Со слов футболистов и тренеров, журналистов и экспертов мы вспомним прошлые чемпионаты мира, свидетелями которых все им посчастливилось быть.

Первый материал принадлежит перу британского журналиста Ника Бидвелла, который в переводе О. Винокурова был опубликован в книге Италия-90 Чемпионат мира по футболу. На наш взгляд, поднятая в нем проблема актуально и сегодня, особенно остро она встала после матча плей-офф между сборными Франции и Ирландии.


Телевидению пора бы встать на сторону арбитров

Использование телевизионной техники могло бы заметно облегчить жизнь арбитров, которые должны моментально принимать правильные решения в любой обстановке.

Эрик Фредрикссон, шведский арбитр, заметно подмочил репутацию чемпионата, оставив без внимания игру Марадоны рукой в своей штрафной площади. Уругваец Хуан Кордельино со своей стороны назначил пенальти в ворота сборной СССР, когда Вагиз Хидиятуллин сыграл рукой за пределами штрафной. Луиджи Аньолин из Италии и советский судья Алексей Спирин тоже вызвали неудовольствие генерального секретаря ФИФА Зеппа Блаттера после просмотра видеозаписи игр с их участием. За несколько недель до этого и бельгиец ван Лангенхове, еще один участник чемпионата, был пойман всевидящим телеоком.

Так долго ли телевидение будет еще оставаться "ревизором" и врагом арбитров? Не пора ли сделать его их другом?

Ван Лангенхове сел в лужу во время полуфинального матча Кубка чемпионов между Бенфикой и Марселем, когда после поданного Валдо углового Мангуссон дал пас Вате и тот послал мяч в сетку. Ван Лангенхове показал на центр, несмотря на протесты французов, утверждавших, что гол был забит рукой. На первый взгляд гол выглядел совершенно правильным, но просмотр видеоповтора подтвердил слова игроков Марселя. Стало совершенно четко видно, что анголец забил мяч рукой, хотя сидевшие на скамейке запасных португальцы уверяли, что гол был забит грудью, а ван Лангенхове утверждал, что принял правильное решение.

"Я поступил совершенного правильно и не изменил своего мнения после просмотра видеозаписи", - сказал он. Представители Марселя были в бешенстве. Их менеджер Жерар Жили заявил: "Мы можем понять, что арбитр не заметил игры рукой, но утверждать, что гол был забит грудью, - это уже слишком".

Вопрос о "руке дьявола" скоро пересек чисто футбольные границы и стал общенациональной проблемой. Премьер-министр Мишель Рокар написал президенту Марселя Бернару Тапи, что глубоко возмущен таким способом выбивания клуба из борьбы. "Я задаю себе вопрос, почему н6а матчах такого ранга не используют судью за пределами поля, который бы имел мониторов и мог немедленного изменить несправедливое решение?" - писал Рокар.

В том же духе вся французская пресса предлагала использовать телевидение для выяснения спорных вопросов и установления справедливости. Вопрос об использовании техники в судействе, как это делается в американском футболе, был отклонен главой судейского комитета ФИФА Мишелем Руффиненом: "Мы рассмотрели несколько подобных предложений, и я не думаю, чтобы в обозримом будущем произошли какие-либо изменения. В противном случае игра будет без конца прерываться, что совершенно непрактично".

"Ван Лангенхове, - сказал Руффинен, - выбрал совершенно правильно место на поле в тот момент, когда был забит гол, но, к сожалению, игроки закрыли ему обзор. Между тем при просмотре видеозаписи потребовалось многократное замедленное повторение, чтобы убедиться в том, что гол был забит действительно рукой".

Продолжая разговор о том, что каждый арбитр, будучи человеком, может ошибиться, француз Жоэль Кинью, также судивший на чемпионате мира, призвал запретить телеповторы спорных моментов, так как они подрывают авторитет судей.

ФИФА приводит еще один аргумент в пользу отказа от использования техники в судействе, ссылаясь на большие материальные затраты при установке нужного оборудования. В результате получится, что дорогостоящее суперсовременное оборудование не сможет быть принято на вооружение слаборазвитыми странами, а также небольшими стадионами, чья прибыль недостаточно велика.

Однако, пока ФИФА дискутирует по этому вопросу, в каждой стране решают его по-своему. В Италии по воскресеньям показывают сделанный с помощью компьютерной графики анализ всех спорных моментов матчей чемпионата страны. В лексиконе итальянских любителей футбола прочно закрепился Телебим или Олисайд, Олиплей, как его еще называют, который определяет, пересек ли мяч линию ворот, было ли положение вне игры, на каком расстоянии находилась стенка при выполнении штрафного удара.

В Англии, хоть это и вызывает многочисленные протесты, телевидение не привлекается к изменению судейских решений, но все же влияет на работу дисциплинарной комиссии. Так, в прошлом году игрок Арсенала Пол Дэвис был дисквалифицирован за снос Глена Кокрилла - нарушение, которое судья не зафиксировал. Через несколько месяцев во Франции Пьер Дреосси из Канна только на основании видеозаписи был наказан за нарушение против Ги Клавлу из Сент-Этьенна по прошествии двух месяцев после случившегося. Более того, французский дисциплинарный комитет вынес серьезное предупреждение арбитру Эвиро, который не посчитал это нарушение достаточно серьезным, чтобы показать виновнику желтую карточку.

Так как же долго футбол будет оставаться одним из тех редких видов спорта, в котором не используется видеотехника и в котором арбитры испытывают колоссальную ответственность в силу необходимости лично принимать решение за доли секунды в любой ситуации?!