Когда ему был 71 год, он говорил, что это еще не конец. Сэр Бобби Робсон только покинул пост менеджера Ньюкасла после неудачного старта в сезоне 2004/2005, но был уверен в себе и видел себя в футболе и в будущем. Когда в воскресенье сборные Англии и Германии играли матч в честь великого наставника, в голове крутилась только одна мысль – это прощание. По виду Робсона, в пятый раз боровшегося с раком, ощущалось его физическая слабость. Но поверить в то, что этот человек был слаб духовно,  я отказываюсь. Он боролся всегда и везде – как в жизни, так и в футболе. Жизнь и футбол.

Когда уходят великие, их жизнь со временем обрастает мифами и легендами, а в памяти людей зачастую остается только хорошее. Сам же человек приравняется едва ли не идеалу. С сэром Бобби Робсоном все немного не так – он, как и все мы, конечно, не был идеалом, но, признаться, ничего плохого и негативного на ум при его упоминании не приходит. От Робсона веяло теплотой – в последнее время старческой. Все эти истории о том, как он забывает имена игроков, - все они только притягивали к этому человеку, безумно любившему футбол и эту жизнь. Футбол и жизнь.

Игра, сыгранная в воскресенье, должна была восстановить в памяти знаменитый полуфинал чемпионата мира-1990 года между Англией и Германией. Во время своей работы в сборной Робсон натерпелся многого – и пусть знаменитый сатирический фильм о Майке Бассетте и вещает, о том, что напряжение, связанное с работой менеджером сборной, не чета жизненным трудностям, стоит признать, что там сэр Бобби натерпелся многого. Когда Робсон и команда не попали на Евро-84, его смешивали с грязью, а когда команда добралась до полуфинала мирового форума – едва ли не носили на руках. Насколько это жизненно, настолько же жизненным был и сам сэр Бобби Робсон. Он был своим не только для фанатов Ипсвича и Ньюкасла – он был своим для всей Англии, а, если вы читаете это, то и для всего мира.

Как и в случае с большинством великих тренеров, игровая карьера Робсона не было блестящей и даже сколько-нибудь значительной. Начинал вингером в Фулхэме, выступал за ВБА, еще раз за Дачников, а заканчивал за океаном, в команде города Ванкувер – уже как играющий тренер. Успел поиграть и за сборную Англии, в составе которой у него 20 "кепок".

В 68-м году дебютировал как полноценный менеджер Фулхэма, но на своем посту продержался лишь до Рождества. Но его заход в Ипсвич можно считать одним из величайших в истории английского футбола – вместе с работой Билла Шенкли и Боба Пейсли в Ливерпуле, Билла Николсона в Тоттенхэме или Дона Риви в Лидс Юнайтед. За 13 лет на посту наставника скромных Трактористов он выиграл и Кубок Англии, и Кубок УЕФА, уже тогда навсегда вписав свою имя в историю. В 81-м году его команда на выезде в 1/4 финала Кубка Уефа била Сент-Эттьен со счетом 4:1 – в тот день гостям аплодировал даже местный стадион.

Через год он получил признание и в высшей инстанции английского футбола – Ассоциации, которая пригласила его возглавить сборную. И тут его работа была полна взлетов и падений – непопадание на один чемпионат Европы, вылет на ранней стадии с другого, а вместо с этим – четвертьфинал и полуфинал чемпионат мира.

Именно в ворота его сборной рукой забил Марадона, именно в составе его сборной выступал Терри Бутчер, когда было сделано знаменитой фото с разбитой головой. Перед полуфиналом Кубка Мира в Италии против ФРГ, Робсон восхищался тому факту, что ему придется сыграть с командой, демонстрирующей столь прекрасный, по его словам, футбол. Когда Пирс не смог пробить в серии пенальти Бодо Илгнера, а Уэддлл махнул выше ворот, Англия распрощалась с турниром, а весь мир увидел слезы Пола Гаскойна. И Робсон снова был рядом.

Робсон – один из немногих английских менеджеров, очень удачно поработавших за пределами Туманного Альбиона.  Двукратный чемпионат Голландии в ПСВ (и дважды работавший в Эйндховене), менеджер Спортинга, Порту и Барселоны – он везде оставил свой след. При нем был куплен в столицу Каталонии в будущем один из величайших форвардов в истории футбола Роналдо, его переводчиком было не кто-нибудь, а Жозе Моуриньо. На самого португальца работа с английским менеджером произвела неизгладимое впечатление, впоследствии повлиявшее и на его стиль ведения дел. Так что, сэра Бобби Робсона мы вполне можем считать еще и наставником одного из величайших тренеров современности.  

Посему и его вклад в европейский футбол также тяжело переоценить. Когда Свен-Горан Эрриксон принимал английскую сборную, он рассказал историю о том, как будучи еще совсем зеленым тренером, он прибыл на практику в Ипсвич к Робсону и  работа английского специалиста его впечатлила. "Я сидел на одной скамейке с сэром Бобби Робсоном. Не плохо, правда?".

Будучи уже пожилым человеком, он успел поднять Ньюкасл из низов таблицы, сделав команду едва ли не представителем клана сильнейших – Сороки боролись за места в пятерке и выступали в Лиге Чемпионов. Робсон в 2002 году приезжал в Киев, где уступил Динамо – блестящий гол Максима Шацких, думаю, помнят многие.

После его ухода в Ньюкасле началась настоящая неразбериха. Речь не идет о том, что, дескать, продолжай он работать, на Сент-Джеймс Парк все было бы здорово. Дело в том что с тех пор руководство клуба все еще находится в поиске не только тренера, но и концепции развития. Хотя, это совсем иная история…Но также связанная с сэром Бобби Робсоном.

Как и подобает великому английскому менеджеру, он часто ронял фразы, со временем получавшие статус "классических". Они могли касаться футбола: "Преимущество домашнего поля – это преимущество". А могли и частично задевать личную жизнь сэра: "Я только что потерял свой дом. Не знаю, куда мне сегодня идти ночевать". Многие фаны сегодня потеряли свой "дом"…

Говорят, что когда что-то или кого-то теряют, то только тогда начинают по-настоящему ценить. Но сэра Бобби Робсона ценили и при жизни – два года назад состоялся парад в честь 30-летия победы Ипсвича в Кубке Англии, Робсона постоянно приглашали на матчи Ньюкасла – и будучи тяжело больным, он приходил и смотрел. Он просто не мог заставить забыть о себе, хотя и вещи, сделанные им, не забываются в принципе. Он прожил насыщенную жизнь и, что главное, он жил до последней секунды. Но сегодня его не стало.

Любые красивые слова сейчас звучат в стократ ярче и помпезнее, но даже все вместе взятые они не достойны такой глыбы. Ты был велик, сэр Бобби Робсон. Ты останешься великим навсегда. Прощай.

Иван Громиков, Football.ua