Внештатный автор Football.ua Александр Шевченко делится впечатлениями от визита в Лейпциг, где он стал свидетелем убедительной победы РБ Лейпциг над Кельном.
Поездка в Лейпциг планировалась давно – еще весной стало известно, что мой друг – поляк Михал отправится туда на учебу. Конечно же, нельзя было не воспользоваться такой возможностью увидеть один из красивейших немецких городов и посмотреть на самый динамично развивающийся европейский клуб. Потому, мы спланировали удобную дату и вечером, 22 ноября, я сел в автобус в Кракове и начал долгое, 12-часовое путешествие.
Лейпциг встретил меня приятной, солнечной погодой и 10-градусным теплом. Времени на отдых после дороги особо не было – уже через 1,5 часа после приезда мы отправились на первый матч дня. Правда, это была еще не Бундеслига, а четвертый немецкий дивизион – северо-восточная региональная лига. Там выступает местный клуб с действительно большой историей – Локомотив Лейпциг. Это один из старейших немецких клубов, основан еще в конце XIX века под названием VfB Leipzig. В довоенные времена, клуб трижды становился чемпионом Германии и однажды стал обладателем Кубка.
После образования ГДР, восточногерманский футбол был реформирован по советской модели и VfB Leipzig в 1966 году стал клубом местных железнодорожников — Локомотивом Лейпциг. С этого времени началась лучшая эпоха в истории клуба – начиная с сезона 1969/1970 Локомотив неизменно выступал в высшем дивизионе ГДР, стабильно занимая наивысшие места и регулярно выступая в еврокубках. Наибольшим достижением Локомотива является участие в финале Кубка обладателей Кубков 1987 года, в котором восточногерманский минимально уступил Аяксу.
Финал Кубка обладателей Кубков-1987 Аякс – Локомотив Лейпциг:
В 1991 году в рамках местной "декоммунизации", клубу было возвращено историческое название, а 1993/1994, VfB Leipzig вышел в Бундеслигу уже объединенной Германии. Правда конкуренции там составить не смог и сразу же вылетел, больше в элиту немецкого футбола не поднимаясь. В 2004 году клуб обанкротился и усилиями местных болельщиков, был возрожден снова как Локомотив. С тех пор клуб выше четвертого немецкого дивизиона не поднималась, но именно нынешний сезон может стать для Локомотива прорывным – команда борется за выход в третий дивизион, занимая 2-3 место в Региональной лиге.
Цвета Локомотива вынудили меня, если не болеть за клуб, то точно симпатизировать, ибо команда играет в желто-синей форме, очень напоминающую форму сборной Украины. А на трибунах болельщики размахивают сине-желтыми флагами:
У Локомотива есть своя устоявшая болельщицкая база в Лейпциге – матчи команды стабильно набирают 2-3 тысячи болельщиков. Активно распродается атрибутика клуба – в самом центре Лейпцига, метрах в 100 от клубного магазина Ред Булла, располагается и клубный магазин Локомотива, на витрине которого красуется то, чем не могут похвастаться богатые земляки – список исторических достижений клуба.
Стадион Бруно Плахе-Штадион, названный в честь деятеля коммунистической партии Германии 1920-30-х годов, репрессированного позже нацистами, согласно Википедии, вмещает более 15 тысяч болельщиков. Однако, точно подсчитать вместительность стадиона тяжело, поскольку сидячие места находятся лишь на нескольких центральных трибунах. Остальные места – стоячие, что создаёт весьма интересную атмосферу футбола 70-х годов.
Что касаемо самого футбола, то уровень четвертого дивизиона был соответствующим. Думаю, в нашей Первой лиге, эти команды смогли бы закрепиться где-то в середине турнирной таблицы. Тем не менее, недостаток класса, с лихвой компенсировался желанием обеих команд. И этим немецкий футбол выгодно отличается от украинского – даже на столь низком уровне, игроки не выходят на поле отбывать номер, а бьются и все же дарят болельщикам настоящее шоу. Болельщики же благодарят команды высокой посещаемостью и активной поддержкой на протяжении всего матча.
Игрок Локомотива сравнивает счет – 2:2:
Поединок завершился боевой ничьей 2:2 и мы с Михалом направились в сторону Ред Булл Арены, где через пару часов должен был состояться главный матч дня.
Стадион РБ Лейпцига вплоть до реконструкции 1998 года был самой большой футбольной ареной Германии. После подготовки стадиона к чемпионату мира-2006, арена вмещает чуть больше 44 тысяч болельщиков. Стадион вошел в историю украинского футбола. Именно здесь наша сборная провела свой первый в истории матч на финальной стадии чемпионата мира – фиаско против Испании 0:4 с удалением Ващука и неудавшимся опытом Святослава Вакарчука в роли футбольного комментатора…
Тогда стадион еще носил название "Центральный", лишь в 2010 году его арендовала компания Red Bull, для своего нового детища – созданного годом ранее клуба Ред Булл Лейпциг.
Найти стадион очень легко, даже будучи впервые в городе – трамвайные линии, ведущие к арене на информационных табличках, обозначаются характерным символом, понятным любому.
Даже будучи впервые в Лейпциге, легко понять, что линии 4, 7 и 15 ведут к стадиону.
Более того, билет на матч РБ Лейпцига, одновременно является проездным билетом на городской общественный транспорт начиная от 4 часов до начала матча и до окончания 4 часов после завершения поединка.
