Для тех, кто родился и вырос в Советском Союзе, дата 28 мая – это не просто один из последних весенних дней. Но и своеобразный праздник, День пограничника. Это, конечно, не День ВДВ, но тоже событие знаковое. Вот именно в этот день, более того, в юбилейный погранпраздник (ровно за 70 лет до того, в мае 1918-го, начала свое существование Пограничная охрана РСФСР), на московском стадионе Динамо состоялся финал Кубка СССР сезона 1987/88.
 
Естественно, не обошлось без соответствующих мероприятий. Символический первый удар по мячу сделал легендарный пограничник Никита Федорович Карацупа. Кстати, автор Записок следопыта – уроженец Украины (село Алексеевка Запорожской области), так что в этом при желании можно было увидеть некий знак. Ведь в финале сошлись представители УССР и РСФСР.
 
Впрочем, минуты до 41-й этот знак не означал совершенно ничего. Потому что Торпедо с первых же минут захватило инициативу и принялось штурмовать оборону Металлиста. Харьковчане же за весь (до пенальти) первый тайм отметились в атаке всего один раз, на 17-й минуте – но даже ту единственную возможность украинцы не использовали (удар выше ворот с близкого расстояния).
 
Все остальное время атаковали торпедовцы. На 7-й минуте – первый опасный момент, опасный прежде всего для Игоря Кутепова, который на перехвате мяча чуть травму не получил в столкновении с соперником. На 11-й минуте с достаточно острого угла пробивал в ближний Андрей Рудаков, но Кутепов снова оказался на месте. На 13-й, как бы завершая период стартовой активности, Олег Ширинбеков низовым ударом со штрафного снова проверил вратаря Металлиста на правильность выбора позиции.
 
Далее игра подуспокоилась, и можно отметить разве что прямую ногу Рудакова, которой он въехал то ли в голову,  то ли в плечо Кутепову, пытаясь достать эффектную передачу пяточкой Владимира Кобзева. Слава Богу, обошлось без травмы, Игорь продолжил игру. И тут же взял дальний удар Ширинбекова низом.
 
Эти яркие моменты были скорее исключениями из тягуче-спокойной игры без моментов. В принципе, можно сказать, что Металлист и забил без момента. Ведь ничего, совершенно ничего не предвещало беды воротам Валерия Сарычева. Да, навес Леонида Буряка с правого фланга (кстати, команды в основном через фланги и атаковали) был достаточно острым, и Гурам Аджоев, в принципе, готов был замыкать эту передачу. Но зачем игрок Торпедо вдруг выставил руку вместо выбить мяч головой… Естественно, пенальти – который Аджоев реализовал мощным ударом под перекладину почти по центру.
 
Второй тайм – и Торпедо пошло вперед с первых же секунд. Но Металлист грамотно оборонялся, так что у москвичей не было ни единого момента, похожего хотя бы на первотаймовые. Даже до нормальной последней передачи дело не доходило, что уж говорить об ударах в створ… А вот главный тренер Металлиста Евгений Лемешко, выпустивший в перерыве высоченного форварда Александра Баранова, на исходе первой трети тайма пожинал заслуженные плоды. И снова в атаке поучаствовал опытнейший Буряк, списанный в свое время из Динамо и поигравший до Металлиста как раз за Торпедо. Именно пас Леонида по левому флангу позволил оторваться от соперника Аджоеву. Навес Гурама – и Баранов без малейшего сопротивления головой переправил мяч в сетку.
 
После второго гола игра постепенно начала меняться. С одной стороны, Металлист стал чаще ходить вперед, с другой – появились моменты и у Торпедо. Впрочем, это звенья одной цепи: харьковчане стали раскрываться, отсюда и шансы Торпедо. Несколько неплохих штрафных исполнил Ширинбеков – но мяч упрямо улетал то мимо, то в стенку.
 
Вот на 86-й минуте торпедовцы упустили реальный шанс забить. После отличной передачи партнера Николай Писарев оказался один на один с Кутеповым, но с близкого расстояния попал аккурат в голкипера. А добивание завершилось попаданием в штангу…
 
После этого момента Торпедо скуксилось – и никакого финального штурма не предприняло. Это поражение в финалах Кубка стало для автозаводцем седьмым, а в оставшиеся до прекращения существования советского футбола сезоны Торпедо проиграло еще два раза (в следующем сезоне – снова украинской команде, Днепру). Девять проигранных финалов навсегда остались антирекордом Кубка СССР. Впрочем, и выигрывали торпедовцы шесть раз, тогда как для Металлиста этот триумф стал первым в истории. Первых из двух финалов – в сезоне-1983 харьковчане проиграли Шахтеру.
 
И еще один любопытный нюанс того финала. Поскольку Кубок в те годы уже проводился по системе осень-весна, то победитель Кубка-88 стартовал в одном евросезоне (1988/89) вместе с лучшими командами чемпионата-87. В Кубке УЕФА советская квота исчислялась четырьмя командами – со 2-го по 5-е место. Четвертыми в ЧСССР-87 стало именно Торпедо. Поскольку же по приоритетности Кубок УЕФА стоял ниже Кубка Кубков, то в случае своей победы автозаводцы «уступали» бы место шестой команде чемпионата. А ею было киевское Динамо. Металлист же занял в том сезоне 11-е место – так что харьковчане стартовали в КОК, а Торпедо в заработанном еще осенью 87-го Кубке УЕФА. Вот так победа Металлиста оставила Динамо без еврокубков. В последний раз в истории киевского клуба.
 
28 мая 1988. Москва. Динамо. 30 000 зрителей
 
Торпедо – Металлист 0:2 
Голы: Аджоев, 42 (пен), Баранов, 61
 
Торпедо: Сарычев, Полукаров, Ковач, Пригода, Роговской, Еременко (Гришин, 48), Кобзев, Рудаков (Писарев, 38), Н. Савичев (Жуков, 63), Ширинбеков, Агашков
 
Металлист: Кутепов, Колоколов (Яловский, 51), Романчук, Панчишин, Деревинский, Иванов (Хагба, 79), Буряк, Ващенко (Баранов, 46), Якубовский, Тарасов, Аджоев
 
Владимир Мыленко, специально для Ретро Футбола