За века своего существования футбол пережил бесчисленное множество революций, чтобы предстать перед нами в том виде, в котором спорт миллионов знают и любят. Но едва ли не единственная истина, которая дошла до наших дней еще с того времени, как английские рабочие гоняли мяч по улицам городов, вызывая бурное недовольство у сильных мира сего, остается и останется незыблемой — чтобы выиграть, нужно забить. Казалось бы, что может быть проще?
В минувшее воскресенье к Гарету Саутгейту и Роберто Баджо, которые как никто другой знакомы с тем чувством, когда в важнейший момент всей футбольной карьеры мяч не оказывается в сетке, прибавились еще несколько ребят, имена которых известны очень немногим: бразильский полузащитник Чумбиньо и итальянский форвард Стефано Наполеони. Эти молодые ребята из греческого Атромитоса могли — нет, были просто обязаны — реализовывать хотя бы один из шансов в матче всей своей жизни с Астерасом, чтобы уже через несколько месяцев выйти на поле под звуки гимна Лиги чемпионов. Но, как и от многих легенд мирового футбола, удача от них отвернулась в самый неподходящий момент. 24 удара в строну ворот при четырех у соперника, 15 попаданий в створ против всего одного, 12 угловых, бесчисленное множество опасных штрафных и 15 минут игры в большинстве в концовке второго тайма — при таком подавляющем преимуществе нули на табло после финального свистка выглядели приговором.
***
История Атромитоса, как и любого другого греческого клуба средней руки, не вызовет у читателей ни восхищения, ни слезы сочувствия. Основанный еще в 1923 году клуб пережил разные эпохи — от беззаботного нахождения в высшем свете до прозябания во втором-третьем дивизионах. Последнее случалось гораздо чаще, и, кто знает, не снимись с чемпионата Суперлиги в 2004 году почившая в бозе Халкидона, о коллективе из Перистери, возможно, помнили бы лишь особо рьяные его поклонники. Но именно с середины 2000-х клуб, в последний раз до этого выступавший в элите более двадцати лет назад, пошел на новый виток эволюции. Пробалансировав несколько лет на грани вылета в Бета Этники и случайно даже засветившись в Кубке УЕФА, Атромитос вылетел в 2008 году, чтобы спустя сезон триумфально вернуться и начать заявлять о себе во весь голос.
Чемпионат 2009/2010 команда под руководством Георгиоса Дониса провела невзрачно (лучшим результатом стала домашняя нулевка с тогда еще грозным Панатинаикосом), но главную свою задачу выполнила, и в Суперлиге еще на год осталась. Руководство клуба не стало увольнять тренера, имевшего успешный опыт работы с середняками вроде Лариссы, но провалившегося в АЕКе, и нетипичное для здешних широт доверие к специалисту себя оправдало сполна. Ко двору пришлись два опытных африканца, Анри Камара и Шарль Итандж, доставшиеся Атромитосу в качестве свободных агентов, не затерялся небезызвестный поляк Марек Сагановски, также немало поигравший в Англии, и при их непосредственной помощи команда из пригорода Афин добралась до финала национального кубка, где уступила АЕКу. 
Естественно, что после столь громкого успеха всех лидеров сохранить не удалось. Сагановски вернулся в Польшу, аргентинский центрфорвард Эммануэль Перроне транзитом через Кипр добрался до Астераса, где сейчас является одним из ключевых исполнителей, а Камара переманил амбициозный дебютант Суперлиги Панаитоликос, попытавшись "связать" сенегальца с легендой греческого футбола Ангелосом Харистеасом (получилось, надо сказать, неважно — вылетели новобранцы сразу же). Но все эти потери удалось перекрыть одним росчерком пера: у Олимпиакоса был арендован Костас Митроглу — форвард, который никак не может пробиться в основу греческого гранда, но одинаково успешно играет в любой команде средней руки. По сути, ребята вдвоем и тащили команду весь чемпионат. Итандж, которого Ливерпуль отчислил не совсем по спортивным причинам, демонстрировал, благодаря чему он успешно играл в сильнейших чемпионатах Европы, а Митроглу забивал много и на любой вкус. 
