"Разочарован ли я? Ну, вы же сами видите. Мне нечего сказать…". Так Патрик Кутроне прокомментировал свой переход в Вулверхэмптон. Для 21-летнего воспитанника Милана уход из любимого клуба – по-настоящему грустное событие. Кутроне успел прикоснуться к мечте. Два года назад он ворвался в основу, забил в двух стартовых турах Серии А и вообще был одним из немногих светлых пятен чрезмерно обновившегося Милана, забив 18 мячей за весь сезон. Особенно полюбились его искренние эмоции во время матчей. Сейчас Патрик остался за бортом, и это при том, что Марко Джампаоло играет в два нападающих. Кутроне не хватает динамики для схем нового тренера, он совсем не подходит для роли второго форварда, а вытеснить Кшиштофа Пьонтека – непосильная задача. Болельщики в печали, игрок получает от них массу слов поддержки, но решение клуба необратимо.

Практически одновременно схожая новость пришла из стана Ювентуса. Мойзе Кин тоже отправился в АПЛ, конкретно – в Эвертон. Более того, Кин на два года моложе Кутроне, и если Патрик, будем честны, неубедительно провел минувший сезон (три гола в чемпионате, девять – всего), то Мойзе стремительно прогрессировал. Он, получая не так уж много игрового времени, показывал феноменальную скорострельность (5 голов за 293 минуты), а также результативно дебютировал за сборную Италии. Увы, в атаке Ювентуса слишком много звезд. Даже если уйдет Марио Манджукич, остаются Криштиану Роналду и Гонсало Игуаин. К тому же, в клубе держат свободным №9 – вероятно, для Ромелу Лукаку, хотя держим в уме и вариант с Мауро Икарди. Добавляем фактор Мино Райолы, агента Мойзе Кина, которому априори выгоден трансфер подопечного, и получаем целый список "потому что".

Кин и Кутроне – далеко не единственные примеры. Андреа Пинамонти, 20 лет, воспитанник Интера. Главная звезда сборной Италии на недавнем Чемпионате мира U-20, где забил 4 мяча в 6 матчах. Пинамонти уже набрался опыта во Фрозиноне и вполне мог бы претендовать если не на место в основе "нерадзурри", то хотя бы на ближайший резерв. У Интера, напомним, жесткий дефицит форвардов (Икарди уходит, трансферы Джеко и Лукаку пока зависли), из-за которого в товарищеском матче против Ювентуса Конте вынужден был ставить оригинальную пару Перишич – Эспозито. Даже в такой ситуации от Пинамонти поспешили избавиться – аренда в Дженоа, причем с обязательством выкупа.

Три одинаковые истории. Трое молодых итальянских нападающих, которые блистали в "примавере" и уже неплохо проявили себя на взрослом уровне, но быстро оказались не нужны родным клубам. Может быть, это прагматичные северные гранды так цинично относятся к молодым воспитанникам, а на Юге всё иначе? Увы, нет. Полузащитник Джанлука Гаэтано, звезда "молодежки" Наполи, получил всего шесть минут игрового времени в Серии А. Лацио? Алессандро Мурджа и Данило Катальди скитаются по арендам. Можно было бы порадоваться за Николо Дзаньоло в Роме, да только он отнюдь не воспитанник "джаллоросси".

Почему так происходит?

Уход молодого и талантливого футболиста, который вырос в клубе – удар по сердцу любого тифози. Всегда приятно наблюдать, когда футболку клуба надевает человек, мечтавший о ней в детстве. Ему сопереживаешь, ведь его чувства похожи (или, по крайней мере, должны быть похожи) на чувства самого болельщика. В идеале из пылкого рагаццино вырастает уважаемый "сенатор", а то и настоящая легенда, коими издавна славен Кальчо. На таких игроках строится клубная идентичность, они делают особенной атмосферу на итальянских стадионах. Увы, в примерах Кутроне, Кина и Пинамонти есть железная логика. Лирические соображения играют всё меньшую роль в мире большого футбола, где настоящее значение имеют только две вещи – результат и прибыль.

Результат. Всё предельно ясно. Молодой футболист не может гарантировать его здесь и сейчас. Ему надо последовательно доверять, закрывать глаза на неизбежные ошибки и, возможно, не совсем подходящую манеру игры. Это может себе позволить команда из середины таблицы, но никак не претендент хотя бы на Лигу чемпионов. Если Милан с Кутроне в основе снова займет место ниже четвертого, Джампаоло не спасет от увольнения количество минут, которые он дал сыграть взрослеющему "россонеро". Зачем Сарри в дебютном сезоне Кин, если у него под рукой прекрасно знакомый и сверхмотивированный Игуаин? Пинамонти забил всего пять мячей в Серии А и не слишком хорош в прессинге – этого недостаточно для требовательного "сержанта" Конте. Биться на топ-уровне с молодежью в составе – не самый надежный вариант, и пример Аякса здесь лишь исключение, подтверждающее правило. В конце концов, сколько раз за последние 20 лет Аякс вообще играл в плей-офф ЛЧ?

