Football.ua рассказывает о самой славной странице в истории голландского АЗ, соперника киевского Динамо в матче Лиге Европы.
АЗ Алкмаар золотого поколения
03 листопада 2010, 10:55
Братья Моленары на футбольных полях не блистали, зато преуспели в бизнесе. Все началось с маленького магазинчика по продаже стиральных машин. Магазинчик вырос в Вастору – фирму, снабжавшую бытовой техникой все Нидерланды. Но братья помнили про то, что были футболистами, и про клуб, где играли. В 1972 году они купили задыхающийся от безденежья Алкмаар, и вскоре игроки АЗ стали получать больше коллег из Аякса с Фейеноордом, которые регулярно привозили в Голландию кубки чемпионов. "Через три года А-Зет будет сильнейшим клубом Нидерландов. Если мы нашу лавчонку так раскрутили, то и клуб поднимем", - заявил старший из братьев Клаас.
Эту цель сочли утопической почти все, кроме юного форварда Кееса Киста да его напарника датчанина Кристена Нюгарда. Даже тренер Кор ван дер Харт, вернувший АЗ-67 в эре, не верил, что с А-Зетом можно будет добиться чего-нибудь путного и по окончанию сезона 1972/73 стал помощником Франтишека Фадронца в сборной Голландии. Алкмар же возглавил Юп Бранд, который и начал готовить команду к великим свершениям. В первый же год работы Бранда АЗ-67 из участника борьбы за выживание превратился в середнячка, заняв 7-е место. В сезоне 1974/75 Алкмар уже пятый, через год алкмаарцы остались на тех же позициях.
Романтичный юноша Кист превратился в грозного бомбардира - не меньше десятка голов за сезон. Но не Кистом единым. В обороне появились Хуго Ховенкамп и Роналд Снелбос, в будущем игроки голландской сборной. В центре поля игру вел пришедший из Гоу Эхэд Иглз Берт ван Марвейк, тот самый, что этим летом сделал Оранжевых вице-чемпионами мира. Братья Моленары денег не жалеют, и в 1976 году в Алкмар приезжает лидер Фейеноорда Вим ван Ханегем. Компанию ему составили хавбек Орлов Петер Арнтс и защитник Харлема Джон Метгод. Оба сборника отклонили предложения Аякса и ПСВ. А зачем, ведь в Алкмаре больше платят! Место в воротах занял Риза Мешкович. С приходом югослава как-то стало спокойнее за последний рубеж, ибо от Геррита Фуйса можно было ожидать всяких подвохов. И это еще не все. Из Аякса переманили тренера Ханса Края, который заменил Бранда. Подобные вливания пошли на пользу. А-Зет впервые в истории занял третье место, опередив Фейеноорд. Кист же порезвился от души, наколотив 24 гола. АЗ предстоял дебют в Кубке УЕФА. При этом Край остался недоволен ван Марвейком, и, по просьбе тренера, братья Моленары переманили из Неймегена плеймейкера Яна Петерса.
И тут ни с того, ни с сего последовала отставка Края. На какое то время команду возглавил Ян Нотерманс, а потом братья вернули из бельгийского Стандарда Кора ван дер Харта, даром что тот не верил в их затею.
Первым соперником по Кубку УЕФА оказался люксембургский клуб Ред Бойз. Красным Ребятам набили от души. В Алкмааре счет был 11:1. Четыре штуки забил Ян Петерс, тут же ставший любимцем публики, три - другой кумир Нюгард. Кист ограничился лишь двумя голами. Кеес трижды отличился в ответной встрече, которую АЗ выиграл 5:0. "Всего" 5:0…
А после дохленьких Красных Ребят в Алкмаар пожаловала сама Барселона с ее голландскими звездами - двумя Йоханами - Круиффом и Неескенсом. Логично было предположить, что каталонцы поступят с А-Зетом немногим гуманнее, чем те с клубом из Люксембурга. А вот и нет. Нюгард к огромной радости болельщиков распечатал ворота Барсы незадолго до перерыва. Едва начался второй тайм, как Неескенс счет сравнял. На том и порешили – 1:1.
