После двух успешных матчей перед командой Валерия Лобановского стояла достаточно простая, можно сказать, легкая задача. Надо было не проиграть канадцам. С учетом того, что представители совершенно нефутбольного континента два предыдущих матча проиграли, не забив ни одного гола, поединок третьего тура представлялся легкой прогулкой.

Настолько легкой, что тренерский штаб решил дать отдохнуть почти всей основе сборной. Из стартового состава матча с Францией на поле против Канады не вышли сразу девять (!!!) игроков - Дасаев, Бессонов, Ларионов, Демьяненко, Яремчук, Яковенко, Рац, Заваров и Беланов. В расположении советской делегации, в частности журналистской, даже началась легкая паника – в результате которой даже появился слух о том, что вышеупомянутые игроки отравились во время завтрака. Даже конкретные продукты подозревались – клубника, которой в Ирапуато столько, что город даже носит неофициальный титул клубничной столицы Мексики.

Но, конечно же, в итоге все эти слухи развеялись, открыв настоящую причину такого тренерского хода – игроки основы сборной были перегружены интенсивными тренировками, и им просто нужно было дать время восстановиться. А тут еще и соперник попался такой, что можно было сделать это совершенно безболезненно. Ну, так казалось до начала матча.

А потом Канада вдруг побежала вперед. Да, это был только стартовый порыв – далее наши перехватили инициативу. Но, как оказалось позже, канадцы действительно не собирались отсиживаться 90 минут у своих ворот. Но пока условия на поле диктовала сборная в белых футболках. На второй минуте Вадим Евтушенко отдал длинный пас по флангу на Олега Блохина, тот вошел в штрафную, прострелил на Олега Протасова – вратарь Кленовых Листьев Тино Леттьери помешал свершиться голевой атаке.

Кстати, любопытно, что Тино, как и большинство игроков, выступал не в футбольных клубах (а были вообще «без клуба»). Дело в том, что легендарная NASL, Североамериканская Лига Соккера, в которой доигрывали Пеле, Беккенбауэр и Кройф, прекратила свое существование в 1984-м. На ее руинах появились небольшие лиги – но специализировавшиеся не на большом футболе, а на индор-соккере(площадки 40 на 20, с метровыми бортиками, уменьшенные ворота и продолжительность матча). Вот за команды из этих лиг и выступала часть игроков канадской сборной.

На 5-й минуте СССР уже могла вести в счете. Сработала днепропетровская (тогда) связка – Геннадий Литовченко навесил со штрафного, а Протасов головой переправлял мяч в дальнюю шестерку. Леттьери практически повторил подвиг Гордона Бэнкса в матче с Бразилией (кстати, тот момент считается величайшим сэйвом в истории футбола, на секундочку). Ну да наши не особо и расстроились – если уже в самом начале матча оборона соперников играет вот так, то рано или поздно голы посыплются. Через пару минут отметился несильным и не совсем точным ударом Блохин (снова вратарь подстраховал), а потом…

А потом наши успокоились. И моменты у канадских ворот исчезли как вид. У соперников они и не появлялись – так что на некоторое время игра просто потеряла всякий футбольный смысл. По раскладам, конечно, наши спокойно выходили в 1/8-ю… И вот в этом спокойном мексиканском болотце вдруг грянул гром – для нашей сборной. Очередная, достаточно редкая, надо сказать, атака Листьев доразвивалась даже до прострела с левого фланга – прямо на ногу Карлу Валентайну из Кливленд Форс (все тот же индор-соккер). Момент представлялся убойнейшим, но Валентайн просто не попал по мячу, еле зацепив его бутсой. Тем не менее, атака канадцев продолжилась, наши, не выдержав, сбили у своей штрафной Дэвида Нормана (Такома Старс). И именно после этого розыгрыша одноклубник Нормана Дэйл Митчел со всей мочи лупанул по воротам Виктора Чанова. Мяч пролетел в сантиметрах над перекладиной, с такой силой, что советский голкипер вряд ли смог бы его парировать.

Канадцев на большее, конечно, не хватило – они отошли на свою половину поля и в основном оборонялись. Но даже этот один момент здорово напугал болельщиков советской сборной. Наверное, и тренерский штаб тоже. И ладно бы сам по себе момент – но ведь у наших ничего не получалось в атаке. Протасов, на скоторого делали ставку как на главную ударную силу в этом матче, не оправдал возложенных на него надежд. Блохин в роли второго форварда старался, но тут уже сказывался и возраст (Олегу было 33, в те времена почтенный возраст для футболиста, особенно нападающего). Вот так и получилось, что практически до конца первого тайма единственный неплохой момент создал своими индивидуальными действиями Вадим Евтушенко – прорвался в штрафную, но ударил точно в защитника.

