Нідерланди. Новина
Football.ua рассказывает о завершившейся карьере Джио ван Бронкхорста.
Джованни ван Бронкхорст, фото AFP
27 липня 2010, 07:57
Футбол похож на секс: если ты не можешь выдержать 90 минут, ты не победишь.
Эрик Кантона
Если отталкиваться от этой крылатой фразы Короля Эрика, то можно без малейших сомнений сказать, что Джио ван Бронкхорст был превосходным любовником, который, как минимум на поле, отдавал все силы, чтобы победить, и не сдавался до последней минуты. Он восторгается Робертом де Ниро, он носит одежду от Гуччи и слушает Ашера, но при этом остается бойцом, черпающим энергию от самой игры, мотором, заставляющим двигаться других.
В судьбе Джио отыграл большую роль его отец, узревший талант в своем чаде и отдавший его в детскую школу аматорского клуба LMO, за который и сам в то время поигрывал. Однако надолго ван Бронкхорст там не задержался: "Когда мне было семь лет, я перешел в Фейеноорд. Это было честью для ребенка. Хотя 80-е были не лучшим периодом для клуба, его школа оставалась одной из лучших в стране. У них было множество возрастных групп, потому недостатка игровой практики никто не испытывал. Однако, вместе с тем, было и сложнее пробиться в первую команду"
Как признается сам ван Бронкхорст, даже самым одаренным игрокам было нелегко пробиться из молодежки в главную команду. В том, что ему это все же удалось, сам Джованни прежде всего благодарит своего тренера тех времен Маупа Мартенса: "Он опекался мною как раз в нужном возрасте, и затем мои мечты сбылись - в 15 лет мне предложили профессиональный контракт".
Это было признанием таланта игрока, подававшего уже тогда большие надежды. Возможно, Джио никогда и не почитался потенциальной звездой, однако стремление играть до последнего уже тогда выделяло его.
"Все говорят, что добиться чего-то с командой в Голландии на молодежном уровне - это не очень важно. Но до сих пор мне приятно вспоминать нашу победу в чемпионате в 1991-м. К тому же она стала для Фейеноорда первой на этом уровне, за что нами очень гордились, и впоследствии клуб помогал нам попасть в сферу интересов тренеров взрослых команд".
Вот пример того, как бесконечная самоотдача может привести к успеху. Пусть для начала маленькому. Но ведь и взрыв начинается с едва заметной искры детонатора.
Не сказать, конечно, что эта удача сразу же вознесла ван Бронкхорста в облака, но к первой команде Фейе его уже подпустили. Теперь у Джованни не оставалось выбора, кроме как пробить очередную гранитную стену и заявить о себе на взрослом уровне.
Здесь нельзя не отметить очередную помощь клуба. Отдать будущего капитана сборной Нидерландов в Ваалвейк было замечательным ходом роттердамцев. Сам игрок признается, что этот год был для него полезным. В скромном клубе он набрался опыта, почувствовал на себе внимание, ощутил вкус профессионального футбола. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Вдохновленный своим успехом в Ваалвейке, Джио с удвоенным желанием принялся работать над тем, чтобы стать частью Фейеноорда. В то время в команде играли великие Хенрик Ларссон и Рональд Куман, а тренировала их местная легенда Виллем ван Ханегем. Чем не повод для дополнительной мотивации?
"Я лишь надеялся, что он заметит меня. Ван Ханегем был легендой клуба, но играл еще до того, как я родился. Как и я, он был полузащитником. Возможно, это подтолкнуло его дать мне возможность дебютировать за Фейеноорд".
В очередной раз своей бесконечной самоотдачей Джио заслужил доверие, которое оставалось только оправдать. Правда, как и любому молодому игроку, изначально рассчитывать на постоянное место в основе не стоило, но в своем первом матче за Фейе ван Бронкхорст отметился результативной передачей в матче с Херенвеном. Определяющим для него стал уже следующий сезон. Джио закрепился в основном составе и блестящей игрой заслужил не только признание местной публики, но и вызов в национальную сборную Нидерландов. Излишне говорить, что это значит для 21-летнего игрока: "Сыграть за сборную - это мечта каждого игрока, но мой дебют был просто мечтой, ведь меня выпустили на поле в матче против сборной Бразилии на поле Амстердам Арена!"
Однако восторгу Джио суждено было длиться недолго. Пока сборной руководил Дик Адвокаат, молодому игроку из Роттердама удавалось довольно регулярно играть за сборную. Когда же пришел к рулю голландцев Гуус Хиддинк, ван Бронкхорст был переведен в линию защиты и прочно уселся на банку, с которой впоследствии наблюдал за ЧМ-1998 во Франции. Не особо изменилась ситуация и на домашнем Евро-2000 - Франк Райкаард также предпочитал использовать на левом фланге обороны опытного Артура Нумана.
В то же время, пока в сборной наступил застой, его клубная карьера продолжала весьма стремительно развиваться. В частности, в 1998 году старый знакомый Дик Адвокаат выложил за переход ван Бронкхорста в Рейнджерс 5,5 миллионов фунтов.
"Ван Бронкхорст был еще совсем молод, когда присоединился к Рейнджерс, и немногие знали о нем. Однако, несомненно, его можно назвать одним из лучших приобретений Адвокаата. Джованни в итоге стал очень важной частью команды", - прокомментировал тогда трансфер защитник глазвегианцев Лоренцо Аморузо.
