С Днем Рождения?

Футбол в Украине является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей бизнеса. И при этом является отраслью откровенно убыточной. В то время как прибыль европейских грандов исчисляется сотнями миллионов долларов, хозяева отечественных клубов раскошеливаются на немалые суммы, заранее зная, что окажутся в минусе.

Ринат Ахметов и Игорь Коломойский, Сергей Тарута и Константин Жеваго, Александр Ярославский и братья Суркисы, Петр Дыминский и Вадим Рабинович — эти и другие имена объединяет не только топ-список отечественного бизнеса, но и вкладывание денег в футбол. Естественно, им хочется не только моральной отдачи от этих вложений, потому в последнее время этот клуб миллиардеров и миллионеров решил объединиться в футбольную премьер-лигу — проект, который должен приносить прибыль.

Премьер-лиги или их аналоги существуют во всех ведущих футбольных странах Европы. С их помощью привлекаются спонсорские деньги и продаются телетрансляции. За шесть с половиной лет существования российская премьер-лига смогла увеличить бюджеты входящих в нее клубов в три раза. Пример оказался заразительным, и неслучайно украинские футбольные функционеры в последние несколько месяцев являются частыми гостями в российской столице. Организационная работа ими уже окончена, и сегодняшняя встреча хозяев клубов высшей лиги должна стать датой рождения Футбольной премьер-лиги Украины.

Порой звучат сомнения, что создание новой структуры будет лишь сменой вывески, которая ничего реально не даст. В России они тоже звучали. Но что собой представляют клубы двух стран в финансовом плане сегодня, судите сами.

Зенит скрывает расходы Газпрома

Сравнение бюджетов — вещь относительная. Так, если сравнивать бюджеты украинских и российских клубов, стоит помнить, что у нас сезон начинается в июле и заканчивается в мае-июне, а в России он идет с марта по ноябрь. Соответственно, бюджеты наших клубов утверждаются летом, а российских — зимой. Естественно, разница в полгода меняет расстановку сил. Так, осенью прошлого года Шахтер с бюджетом в $85 млн был лидером в СНГ, а уже в нынешнем году переместился на второе место.

Второй момент относительности — включение или невключение в бюджет сумм, направленных на покупку футболистов. Это понятно на примере днепропетровского Днепра: если обычный ежегодный бюджет клуба составляет порядка $15 млн, то нынешней зимой он только приобретений сделал на такую сумму, при этом никого не продав (К. Кравченко, - прим.). Тем не менее, обычной является практика, когда суммы на покупки футболистов закладываются в бюджет изначально, так что из этого и будем исходить.

Лидеры. Позицию номер один в СНГ и всей Восточной Европе в этом году занял питерский Зенит. Удивительно, но этот клуб, купающийся в газовой струе Газпрома, едва ли не меньше всех любит говорить о собственном бюджете. По 2007 году назывались цифры и $60 млн, и 80 млн. Нынешняя цифра в $90 млн — также ориентировочная; некоторые источники и вовсе называют сумму в сто миллионов.

Впрочем, нельзя исключать, что лидерство Зенита — только до лета, когда будет принят новый бюджет донецкого Шахтера. "Наш бюджет в районе $85 млн, плюс минус небольшая сумма в зависимости от покупок и продаж", — сказал Сегодня гендиректор клуба Сергей Палкин. Но это — о бюджете-2007/08. Кстати, если судить по тому, что Шахтер летом купил футболистов на $90 млн, сумма бюджета должна была зашкалить за $130 млн, однако часть суммы тогда же была компенсирована продажей нескольких игроков.

Третья строчка, как и в прошлом году, за московским Локомотивом. Правда, сумма теперь больше на $10 млн — со своими 80-ю железнодорожники почти догнали Шахтер. Но и им в спину дышит московский Спартак, который сделал скачок с $55 млн на $75 млн.

Коломойский: сначала бизнес

Бюджет Динамо"в два раза превышает бюджет Днепра, хотя доходы от бизнеса братьев Суркисов в 5—6 раз меньше, чем доходы Игоря Коломойского. "Коломойский — прежде всего, хороший коммерсант, он умеет считать деньги, — сказал нам один из футбольных менеджеров. — А потому никогда не будет вкладывать в футбол такой же процент своего капитала, как Ахметов или Суркисы. Я не хочу сказать этим, что Ахметов или Суркисы — плохие коммерсанты, но у Коломойского другой подход к футболу".

