Рубрика Испанский связной представляет интервью с Висенте дель Боске, который ровно год назад сделал счастливыми всех испанцев, выиграв вместе с Красной фурией чемпионат мира.
- За выдающийся вклад в развитие спорта Испании вы получили титул маркиза. Вам нравится, когда вас называют Дон Висенте, маркиз дель Боске Гонсалес?
- Предпочитаю, чтобы меня называли по имени или просто мистером. Так привычнее.
- Прошел год с момента великого триумфа Красной фурии. Что изменилось в национальной сборной?
- Самое главное, что футболисты сумели сохранить великолепные отношения между собой. А еще выигрыш Мундиаля всегда накладывает дополнительную ответственность, потому что на поле выходит не просто сборная Испании, а действующий чемпион мира.
- Какие воспоминания остались у вас о Южной Африке?
- Мы провели там пятьдесят дней, за которые национальная команда стала единым организмом. У нас не было никаких конфликтов. Самый неприятный момент: поражение в стартовой игре против Швейцарии. Мне не понравились 20 последних минут в матче против Чили, но мы все равно сумели победить. Все ситуации, плохие и хорошие, мы переживали как одна большая семья.
- То есть худшим моментом было поражение от швейцарцев?
- Самый худший момент для тренера – когда он принимает неверные решения. Плохо и тогда, когда у тебя есть футболисты высокого класса, но их нельзя выпустить на поле. Я имею в виду ситуацию с двумя нашими запасными голкиперами, которые не провели на поле и минуты. Я переживал за них, потому что они превосходные игроки и заслуживали шанса. Но эти парни, Хосе Мануэль Рейна и Виктор Вальдес, показали себя великолепными людьми. Они настолько эмоционально все переживали, что заводили как нашу банкилью, так и футболистов на поле. Перед Мундиалем были люди, я называю их "прорицателями", которые предрекали, что сборной не удастся избежать внутренних конфликтов. Но никаких конфликтов не было.
- Все-таки, что случилось в матче против Швейцарии? На следующий ден ь вы выглядели очень обеспокоенным.
- Мы прорабатывали возможность подобного поражения еще перед стартом турнира. Важным было то, что проигрывая, испанская сборная исторически не может справиться с пессимизмом, который ее охватывает. Конечно, я выглядел обеспокоенным, поскольку мы не просто проиграли, это был для всех нас очень тонкий психологический момент. Мы не стали ничего менять в тактике или составе, потому что были уверены, что идем верной дорогой. На следующий матч против Гондураса в старте вышли 9 футболистов, игравших против Швейцарии. Пресса обвиняла в поражении Хаби Алонсо и Бускетса, но мы не искали виноватых, поскольку верили во всех наших игроков.
- Вы видели, что писала пресса после поражения?
- Конечно. Но мы выиграли десять матчей на стадии отборочного этапа, поэтому глупо было бы что-то менять из-за того, что мы неожиданно оступились.
- Многие критиковали вас по причине вашего доверия молодому Бускетсу.
- Бускетс один из важнейших игроков нашей сборной. Меня критиковали потому, что многие видели Сеска на месте Бускетса. Но этих футболистов нельзя сравнивать, поскольку на поле они выполняют совершенно разные функции.
- Против Парагвая в четвертьфинале вы не смогли сыграть в свой футбол?
- Мы очень плохо начали ту игру, особенно тяжело дались нам первые минут двадцать. Как и сборная Чили, Парагвай оказал на нас давление, прессинговал. Кроме того, поле было не в идеальном состоянии, что затрудняло контроль мяча. Потом был пенальти, отбитый Касильясом… Я думаю, что даже если бы мы пропустили, то все равно одержали бы победу в полуфинале. Да что уж об этом говорить? Вы верно подметили, что матч был тяжелый.
- В сборной Испании много лет существовало проклятие четвертьфиналов, Фурия всегда вылетала именно на этой стадии. В команде не было психологической проблемы, связанной с четвертьфиналом?
- Вслух об этом не говорилось, но, конечно, все знали о вечном четвертьфинальном барьере. Поэтому, когда мы вышли в полуфинал, и в команде, и в стране люди смотрели вперед с преувеличенным оптимизмом, потому что Испания впервые в своей истории оказалась на этой стадии турнира. Это поколение футболистов обречено на успех, они хотели достигнуть максимума, выиграть титул. И в итоге мы добились своей цели.
ВИДЕО. Фурия и самое выдающееся достижение в ее истории
- В полуфинальной игре против Германии в стартовом составе неожиданно появился Педро.
- Когда я сам был футболистом, у нас всегда присутствовал некий немецкий комплекс. На Мундиале в ЮАР все было наоборот, немцы нас боялись. Это очень и очень достойный соперник, но игра наших парней наполнила меня гордостью. Что касается Педро, то он полностью оправдал возложенное на него доверие.
- Гол в ворота немцев – это домашняя заготовка?
- Это придумали Пуйоль и Пике за два дня до поединка. Высокий Пике в штрафной отвлекал на себя защитников соперника, а во время подачи блокировал их, чтобы оборонцы соперника не сумели закрыть врывающегося в штрафную Пуйоля.
- Финал…
- Голландия всегда была образцом высококлассного футбола, примером футбола высокого качества. Другое дело, что было четыре или пять эпизодов, когда они играли откровенно грубо. Но данные инциденты никак не повлияли на мое уважительное отношение к голландской сборной.
- Роббен имел в финале два убийственных момента, в одиночестве появляясь перед Касильясом…
- Мастерство нашего голкипера в одном случае и удача в другом были на нашей стороне.
- Что вы испытали в тот момент, когда Иньеста забил?
- Самое первое ощущение – радость, переходящая в эйфорию. Потом я подумал, что впереди еще несколько минут, плюс компенсированное время. Все это время я хотел, чтобы встреча побыстрее закончилась. Мы сделали огромное усилие, затратили все свои силы, и просто не могли проиграть в финале.
- Испания по праву стала чемпионом мира?
- Да, я верю, что да.
- Ваша жизнь изменилась в каких-то аспектах после выигрыша Мундиаля?
- Нет, ни в чем не изменилась.
- Но вы стали маркизом, а журналисты каждый день хотят выслушать, что вы скажете.
- Внутри меня ничего не изменилось. Я по-прежнему тот же человек, что и был до выигрыша чемпионата мира.
- Вы уже думаете о мундиале–2014?
- Нет.
- Почему?
- Потому что впереди чемпионат Европы, где мы хотим защитить свой титул.
- Отборочный турнир еще не завершен, но, тем не менее, кто, по-вашему, будет претендовать на выигрыш Евро–2012?
- Все традиционно: Англия, Италия, Португалия, Франция. Не нужно забывать о командах Голландии и Германии, которые, как и мы, не потерли еще на отборе ни одного очка.
- Что вы скажете внукам, когда они спросят вас о мундиале–2010?
- Скажу, что мне повезло возглавлять великую команду в стране, которая сто лет не была чемпионом мира. В стране, которую я искреннее люблю.
Алекс Маннанов, по материалам испанской прессы, специально для Football.ua