Четыре года назад Грациано Пелле уверенно направлялся в никуда. Будучи запасным в Парме, он не показывал ни малейших признаков того, что когда-нибудь реализует свой потенциал. А ведь в юности он считался звездой. Тогда, взглянув отцу в глаза и получив выговор от агента, Грациано понял, что нужно двигаться дальше.

"Я всегда знал, что у меня высокий уровень, но одно дело знать это, а другое – показывать, — говорит он. – Я играл хорошо, но не супер. Мой агент мне очень помог. Он сказал мне, что я недостаточно голоден, чтобы достичь успеха. Это задело мою гордость, и я ответил: "Окей, еще увидишь".

"Для меня также очень важна моя семья… Когда меня не выпускали на поле, мне было тяжело видеть, как огорчается мой отец. Он сказал мне: "Хватит уже отдыхать". Он никогда не заставлял меня играть в футбол, он относился ко всему спокойно, больше стараясь сделать из меня образованного человека, чем футболиста. Но он, конечно, знал, что у меня есть способности, и не хотел, чтобы я их истратил впустую".

Пелле работал над собой, но ключевой момент случился, когда он был в отпуске на Ибице. Там он наткнулся на друга сына Рональда Кумана, который в то время был тренером Фейенорда. Пелле был знаком с Куманом по АЗ Алкмаар, куда нападающий перешел в 2007 году из родного Лечче. Именно в Лечче Грациано провел свои дебютные выступления в Серии А, будучи еще 18-летним парнем, перед тем, как исчезнуть. "Я сказал: "Передавай привет Рональду Куману и попроси, чтоб он забрал меня в Фейенорд!" — рассказывает Пелле о встрече на Ибице. – Я это невзначай сказал, но в итоге так и случилось. Удачный отпуск!"

Куман забрал Пелле в Фейенорд в 2012 году, сначала оформив аренду, а потом и полноценный контракт. Позже голландец среди своих первых покупок на посту главного тренера Саутгемптона также приобрел итальянского форварда. Пелле не особо блистал в АЗ Алкмаар, куда его подписал предшественник Кумана – Луи ван Гаал ("хороший тренер, сильная личность, внимателен к деталям, с ним можно быстро развиваться", — говорит Пелле), но Куман, очевидно, заметил у итальянца задатки грозного нападающего. Он решил, что лучше не судить этого игрока по последнему сезону в Италии.

"Он внушил мне уверенность в своих силах, давал мне играть даже тогда, когда я, наверное, этого не заслуживал, потому что он знал, что мне нужно время после отсутствия игровой практики, — говорит Пелле. – Он дал мне возможность стать лучшим бомбардиром команды. Я всегда говорю, что в Саутгемптон его взяли только благодаря мне: это же я забил 60 мячей за Фейенорд". Искренний смех Пелле дает понять, что они часто подкалывают друг друга. "Он отличный тренер, и игроком тоже был прекрасным…  мне даже не стоит его хвалить, о Рональде и так много хорошего сказано".

Сейчас Пелле – главный бомбардир Саутгемптона. Он достиг того, чего не смог добиться Пабло Освальдо, рекордный трансфер клуба в 2013 году. Святые очень сильно полагаются на Грациано, и ему по душе такая ответственность. Также он ценит отсутствие сильного давления на клуб.

"Это не Манчестер, где после неудачной игры люди не затыкаются, и каждый хочет высказать свое мнение, — говорит он. – Я приехал из Италии, там давление на футболистов очень высоко, а здесь все спокойней; здесь хорошо. Все трудятся не покладая рук – от врачей до тренеров. Мы окружены хорошими людьми, они дают нам почувствовать, что все в наших руках – ведь нам уже дают все необходимое для победы. Остается только работать и добиваться успеха. К тому же, я теперь повзрослел и знаю, чего хочу".

А хочет он оправдать веру Кумана и клуба в себя – Грациано знает, как его ценят. "Если я отыграю очень плохо, но забью хоть один гол, на следующий день вы увидите меня на всех обложках. Это хорошая сторона жизни бомбардира. Но плохая сторона – это то, что можно отыграть отлично и не забить. Тогда все скажут: "Он облажался". Нападающий должен забивать. Это нужно всей команде. Может, мне и не обязательно колотить по 30 мячей за сезон, но в любом случае, я форвард: если я не забью в матче, имея возможность, это еще долго не дает мне покоя".

Английский футбол не так-то прост. Пелле понял это еще во время своей первой предсезонной подготовки. "Мы встречались с клубами из Чемпионшипа и из других низших дивизионов; все эти матчи были очень сложными. Неважно, с кем играли, всегда было тяжело. Я уже тогда понял, что нужно сосредоточиться, и сказал себе: "Здесь нельзя расслабляться ни на секунду", — хотя в Эредивизи это можно было себе позволить. Может быть, там я иногда был немного сильнее других игроков, потому что они были моложе меня; я мог играть на 80% и получать такой результат, будто я выкладываюсь на все 100%. Но в Англии важен каждый процент, так как любой игрок из любой команды – достойный соперник".

"Надеюсь, я стану допускать меньше ошибок в матчах, буду более сосредоточенным. Важна каждая мелочь на протяжении недельной подготовки перед игрой. Я уже понял многое из того, что мне нужно".

"Я очень открытый человек, люблю путешествовать, знакомиться с другими культурами. Так что для меня переезд в Англию был сплошным удовольствием – и чемпионат здесь лучший в мире".

В предыдущем сезоне Саутгемптон стал седьмым. Несмотря на то, что летом состав команды опять серьезно изменился, Пелле уверен, что этот год будет не хуже. "Лучше не бросаться словами, так как каждая команда по-своему сильна, разница между всеми минимальна. У Ньюкасла хороший состав, но им приходится нелегко, а наверху вообще Лестер и Вест Хэм! Это мне и нравится в Премьер-лиге. Не могу сказать точно, какое место займет Саутгемптон, но, думаю, этот год сложится удачно".

Судя по всему, в конце сезона Грациано отправится на Евро в качестве основного форварда сборной Италии. Его расцвет в Саутгемптоне дал ему право представлять первую национальную команду через десять лет после выступлений за молодежный состав. "Было время, когда я не очень хорошо играл, меня редко выпускали на поле, приходилось смотреть по телевизору, как Италия выигрывает чемпионат мира. Я спрашивал себя: "Почему я не могу быть там?" Но я знал, что если продолжать то, что я делал – плохо играть и мало появляться на поле – мечта никогда не осуществится. И у меня получилось выступать лучше, я оказался в Англии, теперь мне кажется, что для меня есть место в сборной. Тренер дал мне шанс сыграть, и я был не так уж плох. Я не забуду, какова на ощупь футболка сборной. Это прекрасное чувство".

Перевод Юрия Паустовского