Луческу стоит двух Сычевых

Бюджеты большинства украинских клубов колеблются в пределах $5—6 миллионов (у тонущего Закарпатья нет и этой суммы). Такую сумму называют руководители Харькова, львовских Карпат, запорожского Металлурга, криворожского Кривбасса, полтавской Ворсклы и луганской Зари. В эту "ценовую категорию" также входят, по неофициальной информации, симферопольская Таврия и ахтырский Нефтяник-Укрнефть. В отношении одесского Черноморца называется сумма $8 млн, однако даже с таким бюджетом в российской премьер-лиге ни одного клуба нет.

Минимальный заявленный бюджет в высшем дивизионе России — у Спартака из Нальчика ($10 млн). Всего пять украинских клубов имеют на расходы в течение года больше. Вадим Рабинович сказал Сегодня, что бюджет киевского "Арсенала" — $12 млн. Неофициально называют: по Металлисту — $15 млн, по Днепру — $25 млн, донецкому Металлургу — $30 млн.

Но и эти суммы — даже не средний уровень российской премьер-лиги. Твердое место в топ-десятке СНГ, помимо Шахтера, держит лишь Динамо — его бюджет, по словам президента клуба Игоря Суркиса, $40—50 млн. Но и киевлянам уже сложно бороться даже с такими клубами как Рубин — что показала история с переходом туда динамовца Сергея Реброва.

Лидером второго эшелона считается московский ЦСКА, который декларирует бюджет в районе $50—60 млн. Однако многие специалисты говорят, что президент клуба Евгений Гинер любит преуменьшать реальную цифру, которая гораздо ближе к лидерам.

На что тратят. В бюджете любого футбольного клуба есть две основные статьи расходов — покупка футболистов и их зарплата. К примеру, президент киевского Арсенала Вадим Рабинович говорит, что зарплаты и премиальные футболистов составляют порядка 40% годового бюджета, в то время как на содержание клуба уходит всего один процент. Остальные деньги идут на покупку футболистов и содержание детской футбольной школы.

И в более богатых клубах соотношение приблизительно. Так, московский Локомотив в 2007-м на зарплаты и премиальные потратил 35% бюджета ($24 млн). Впрочем, удивляться такой сумме не стоит: один Дмитрий Сычев получает $2,5 млн в год. Но и его зарплата — не самая высокая в России. Спартаковец Роман Павлюченко получает $3 млн в год.

В Украине же самой высокой считается зарплата хорвата Дарио Срны из Шахтера — $1,85 млн. Зато у его тренера Мирчи Луческу — $4,5 млн в год.

Для России - мало, для нас - мечта

Хотя абсолютно все клубы Украины и России убыточны, некоторые из них все же зарабатывают достаточно приличные суммы. В России с этим легче: их клубы имеют неплохие доходы от продажи прав на трансляции матчей. Правда, сами они скептически оценивают сумму в $14 млн в год, которая делится на 16 клубов, но нашим клубам она сейчас кажется пределом мечтаний.

Лидером по доходам в Украине (как и по расходам) является донецкий Шахтер. "В прошлом сезоне у нас доход был $46 млн, в первой половине нынешнего сезона у нас $36 млн дохода", — рассказал Сегодня гендиректор клуба Сергей Палкин. Львиную долю последней цифры составила продажа и аренда футболистов: Элано — 8 млн фунтов ($16 млн), Марика — 8 млн евро ($12 млн), Кастильо — 5 млн евро ($7,5 млн). Кстати, сюда еще не вошли 5,7 млн евро ($8,5 млн) за продажу Лукарелли в январе.

Но этот пример — исключение. Так, президент Харькова Виталий Данилов говорит, что его клуб даже не имеет дохода от продажи билетов — вся сумма остается стадиону Металлист. Нет доходов пока и у киевского "Арсенала". "Но наш клуб существует реально только полгода, — говорит Вадим Рабинович. — В планах на будущее есть выход хотя бы на минимальную доходность. Но я не верю, что в ближайшие 5 лет хоть один клуб у нас будет прибыльным".

