После фееричной стартовой победы над венграми, советскую сборную начали побаиваться. В том числе и следующий ее соперник, сборная Франции. Лучшая команда Европы 1984 года, несколько видоизменившись (самое главное – ушел Мишель Идальго), но сохранив костяк той команды и ее мозг, Мишеля Платини, готовилась как минимум повторить свое достижение 4-летней давности. Но для этого надо было пройти свою группу. Победа над Канадой была само собой разумеющимся явлением, а вот матч против советской команды ожидался очень и очень сложным.

Команды начали без разведки. Уже на второй минуте Василий Рац прямым ударом с углового заставил вступить в игру Жоэля Батса. Ответ Янника Стопира получился тоже неплохим – удар головой после диагонального навеса, чуть выше ворот. Но советская команда все-таки в дебюте матча выглядела поувереннее. На 7-й минуте совершил рывок в штрафную Александр Заваров – уйдя от троих, он в итоге упал в прямоугольнике, с претензией на пенальти. Будущий арбитр финального матча ЧМ-86 пенальти не назначил.

Действия Заварова (не падение, конечно) были весьма показательными. Советская команда пыталась протащить мяч в штрафную, чтобы уж там наверняка затолкать кругляша в сетку. Еще один опасный момент в исполнении будущего игрока Ювентуса – удар головой с близкого расстояния – завершился в руках вратаря ПСЖ. Но вот на 15-й минуте напомнил о первом матче Сергей Алейников. Минчанин после розыгрыша штрафного приложился по мячу в такой же позиции, как и против венгров (он тогда забил). Жаль, ушло выше ворот – а удар был красивейшим и таким же мощным.

К 20-й минуте французы отошли от наших атак – и тут же могли забить сами. Один из двух легионеров в составе, молодой Жан-Пьер Папен (он тогда, неоцененный на родине, играл за Брюгге) после прострела Манюэля Амороса должен был переправлять мяч в сетку с нескольких метров. Обошлось (для СССР), не дотянулся. Но ошибка обороны была налицо. Эти ошибки еще не раз позволят французами многое, а однажды – даже слишком.

После этого эпизода игроки в красных футболках взяли игру и мяч под свой контроль и заметно замедлили течение матча. Французов такая ситуация, похоже, тоже устраивала – поэтому на поле некоторое время если что и происходило, так это нарушения правил. Судье даже за желтой карточкой пришлось лазить в карман. А вот моментов практически не было. Если же и были, то у ворот Рината Дасаева. Например, на 34-й минуте Платини ударил со штрафного низом под дальнюю штангу – немного неточно. Судья показал перебить (игрок советской команды выбежал из стенки раньше удара будущего президента УЕФА), второй удар у Мишеля получился в стенку.

А вот конец тайма прошел под диктовку французов. Те имели даже два голевых момента. На 42-й минуте жирондинец Ален Жиресс, обыгравшись со Стопира, выскакивал один на один с Дасаевым, но в последний момент мяч у него выбили. А пару минут спустя Платини таки удался выстрел со штрафного. В неожиданный дальний, голкиперский угол, мощно, точно – в штангу! Дасаев был бессилен, но каркас ворот на мексиканском «Новом Поле» сыграл за наших.

Игра после перерыва – это сплошные лоскуты. 4-5-минутки каждой из команд, в основном без особо опасных моментов, но с явным доминированием. Соперники поочередно взвинчивали темп, но так же быстро и успокаивались, предоставляя визави возможность продемонстрировать себя в атаке. Первыми это сделали советские футболисты – и они же открыли счет. После долгой, затяжной осады ворот Батса Беланов практически идеально выложил мяч под удар Рацу, и Василий мощным ударом расстрелял «платиниевский» угол. (Кстати, забавно, что именно в этом матче состоялась некая символическая передача Золотого мяча – ведь лучший футболист Европы 1983-85-х годов играл против будущего обладателя ЗМ-86. Правда, тогда об этом еще никто не знал…)

Наши тут же отошли в оборону. И, в общем-то, поплатились за это. Французов не надо было учить разгонять атаки, создавать преимущество и прессовать чужую оборону. На 59-й минуте еще один удар со штрафного Платини – мяч пролетел над стенкой, в сантиметрах от девятки (Дасаев красиво прыгнул, но вряд ли бы достал). А две минуты спустя сыграла очередная ошибка обороны. Жиресс на правом фланге увидел движение Луиса Фернандеса. Чемпион Франции в составе ПСЖ (после ЧМ Луис уйдет, только не смейтесь, в другой парижский клуб, Рэсинг) промчался, аки поезд, которому никто и ничто не указ, по центральной оси – и спокойно замкнул прострел партнера. Центр обороны советской сборной откровенно дал маху.

После очередной смены периодов активности Франция снова могла забить – Папен после подачи Стопира бил головой с близкого расстояния, Дасаев парировал этот удар ногами. Наши визуально больше владели мячом, но до такой остроты не доходило. Единственный по-настоящему опасный момент был создан уже в конце матча, когда после перепасовки Блохина и Беланова партнеры нашли разрезающим пасом Ивана Яремчука, и тот, сблизившись по правому краю с воротами, должен был перебрасывать уже присевшего Батса. Увы, но удар у киевского динамовца не получился.

После этой ничьей и победы Венгрии над Канадой ситуация для сборной СССР стала предельно ясной – ничья в матче третьего тура с канадцами выводила команду в 1/8-ю финала. Победа с любым счетом на 99,9% гарантировала первое место в квартете. О матче со слабейшей командой группы С мы и поговорим в следующем выпуске.

5 июня 1986 г.  Леон. Эстадио Ноу Камп. 36500 зрителей
 
Франция – СССР 1:1
Голы: Фернандес, 61 – Рац, 53

Франция: Батс, Аморо, Аяш, Баттистон, Тигана, Босси, Папен (Беллон, 76), Жиресс (Веркрюисс, 82), Фернандес, Платини, Стопира

СССР: Дасаев, Бессонов, О. Кузнецов, Ларионов, Демьяненко, Яремчук, Алейников, Яковенко (Родионов, 68), Рац, Заваров (Блохин, 58), Беланов

Владимир Мыленко, специально для Ретро Футбола