Недолгая, но очень интенсивная история клуба хорошо известна – за 7 лет РБ Лейпциг проделал путь от пятой лиги до Бундеслиги и в первом же сезоне в элите, стал серебренным призером чемпионата Германии. Сейчас футбольная Европа постепенно привыкает к тому, что Ред Булл Лейпциг – это уже один из настоящих грандов, стабильный участник еврокубков и претендент на Серебренную Салатницу. Именно борьба за чемпионство была одним из важных контекстов матча с Кельном – перед стартом встречи стало известно, что менхенгладбахская Боруссия неожиданно уступила на выезде Униону. А это значило, что в случае победы, Лейпциг мог вплотную приблизиться к лидеру чемпионата.
Еще одним контекстом, подогревающим предвкушение матча было то, что предыдущий свой домашний матч, РБ Лейпциг выиграл у Майнца аж 8:0. Сейчас предстояло играть против Кельна, который в турнирной таблице находился ещё ниже Майнца, потому была надежда на ещё один подобный разгром.
Наши места оказались на самом верху второго яруса, потому мы, одновременно пребывая внутри атмосферы стадиона, как бы наблюдали ее сверху.
Перед началом поединка и перед традиционным исполнением гимна РБ Лейпциг, на стадионе был исполнен гимн… Кельна. И по словам Михала, так делают перед каждым матчем, в знак уважения к сопернику. Я подобное видел впервые, но традиция мне очень понравилась.
Гимн Кельна на Ред Булл Арене:
Гимн РБ Лейпцига:
Объявление составов команд и выход команд на поле:
Еще одним нюансом, которого я не видел ни на одном другом стадионе – игра со светом перед началом матча и после забитых голов. Свет немного гаснет, словно прожекторами освещая только определённые части поля. Обычно нечто подобное мы видим на концертах, где игра света является одним из элементов шоу. После забитых РБ Лейпцигом голов, кроме игры света, начинает играть нетленная "I feel good" Джеймса Брауна, а диктор неповторимым голосом произносит фамилию забившего игрока. Всё это невероятно заводит, создавая атмосферу не просто футбольного поединка, но именно шоу.
Что касаемо самого поединка, то он вполне оправдал надежды. РБ Лейпциг доминировал на поле на протяжении всей встречи, не оставляя шансов Кельну. Первый мяч возник из ниоткуда – защитник Кельна грубо ошибся, что дало возможность сделать идеальный прострел на Тимо Вернера, и самый звездный игрок команды успешно реализовал момент – 1:0. Уже после матча мы узнали, что этот поединок стал 200 для Вернера в Бундеслиге и он самый молодой игрок в истории турнира, достигший этой отметки. Второй мяч случился спустя 10 минут – Форсберг реализовал пенальти. Когда спустя еще 5 минут Лаймер довел счёт до разгромного, невольно снова вспомнились 8:0 с Майнцем, однако уже в ответной атаке, Кёльн успешно реализовал угловой – 3:1.
Во втором тайме РБ Лейпциг мог забить еще по крайней мере трижды, однако подопечные Нагельсмана отличились лишь одним голом – Форсберг прекрасно реализовал штрафной – 4:1. Таким образом, борьба за лидерство в Бундеслиге заострилась максимально – Ред Булл отстает до менхенгладбахской Боруссии всего на один пункт и ситуация может измениться с каждым последующим матчем.
После матча общественный транспорт еле справляется с наплывом людей – трамваи переполнены и зачастую, приходится подождать несколько следующих, чтобы таки втиснуться в плотный людской поток. Все же, городу, отвыкшему от большого футбола, нужно определенное время, чтобы приспособиться к еженедельным матчам такого масштаба. Впрочем, это легко объяснимо – население Лейпцига составляет 590 000 человек, на стадион приходят чуть больше 44 000, то есть аж 7,5% населения города. Это то же самое, если бы в Киеве на матчи приходило 210 000 человек…
Следующий день мы провели, гуляя по городу, и между посещений достопримечательностей Лейпцига, заглянули на тренировочную базу Ред Булла. Михал знал о ней, поскольку уже ходил сюда на матчи молодёжной Лиги Чемпионов. Вокруг базы нет никаких ограждений или охраны и любой желающий может походить вокруг зданий, где живут футболисты. Разве что футбольные поля, по понятным причинам, ограждены.
Меня же, во время этой прогулки посещали философские мысли (под стать осенним листьям, лежащим вдоль аллеи, где находится база клуба). Как и большинство европейских болельщиков, я недолюбливаю клубы, где быстро и из ниоткуда берутся деньги – ПСЖ, Манчестер Сити, в свое время – Малага, и конечно же, РБ Лейпциг.
Однако, много ли великих клубов были созданы или получили стимул к развитию, без больших покровителей, в том или ином виде? Разве расцвет того же мадридского Реала, не был напрямую связан с покровительством Франсиско Франко? Или киевское Динамо стало бы грандом украинского футбола, не будь в свое время благосклонности Щербицкого к клубу? Голландский ПСВ и вовсе всю свою историю является клубом корпорации Philips… И таких примеров – десятки.
Просто в случае, если развитие того или иного клуба произошло в первой половине прошлого века, мы относимся к этому по-другому, поскольку это было давно и неправда. Но таковой была история. Так почему бы истории не твориться и сейчас, в ХХІ веке?
Александр Шевченко, Football.ua