Кого за что содержат

Шахтер: генеральный спонсор — "СКМ", президент — Ринат Ахметов (основной бизнес — металлургия, оценка состояния от Фокуса — $14,6 млрд)

Динамо: Игорь Суркис (энергетика, финансы, $915 млн — совместно с Григорием Суркисом)

Металлург (Донецк): "ИСД", Сергей Тарута (металлургия, судостроение, $2,3 млрд)

Днепр: "Приват", Игорь Коломойский (металлургия, нефть, $4,8 млрд)

Металлист: "УкрСиббанк", Александр Ярославский (финансы, химия, $905 млн)

Арсенал: RC-Group, Вадим Рабинович (медиабизнес, торговля, $255 млн)

Черноморец: "Имэксбанк", Леонид Климов (финансы, $431 млн)

Карпаты: Петр Дыминский (нефтепродукты, медиабизнес, $580 млн)

Металлург (Запорожье): Midland Group, совладельцы — Алекс Шнайдер и Эдуард Шифрин (металлургия, торговля, $1,19 млрд и $1,05 млрд соответственно)

Ворскла: "Финансы и кредит", Константин Жеваго (финансы, $3,8 млрд)

Таврия: президент — Сергей Куницын, но реальным владельцем считается Дмитрий Фирташ ("РосУкрЭнерго", газ, $1,7 млрд)

Кривбасс: Александр Лившиц (металлургия, финансы, в списке Фокуса" нет)

Нефтяник: "Укрнафта", глава правления — Алексей Кущ (в списке Фокуса нет). 51% акций принадлежит государству, 42% — группе "Приват" Игоря Коломойского

Закарпатье: Нестор Шуфрич (газ, строительство, в списке Фокуса нет)

Харьков: Виталий Данилов (финансы, в списке Фокуса нет)

Заря: Валерий Букаев и Александр Егоров (нефтепродукты, в списке Фокуса нет)

Ильичевец: ММК имени Ильича, Владимир Бойко (металлургия, $1,3 млрд)

Оболонь: "Оболонь", Александр Слободян (пиво, $730 млн)

Зенит: $90 млн

Цифра бюджета официально не называется, в российских СМИ фигурируют разные данные. Содержится на деньги Газпрома, который финансирует клуб с 2006 года. Лидерство Зенита по бюджету подтверждается и спортивными показателями — это единственный клуб СНГ, продолжающий выступления в еврокубках.

Шахтер: $85 млн

Уступил лидерство в зачете бюджетов лишь в нынешнем году. Зато в течение 2007-го смог перекрыть существенную часть затрат продажами футболистов. Содержится компанией "Систем Кэпитэл Менеджмент" Рината Ахметова с 1996 года. Летом 2007-го потратил на покупку футболистов рекордную для СНГ сумму — $90 млн.

Локомотив: $80 млн

Один из немногих клубов, не поменявших хозяина после развала СССР. Содержится на деньги "Российских Железных Дорог". Несмотря на большой бюджет, громких приобретений почти не делает. Правда, в его составе — один из самых высокооплачиваемых футболистов России — Дмитрий Сычев ($2,4 млн в год).

Спартак: $75 млн

В 2000 году генеральным спонсором клуба стала нефтяная компания "Лукойл", что, однако, не спасло его от кризиса в 2002—03 годах. Однако только за последний год бюджет клуба увеличился на $20 млн, и сейчас Спартак — один самых активных участников трансферного рынка. Правда, игроков дороже $10 млн он не покупает.

ЦСКА:  $60 млн

Хозяином клуба является британская компания Bluecastle Enterprises Ltd, которую, однако, считают подставной. В ряде российских СМИ пишут, что за ней стоит хозяин Челси Роман Абрамович. Нереальной считается и озвучиваемая президентом ЦСКА Евгением Гинером сумма бюджета — $50 млн. И даже цифру в $60 млн считают заниженной.

Рубин: $60 млн

В 2008-м обошел по сумме бюджета киевское и московское Динамо, что выразилось в покупке казанским клубом капитана киевлян Сергея Реброва: он был нужен Семину, но Рубин предложил лучшие условия контракта. Клуб содержат из бюджета Татарстана, существенную долю расходов покрывают компании "Татэнерго" и "ТАИФ".