А ближе к перерыву снова активизировались канадцы. Несколько раз неплохо навешивали, заставляя Чанова вступать в игру, а на 35-й минуте только голова Олега Кузнецова спасла сборную от, скорее всего, неминуемого гола – за спиной киевского динамовца уже притаился футболист в красном, готовый замкнуть фланговый навес.

В перерыве Валерий Лобановский наверняка провел не очень приятную беседу – и на второй тайм сборная СССР вышла как наскипидаренная. Уже на второй минуте Литовченко после паса Евтушенко пробивал сходу из убойной позиции. Выше ворот. Но это было только начало штурма канадских ворот. Советская команда загнала североамериканцев в штрафную и принялась разваливать эту крепкую (как минимум, числом) оборону. Правда, до поры, до времени получалось только бить в ноги защитников.

И тут, практически из ниоткуда, канадцы создали свой самый главный шанс в матче. Дэвид Норман после флангового навеса и скидки партнера оказался (именно оказался, он никуда не бежал, просто стоял в штрафной никем не прикрытый) напротив Чанова – и будь он профессиональным футболистом хоть какого-нибудь уровня, то наверняка забил бы. А так этот индор-соккерист стукнул мячом прямо в советского голкипера. Трибуны с красными флагами в очередной раз схватились за сердце…

После нескольких атак Канады Лобановский сделал первую замену – и замену ключевую. Совершенно ненужного на поле Протасова заменил Игорь Беланов. Когда вспоминают о его Золотом Мяче, то в первую очередь говорят о матче против Бельгии. А ведь игру с канадцами сделал, по сути, именно он! Ясное дело, этот матч почти ничего не значил, и сейчас уже мало кто о нем помнит. Но это стоит отметить – именно с выходом Игоря игра советской команды преобразилась. Он взял на себя роль подыгрывающего, освободив партнеров по атаке для завершающего удара. И все получилось. Через несколько минут после появления на поле Беланов стал автором голевой передачи.

Сергей Алейников перехватил мяч в центре поля, выдал пас вперед на Игоря, тот в своем фирменном стиле выскочил из-за спины зазевавшегося защитника – и прострелил на линию вратарской, куда уже врывался Блохин. Олегу осталось только правильно подставить ногу. Все, по сути, на этом задача сборной СССР была выполнена. Но теперь-то команду уже было не остановить. Вот Блохин выходит на вратаря и попадает в него. Вот московский спартаковец Сергей Родионов почти от лицевой линии в штрафной отбрасывает мяч к полукружию Алейникову – минский динамовец бьет сходу, Леттьери с большим трудом вытягивает мяч из-под перекладины.

А второй гол Беланов создал для еще одного вышедшего на замену, Александра Заварова. Игорь элегантно сбросил мяч головой на одноклубника, и тот спокойно перебросил выбежавшего голкипера. Чуть позже Беланов мог забить и сам, причем дважды в одном эпизоде – сначала мощным низовым ударом, потом, когда вратарь парировал, на добивании. Но перебросить Леттьери не удалось.

Никакого финального штурма, конечно же, не было – нам без надобности, у канадцев не было сил, Но На 85-й минуте Валентайн таки мог забить Чанову, но из выгодной позиции кругляша к воротам сборной СССР почти что катнул.

Итак, советская команда заняла в своей группе первое место и вышла в 1/8-ю, где ей предстояло сразиться со сборной Бельгии. Об этом резонансном матче мы и поговорим через неделю.


9 июня 1986. Ирапуато. Эстадио Серхио Леон Чавес. 14200 зрителей

Канада – СССР 0:2 (Блохин, 58, Заваров, 74)

Канада: Леттьери, Ленардуззи, Уилсон, Рейган, Самуэль, Бридж, Валентайн, Грей (Пакос, 69), Джеймс (Сегота, 64), Митчелл, Норман

СССР: Чанов, Баль, Кузнецов, Морозов, Бубнов, Литовченко, Алейников, Евтушенко, Родионов, Протасов (Беланов, 56), Блохин (Заваров, 61)

Владимир Мыленко, специально для Ретро Футбола