На Камп Ноу неожиданно для всех АЗ-67 выстоял. На гол Карлеса Рексача ответил Кеес Кист. Но пенальти лучше пробили барселонцы, и первая европейская кампания Алкмаара закончилась на стадии 1/16 финала. В качестве компенсации АЗ получил первый трофей – Кубок Голландии. В финале был обыгран Аякс, а единственный гол провел защитник Хенрикус Ван Рейнсевер, игрок сборной Голландии.
После победы в Кубке команде был представлен новый тренер – немец Георг Кесслер. Примечательная надо сказать личность. В возрасте 34 лет, не имея никакого опыта, он возглавил сборную Голландии. Ничего особенного он там за четыре года не добился, разве что привел в команду Йохана Круиффа. Потом Кесслера изрядно помотало по Голландии, Бельгии, Австрии и родной стране, учился он у Зеппа Гербербергера и Хёнесса Вайсваллера, после чего оказался востребованным в Алкмааре. Именно немцу и предстояло осуществить мечту братьев Моленаров. Увы, Кеес Моленар не дожил до того дня, когда АЗ-67 впервые стал чемпионом Голландии. Он умер в 1979 году от рака, а чемпионство пришло двумя годами позже.
Алкмаар от Кесслера
Первый сезон у Кесслера получился так себе. В чемпионате А-Зет занял четвертое место, а в Кубке Голландии сложил полномочия в полуфинале. Из Кубка кубков голландцы вылетели сразу – не нашлось методов против Ипсвича (0:0, 0:2). Вот только Кеес Кист был в ударе – 34 гола в 34 матчах и Золотая бутса лучшему бомбардиру европейских чемпионатов в награду.
А летом продолжилось укрепление рядов. Во-первых, пришел надежный вратарь – Эдди Трейтел, немало поигравший в Фейеноорде. В помощь стареющим Кисту и Нюгарду был куплен австриец Курт Вельцль. С ним Кесслер был хорошо знаком по работе в инсбрукском Тироле. Стал больше времени проводить на поле Кеес Тол, которого все именовали не иначе, как Пьер. Пьер постепенно задвигал самого Киста. Изменилась и игра команды. А-Зет стал играть в основном низом. Быстрые длинные передачи вперед и вдоль. И почти все низом. В Голландии так играть не привыкли. И потому противоядие к АЗ-67 было найти чрезвычайно сложно. Уже в своем втором сезоне Кесслеру удалось поднять команду на невиданную доселе вторую строчку - Аяксу уступили лишь три очка.
А потом был блестящий сезон 1980/81. Алкмаар выиграл чемпионат с огромным отрывом, забил 101 гол и потерпел лишь одно поражение в ничего не решавшей встрече с Аяксом. Зато в финале Кубка амстердамский гранд был бит со счетом 3:1. Золотой дубль едва не был поддержан крупным международным успехом – А-Зет дошел до финала Кубка УЕФА.
Голландцы щелкали соперников, как орехи. Конечно, можно сказать, что оппоненты были так себе – снова Красные Ребята из Люксембурга (с ними поступили гуманнее, чем в 77-м - 6:0 и 4:0). Затем Левски - 1:1 в Софии и 5:0 дома. Потом югославские Раднички - 2:2 в гостях и снова 5:0 на своем поле. С бельгийским Локереном пришлось повозиться и даже проиграть впервые в сезоне – 0:1. Но первый матч был выигран благодаря голам Тола и Вельцля. В полуфинале Сошо оказал отчаянное сопротивление – 1:1 в Монбельяре. В Алкмааре голландцы пропустили первыми – Бернар Женгини отличился уже на 8-й минуте, но Метдог, Йонкер и Петерс положили три гола в ворота французов. Гости все же бились до последнего, как и положено Львам, сократили отставание, но помешать выходу в финал не смогли. Так вот скептики говорили, что все эти соперники – не уровень. Но разве это проблема Кессера и его команды? Не они же себе противников назначали.