Под своих лидеров Донис подстроил игру всей команды. Внешне все было очень просто: вратарю нужно было помогать, а нападающему просто отдать мяч на любом участке поля. Это только на вид Митроглу больше напоминает профессионального регбиста — забивал он порой мячи не менее сложные, чем легендарный проход Диего Марадоны в матче ЧМ-1986 со сборной Англии. Если легендарный аргентинец брал техникой и скоростью, то Костасу хватало банальной физической мощи. Он мог запутаться в ногах, подарить снаряд защитнику, но в итоге тот все равно оказывался в сетке. Правда, ограниченность резервов сыграла с Атромитосом злую шутку на финише сезона. Для очередного попадания в финал Кубка и четвертого места в "гладком" чемпионате ударной игры двух человек хватило, но плей-офф за право сыграть в Лиге чемпионов был провален. 
Впрочем, для команды, еще три года назад решавшей задачу по выходу в Суперлигу, и квалификация в Лигу Европы стала небывалым успехом. Естественно, в ней ни о каком посеве речи идти не могло, и Атромитосу сразу же достался Ньюкасл. Максимум, на что могли претендовать греки в такой ситуации — это достойное поражение. Так и получилось: в родных стенах Сороки были остановлены, а на Сент-Джеймс Парк минимально уступили. Правда, к этому моменту Атромитос был уже совсем другим.
***
Как и летом 2011-го, Атромитос снова был не в силах препятствовать оттоку ключевых исполнителей. Митроглу вернулся в Олимпиакос, чтобы снова чередовать бомбардирские подвиги с прозябанием на скамейке запасных, но по-настоящему невосполнимой потерей стал уход главного тренера — Донис, справедливо посчитавший, что пришла пора идти на повышение, подмахнул соглашение с ПАОКом. Но прошлогоднюю ошибку в клубе осознали, и состав укрепили, причем снова благодаря подписаниям свободных агентов и арендам: в Перистери появились числившийся даже в лондонском Арсенале защитник Статис Тавларидис, финский странник Ньязи Куки, а также тот самый Чумбиньо, о котором шла речь в начале нашего повествования. Несомненным успехом стали заключение полноценного контракта с Костасом Яннулисом, ранее игравшим за Атромитос на правах аренды, и сохранение 23-летнего правого защитника Иоанниса Скондраса, воспитанника клуба, получившего в итоге капитанскую повязку. 
Неувязочка вышла только в одном, но самом главном аспекте — главном тренере. Не то, чтобы опытнейший босниец Душан Баевич, съевший собаку на греческом футболе, был плохим специалистом, но уже в декабре он был отправлен в отставку: после двух кряду финалов Кубка в Атромитосе оказались недовольны вылетом на ранней стадии от представителя второго дивизиона. Наверное, в сезоне 2012/2013, только по ходу которого в элите греческого футбола произошли 24 тренерские рокировки при 16 клубах, по другому быть и не могло, но свой прошлогодний колорит команда уже потеряла. Заменил балканца на тренерском мостике знаковый для греческого футбола Никос Анастопулос, но из классных игроков качественные специалисты получаются далеко не всегда. Вот и экс-игрок Олимпиакоса, отыгравший 75 матчей за национальную сборную, продержался всего три месяца, хоть и приготовлены ему были просто царские по меркам Эллады подарки: из Платаниаса был выписан Удоджи, креативный нигериец с болгарским паспортом, а очередной находкой на рынке свободных агентов стал итальянец Стефано Наполеони.
Но в разгар чемпионата ушел к Донису в ПАОК Итандж, а в зоне еврокубкового плей-офф команда держалась скрее вопреки, чем благодаря — тяжелейшее финансовое положение и управленческий кризис Панатинаикоса вместе с ужасающей нестабильностью абсолютного большинства команд в середине турнирной таблицы свое дело делали исправно. В критический момент, когда ПАО вдруг начал набирать обороты, очертила свои еврокубковые амбиции Яннина, а Ксанти еще не пошел на спад, в клубе было принято соломоново решение: Анастопулос был отправлен восвояси, и его место занял опытнейший Георгиос Параскос, фигура для клуба знаковая. Именно он в середине 2000-х работал с Атромитосом, когда коллектив вернулся в Суперлигу. Работал долго и довольно успешно.
В кратчайшие сроки Параскос проявил себя великолепным кризисным менеджером, расставив всех игроков по местам и изменив акценты в нападении. Теперь Атромитос, еще год назад зависимый исключительно от Митроглу, наступал широким фронтом, не имея ярко выраженного бомбардира — Чумбиньо, Наполеони и Бриту плели кружева на подступах к вражеской штрафной, из глубины поддерживали атаки латиноамериканцы Питу Гарсия и Матиас Иглесиас, чаще обычного подключался по своему правому флангу Скондрас. Явно отрабатывались стандарты, ставшие невероятно грозным оружием при наборе умеющих играть на втором этаже центрбеков. Результат пришел не сразу, но к началу еврокубкового плей-офф коллектив подошел во всеоружии, и даже баранка в графе бонусных очков никого не смущала. Атромитос был способен решать самые серьезные задачи.
