримсона. Полицейские расследования в отношении футбольных хулиганов, установка камер наблюдения и прочие меры пресечения наложились на демографический кризис общества потребления – в результате, старая смена ушла с завода (или была уже не в состоянии поддерживать рабочее состояние важных механизмов), а новая так и не появилась.

Английский «общак» словно не замечал всего этого – у них давно уже не было крупных схваток внутри своей страны, но за ее пределами дядьки с пивными животами выезжали как истые траблмейкеры, да и вели себя соответственно: задирали местное население; перманентно бухали; спали, где придется; мочились на достопримечательности. Ожидалось, что «бульдогов» поставят на место, и сделает это именно восточноевропейский «общак».    

Почему?

Пока в девяностых хулиганы Англии сдавались под полицейским напором, околофутбольное движение в Восточной Европе переживало настоящий бум. Бывшие страны социалистического лагеря по-прежнему верили в светлое будущее, - только под другим углом, - сказав громогласное «Да!» западной цивилизации и западной системе ценностей. Футбольный хулиганизм стал модным явлением среди восточноевропейской молодежи – особенно в странах, в которых бурно развивался процесс национальной самоидентификации.

В Сербии «Делие» (Црвена Звезда) и «Гробари» (Партизан) встречались в Белграде только с одной мыслью: поубивать друг друга; в России столкновения между фанатами Спартака и ЦСКА приводили к остановке движения в центре Москвы; а в Хорватии Bad Blue Boys, поддерживающие загребское Динамо, обросли такой страшной славой, что посещение стадиона Максимир становилось крайне рискованным занятием.

Постоянные боевые пересечения фирм и небольших мобов «в лесах», т.е., вдали от стадионов, позволяли хуллз Восточной Европы все время поддерживать форму. В общем, движение на Востоке развивалось, а англичане ничего этого не знали, живя в мире, уже достаточно далеком от реальности – какая им разница, что там происходит на континенте? В 1953 году венгерский национал (так называемая «Золотая команда», она же – «Волшебники-мадьяры») уничтожил английскую сборную на Уэмбли. Ровно полвека спустя македонский саппорт произвел то же действо с английскими хулиганами.

Возрождение английского футбольного хулиганизма еще произойдет в конце нулевых – это будет связано с мировой рецессией, массовой безработицей, крушением жизненных ориентиров. Но первое место на пьедестале к тому времени займут уже совсем другие парни – циничные «спортсмены», воспитанные на одних идеалах, а выросшие на других.
Центр околофутбола сместился в Восточную Европу.  

Алекс Маннанов, специально для Football.ua