По иронии судьбы, Фейе тут же выиграл первое за 16 лет чемпионство. Но и воспитанник клуба также не остался без наград. Первый же год в столице Шотландии подарил Джио золотые медали чемпионата, национального Кубка и Кубка лиги. Полоса успехов продолжилась и в следующем сезоне, который также завершился победой в чемпионате. Интерес к защитнику со стороны европейских грандов стремительно рос.
"Ко мне проявляли интерес мадридский Атлетико и Рома, но Джерс отклонили оба предложения. Было приятно, что люди хотят купить меня, но я еще не был готов уходить. И все же со временем интерес клубов из-за пределов Шотландии стал настолько велик, что стало маловероятным продолжать сотрудничество с Рейнджерс. В интересах команды было продать меня. Я же, в свою очередь, никогда не скрывал, что хочу продолжать расширять свои горизонты".
Новое приключение ждало его в Англии. Арсен Венгер, впечатлившись выступлениями Джио в Шотландии, расщедрился на 8,5 миллионов фунтов, чтобы пригласить защитника в Арсенал. Увы, но впервые авансы, выданные игроку, оправданы не были. Отчасти причиной тому стала травма связок колена, из-за которой ван Бронкхорст надолго выбыл из строя, а когда восстановился, то уже не имел шансов выиграть борьбу за место в составе у набравших ход конкурентов.
"На левом фланге защиты действовал Эшли Коул, в полузащите были Патрик Виейра и Робер Пирес. Было очень тяжело пробиться в команду. В итоге, я обсудил с Арсеном Венгером свое будущее, и он сказал, что для меня лучше будет отправиться в аренду".
Благо, долго искать варианты Джио не пришлось. Франк Райкаард решил, что бывший подопечный в сборной сможет принести ему пользу в Барселоне. Венгер же, разуверившись в игроке, посчитал, что его лучшие дни уже позади, а потому по истечении годовой аренды позволил забрать ван Бронкхорста всего за 2 миллиона фунтов.
Насколько ошибочным было решение француза, защитник доказал уже очень скоро. Избавившись от длинного имени "Бронкхорст" на футболке, которое взял в Арсенале, укоротив его до "Джио", голландец стал одной из ключевых фигур непобедимой Барсы сезона 2005/06. В том же году, в финале Лиги чемпионов, он и его новая команда нанесли поражение Арсеналу, в очередной раз напомнив Венгеру об одном из его величайших проколов.
Как говорил герой небезызвестного Джареда Лето в одном из его фильмов: "Если когда-то был Большой Взрыв, то однажды случиться и Большой Хлопок: прекратится стремление Вселенной к хаосу, и она начнет сжиматься". Случай ван Бронкхорста ничем не уникален - ветеран решил, что путешествиям пришел конец, и самое время вернуться домой.
Доигрывать? Определенно. Но спешить "сжиматься" защитник не собирался. Его физическая и игровая форма оставалась безупречной, а потому на него по-прежнему рассчитывали не только в Фейеноорде, но и в сборной. Более того, Марко ван Бастен доверил ветерану капитанскую повязку Оранжевых, назначив его вожаком своей стаи, которая казалась неудержимой. На Евро-2008 Джио в очередной раз доказал миру, что борьба до последней минуты остается его главной футбольной заповедью. Феноменальный рейд к воротам сборной Италии и завершение разгрома чемпионов мира стали одними из ярчайших кадров того турнира. Одного тогда не хватило голландцу - долгожданного триумфа на международной арене.
На протяжении последующих двух лет капитан не скрывал, что последнюю надежду возлагает на чемпионат мира в ЮАР. И пока дела его клуба шли из рук вон плохо (Джио даже пришлось выступить парламентером от команды, когда та взбунтовалась против Гертана Вербеека, едва не загнавшего Фейе в могилу), голландец готовился к последнему рывку.
Весной 2010-го Джио огласил миру свое решение: после завершения мундиаля он повесит бутсы на гвоздь. И пусть на голландцев на этом турнире ставили немногие, команда сделала все, чтобы максимально продлить карьеру своего капитана. "Последней игрой в моей карьере станет финал чемпионата мира. Я надеюсь, что это будет лучший матч для меня. Теперь я могу завершить наибольшую главу своей жизни. Я сделаю все возможное, чтобы привезти Кубок мира в Нидерланды. Это был бы фантастический финиш".
Все мы знаем, чем закончился этот финал. К сожалению, победу в чемпионате мира не дают за былые заслуги. Этот трофей по-прежнему остается недоступным для великой футбольной нации. Оказался он не по зубам и ее капитану. Даже неутомимый Джио не смог выстоять до финального свистка. Однако болельщики помнят, что сделал для них этот футболист. Серебро ценится гораздо меньше золота, но это не помешало голландцам устроить праздник в честь возвращения своих любимцев из ЮАР.
С той же искренностью, спустя две недели, трибуны Де Куйпа стоя аплодировали своему капитану, который, теперь уже точно, навсегда завершал карьеру игрока. Джио ван Бронкхорст оставил левую бровку поля наследникам, а сам готов окунуться в семейную жизнь. Для кого-то он успел стать легендой, кто-то считает, что это слишком громко для такого игрока, но равнодушным Джио не оставил никого.
Матвей Белосорочкин, Football.ua