***
История футбола полна знаковых совпадений, которые вовсе не являются случайными. Одно из них явно играло на руку Атромитосу: отчаявшись после вылета в плуфинале Кубка, президент ПАОКа волевым решением отправил в отставку Дониса, тем самым невероятно ослабив команду. Салоникцы по плей-офф шли ни шатко, ни валко, и лишь бонусные очки за регулярный сезон держали черно-белых на плаву. Астерас по ряду причин к концу сезона "скис", запала сенсационной Яннины хватило лишь на две минимальные победы на старте. А команда Параскоса, исповедовавшая простые истины, очки набирала исправно, и к последнему туру финальной разборки с десятью баллами в активе подошла в роли лидера квартета. Причем не просто лидера — перед заключительным матчем со "звездами" коллектив из Перистери мог похвастать преимуществом над ПАОКом по всем дополнительным показателям, влиявшим на итоговое распределение мест в таблице. Геройствовал Наполеони, дублем заставивший умолкнуть Тумбу, а тем икс-фактором, которого не хватило раньше, стал игрок молодежной сборной Танасис Карагунис.
Но весь нелегкий труд, который был проделан в предыдущие годы, пошел прахом. Астерас в Перистери хоть и чудом, но не пропустил, тем самым выведя в Лигу чемпионов ПАОК, проявивший то, чего у команды Параскоса в трудную минуту не оказалось — характер, опыт и волю к победе. Катализатором важнейшего камбэка стал повидавший все на свем жизненном пути Костас Кацуранис, и именно благодаря ему Тумба услышит гимн Лиги чемпионов впервые с 2010 года.
После финального свистка злополучного матча игроки Атромитоса, казалось, не осознавали еще всей трагичности ситуации, в которой они оказались. Похмелье наверняка придет позже: впервые за последние несколько лет команда из пригорода Афин не сделала шаг вперед. А ведь один, всего один забитый мяч — и будущее клуба могло бы быть совсем иным. Лига чемпионов, при всей невероятности попадания команды Параскоса даже в групповой этап, помогла бы привлечь в Перистери спонсоров, что в современной Греции сделать крайне непросто. Да и обладая довольно вместительным стадионом и достигая определенных успехов иметь всего двенадцатую посещаемость в чемпионате как-то не к лицу (по официальной статистике, за весь год домашние матчи Атромитоса посетило чуть менее 36 тысяч человек. Для сравнения: ПАОК в среднем за игру собирал 11 тысяч, вылетевший АЕК — 10. Об Олимпиакосе с его медианой в 20,9 тысячи зрителей, даже и говорить неудобно).
При всем этом, в клубе стараются сохранять спокойствие. Не собираются рубить с плеча голову главного тренера, пообещав предложить Параскосу новый контракт. Но кем будет руководить специалист по завершению летнего перерыва, ясности нет и в помине. Возможно, после неплохого сезона Олимпиакос призовет, наконец, в свои ряды Чумбиньо, чей контракт пирейцам принадлежит уже несколько лет. Заслужил попробовать свои силы где-нибудь в Серии Б Наполеони, никогда даже не числившийся в итальянских клубах. Не игравший ключевой роли в построениях нового тренера, но неплохо проявивший себя при других наставниках Деннис Эпштейн на правах свободного агента уже вернулся в Германию. И это только верхушка айсберга.
Но самое безрадостное для клуба — в другом: ПАОК, обладающий куда более впечатляющими финансовыми возможностями, летом наверняка усилится под еврокубки, просто обязан сделать выводы из творившегося весь год бардака Панатинаикос. И при более серьезной конкуренции Атромитос, которому и так удается прыгать выше головы уже не первый год, может оказаться на задворках борьбы за еврокубки, а в Греции грань между пятым местом, дающим право сыграть в плей-офф, и зоной вылета обычно очень тонка. Тем более, что в следующем сезоне команд в Суперлиге станет уже 18, а на дистанции в 34 тура случиться может всякое.
История сослагательного наклонения не терпит, уж простите за банальность. А потому вместо эйфории и настоящего праздника Атромитосу предстоит пережить очередное очень непростое лето. Каким будут его последствия, предугадать сейчас крайне сложно.
Андрей Белик, специально для Football.ua