Старт команды Анатолий Бышовца в групповом турнире футбольного турнира Олимпийских игр не удался. В матче с хозяевами Олимпиады корейцами наши не смогли забить ни одного гола. Второй матч, против Аргентины, сборная СССР выиграла (2:1), но в очень нервной и напряженной борьбе. В общем и целом, работа тренерского штаба и команды вызвала на родине скорее критику, нежели похвалу. Не стал исключением и последний матч в группе - против сборной США.

Конечно, соперник этот был более чем удобоваримый. Это к 1994-му году (домашнему чемпионату мира) в Штатах подготовили относительно неплохую команду, а тогда из всей заявки знали о том, что такое большой футбол, не понаслышке единицы. Точнее, три человека - Брент Гуле играл в аренде в английском Крю Александра (на контракте был в Борнмуте, что не очень-то и престижнее), Пол Калиджури, не сыграв ни матча за Гамбург, отправился в заштатный немецкий Меппен. И только Френк Клопас, которого на самом деле звали Фотиос, отправился незадолго до ОИ на свою историческую родину, где заключил контракт с одним из грандов, афинским АЕКом. Остальные сборники играли дома, в так называемый шоубол или индор соккер (поле 40 на 20, с бортиками, шесть игроков - в общем, некая разновидность мини-футбола, советская пресса так тогда и именовала те американские соревнования).

Так что ничего удивительного нет в том, что сборная СССР с первых минут начала разбирать оборону американцев на запчасти. Уже на 5-й минуте удар Юрия Савичева в дальний угол мог стать голевым, но торпедовца немного подвела точность. Не беда - уже через минуту наши все-таки открыли счет. Навес Игоря Добровольского с левого фланга в штрафную пришелся аккурат на голову Алексею Михайличенко, и тот спокойно переиграл вратаря, выбежавшего на перехват слишком поздно. Защитник звездно-полосатых и вовсе не пытался помешать киевскому динамовцу.

Правда, американцы тут же ответили неслыханной наглостью. Питер Вермес, который после Олимпиады отправится покорять венгерский футбол, неожиданно для всех пробил из-за штрафной так сильно и точно, что Дмитрию Харину пришлось натурально спасать свои ворота, вытягивая мяч из-под перекладины.

К счастью, то был единственный такой момент у команды США. А вот сборная СССР, целиком и полностью контролируя ситуацию, вскоре удвоила свое преимущество. После атаки на правом фланге, наши игроки устроили перепасовку на втором этаже, Михайличенко скинул мяч налево, а там Арминас Нарбековас вышел на свободную позицию и ударил без шансов для американского кипера. Вскоре мог отличиться и днепропетровец Владимир Лютый, но он немного не успел на длинный вертикальный пас.

После экватора первого тайма штатники начали понемногу ходить вперед, атаковать и даже пробивать (крайне неудачно) штрафные. На что советская сборная отвечала резкими выпадами - после одного из которых неслабо досталось Добровольскому (столкнулся с Вэнуолом). На 40-й минуте прицельным низовым ударом отметился наш капитан, московский динамовец Виктор Лосев - почти попал в створ ворот. А вот Нарбековасу это сделать помешал американский воротник. Просто снес Арминаса, когда тот от правой бровки влетав в штрафную. Добровольский спокойно и уверенно реализовал пенальти - и сборная СССР ушла на перерыв в явно приподнятом настроении.

А уж когда сразу после оного Михайличенко получил классный пас слева и издевательски точно перебросил нерасчетливо вышедшего с линии ворот Вэнуола... Видимо, где-то в эти минуты наша команда решил, что все для воплощения в жизнь чьего-то фанатского лозунга, вывешенного на трибунах стадиона (и в заголовке этого материала) она уже сделала. И попросту бросила играть в атаке. За что потом Бышовца ругали все, кому не лень. Но недолго - до полуфинала ОИ. Дальше ругать уже было не очень красиво...

Американцы достаточно много времени потратили на то, чтобы понять - бить их уже больше никто не будет. Но потом как начали гонять наших своими, как оказалось, быстрыми атаками! И логично забили в середине второго тайма. Рик Дэвис, который начинал еще в легендарном Нью-Йорк Космос (на следующий год после ухода Пеле дебютировал), отдал зрячий пас на Гуле, и тот не промахнулся в нижний угол. Наша уверенность в итоговой победе не пошатнулась ни на миллиметр, да и соперник, в общем-то, был не того уровня и класса, чтобы выжать из своих немногочисленных моментов максимум. Да, второй гол они забили, уже в конце матча - представитель команды университета Сан-Франциско (это уже в 90-х он немного поиграет в Германии за Лейпциг) Джон Дойл замкнул подачу с углового. Да, устроили настоящий штурм ворот Харина. Да, был неплохой момент - уже после гола Дойла - у Гуле, но Брент ударил выше ворот. Но при всем при этом победа сборной СССР - и первое место в группе - не вызывала никаких сомнений.

А это первое место означало, что в четвертьфинале нам предстояло встретиться не с победителем группы D, бразильцами, а куда более простым соперником - занявшими в том квартете второе место австралийцами.

22 сентября 1988. Тэгу. Тэгу стэдиум. 20000 зрителей

США – СССР 2:4
Голы: Гуле, 65, Дойл, 84 – Михайличенко, 6, 47, Нарбековас, 18, Добровольский, 44 (пен.)

США: Вэнуол, Калиджури, Крамп (Армстронг, 64), Кроу, Блисс, Дэвис, Дойл, Столлмейер (Гуле, 46), Клопас, Вермес, Мюррэй

СССР: Харин, Кеташвили, Горлукович, Яровенко, Лосев, Михайличенко (Бородюк, 62), Е.Кузнецов, Нарбековас, Ю.Савичев, Добровольский (Янонис, 62), Лютый

Владимир Мыленко, специально для Ретро Футбола