Прибыль. Здесь всё не так очевидно и поэтому даже интереснее. Клубы вынуждены подстраиваться под требования финансового фэйр-плей – в частности, компенсировать расходы доходами, и тут мы подбираемся к волшебному итальянскому слову "plusvalenza". Это экономический термин, обозначающий прирост капитала – например, увеличение стоимости ценных бумаг либо недвижимости. В нашем случае – разница, зарабатываемая на перепродаже футболиста. Она критична именно для грандов, каждое лето тратящих огромные суммы на усиление состава. Невыполнение требований чревато проблемами вплоть до исключения из еврокубков, так что приходится "крутиться".

Собственные воспитанники хороши тем, что за них клуб ничего не платит. Соответственно, при их продаже "plusvalenza" равна сумме исходящего трансфера. Милан заработает на Кутроне 27 млн евро, чуть больше выйдет у Ювентуса за Кина, Интер через год получит от Дженоа 16-18 млн за Пинамонти. Все эти деньги значительно облегчат подведение баланса при формировании состава.

Более того, если мы подробнее изучим кадровую политику итальянских грандов, то увидим, что других аналогичных примеров, пускай менее громких, набирается с избытком. Особенно характерна деятельность Интера, который вовсе поставил молодежь на поток. Этим летом уже были проданы Раду, Ванхесден, Адоранте, Сала, Риццо и Манай. Из этого списка известен только голкипер Йонуц Раду, выступающий за Дженоа. Тем не менее, за всех скопом "нерадзурри" заработали более 35 млн евро. За эти деньги можно приобрести футболиста под основу (новичок Лазаро, например, обошелся даже дешевле, в 22 млн). Аналогичная картина наблюдалась год назад: минус Беттелла, Вальетти, Одгаард и Карраро, плюс 23 млн. Да, между этими ребятами затесалась продажа Дзаньоло за 4,5 млн, но далеко не факт, что Николо сумел бы раскрыться в Интере. К тому же, обычно клуб, продавая молодого игрока, подстраховывается, включая в сделку пункт об обратном выкупе за сравнительно небольшую сумму (пример – Рома и Лоренцо Пеллегрини, вернувшийся из Сассуоло, аналогичный пункт имеется и у Мойзе Кина). Дзаньоло всё же несколько иной случай, поскольку был частью сделки по приобретению Наингголана. В любом случае, по факту академия Интера существует для выполнения требований финансового фэйр-плей.

Но мы отвлеклись. Аргумент о болельщицкой любви к молодым воспитанникам тоже на самом деле шаткий. Итальянцы, особенно жители "домашнего" города, разумеется, сопереживают ребятам вроде Кутроне, только вот топ-клубы Серии А претендуют и на иностранную аудиторию – достаточно снова вспомнить матч Интера с Ювентусом в Китае и огромное количество китайцев, идентифицирующих себя как фанаты итальянских команд. Это выход на новые рынки и, соответственно, значительные доходы. Для продвижения бренда за рубежом полезнее звезды с именем, чем ребята из "примаверы", чьи имена ни о чем не говорят среднему болельщику из Китая либо Саудовской Аравии (где, к слову, пройдет очередной матч за Суперкубок Италии).

Такой сверхпрагматичный подход не означает, что любые воспитанники или клубные легенды останутся не у дел. Они могут быть полезны для болельщицкого интереса – как, например, Джанлуиджи Буффон, которого с радостью вернул себе Ювентус. Молодому игроку, однако, крайне сложно доказать свою пользу. Мойзе Кину не хватило даже серии с шестью голами в шести матчах.

Собственно, примером для всей Италии является как раз Юве – клуб, давно отказавшийся от туринской идентичности в пользу общеитальянской, а теперь успешно заменяющий ее на мировую. "Бьянконери" уже давно не команда рабочих завода ФИАТ, это вообще лишь условно итальянский клуб, единственной настоящей традицией которого является смелое изменение любых традиций – и неважно, что от это пострадают черно-белые полосы или даже сам Алессандро Дель Пьеро. Прочие гранды Серии А усердно копируют подход гегемона лиги, что приводит к некоторому парадоксу: Кальчо много лет ругали за излишнюю консервативность, и в желании изменить эту тенденцию родилась другая – та, при которой появление новых если не Тотти и Мальдини, то Де Росси и Маркизио фактически исключено. Их в 20-летнем возрасте отправят в Дженоа, Фрозиноне, Вулверхэмптон и Эвертон.