Итак, финал – Испвич - АЗ-67. Тот самый Ипсвич, тремя годами ранее выбивший алкмаарцев из Кубка кубков. С тем же Бобби Робсоном во главе. Джон Уорк, Терри Бутчер, Пол Маринер, Алан Брэзил. И два голландца в середине поля – Франс Тейссен и Арнольд Мюрен.
Первый матч проходил на поле Трактористов. И с первых минут голландцам пришлось несладко. Гол в ворота Трейтела казался вопросом времени, и удивительно как гости продержались почти полчаса. Но на 28-й минуте Хуго Ховенкамп рукой остановил мяч, летевший в ворота после удара Пола Маринера. Пенальти безупречно пробил Уорк. Едва начался второй тайм, как Тейссен вышел один на один с Трейтелом. Первый удар вратарь отбил, но последовала добавочка. А потом и Маринер отличился после прострела Брэзила – 3:0. Шансы А-Зета на выигрыш Кубка УЕФА резко упали.
Но Клаас Моленар считал иначе. Какой финал в Алкмааре с его маленьким стадиончиком? Только Амстердам. Арендовать Олимпийскую арену – не вопрос. Мы за ценой не постоим. Вот только не все болельщики приехали в столицу, и этой поддержки не хватило А-Зету в ответной встрече.
Кесслер удивил коллегу Робсона тем, что оставил на лавочке Киста. С первых минут вышли Пьер Тол и Вельцль. Но стартового урагана не вышло. Напротив, уже на 4-й минуте угловой привел к голу в ворота хозяев. И снова забил соотечественник Тейссен, не самый результативный игрок в составе Трактористов. Теперь Алкмаару нужно было забивать пять штук. Вельцль сравнял счет уж через три минуты, но одного гола мало. Высоченный Джон Метгод использовал навес Яна Петерса. Оставалось еще три гола, но все испортил Джон Уорк, забивший свой 14-й гол в том розыгрыше. Еще два мяча хозяева забили, да толку с того. Суммарная победа и Кубок УЕФА достались Ипсвичу.
И тут в команде единомышленников наступил разлад. Поссорились Моленар с Кесслером. Хозяин упрекал тренера в том, что он "загонял" команду и к финальным матчам Кубка УЕФА "футболисты напоминали шахтёров, только что вернувшихся из забоя". А сам Моленар при этом понес убытки на три миллиона гульденов. "А кто возил к нам на тренировки журналистов и прочих посторонних? Кто заставлял устраивать открытые тренировки и дни открытых дверей? Кто заставлял играть основным составом в ничего не значивших уже последних турах чемпионата Голландии? Чтобы гости дорогие посмотрели, какая у меня блестящая команда!" Правы были оба. Кесслер действительно переусердствовал с нагрузками, да пик формы А-Зет прошел задолго до финалов Кубка УЕФА. Но непомерное тщеславие Моленара, его маниакальная страсть похвастаться командой-звездой, желание выиграть за один сезон все, что выигрывается – все это и заставило Кесслера выжать из игроков все соки. И не забывайте, как раздражали тренера внезапные визиты Моленара с гостями и пожелания хозяина.
Несмотря на дубль – чемпионский титул и Кубок Голландии, - концовка сезона была смазана. К тому же в Алкмар зачастили гонцы из других клубов. Хотя состав АЗ-67 назвать звездным было нельзя, просто игроки удачно собрались в одном месте, многие лидеры оказались на карандаше у сильных мира сего. Летом 1981 года чемпионы не досчитались всего одного бойца, но какого – Курта Вельцля. Любимец Кесслера уехал в Валенсию, а остальным лидерам тоже захотелось сменить обстановку.
Мы устали, мы уходим
В сезоне 1981/82 АЗ-67 не смог подтвердить свои чемпионские полномочия – финишировал третьим. Кубок Голландии алкмаарцы у себя сберегли, а вот европейская кампания оказалась скоротечной. С норвежским Стартом чемпионы Нидерландов разделались довольно легко – 1:0 и 3:1. А вот клубному чемпиону Европы Ливерпулю подопечные Кесслера уступили. Даром, что оказали достойное сопротивление – 2:2 и 2:3. У себя дома голландцы "горели" 0:2, но Тол и всегда жадный на голы Кист сумели счет сравнять. В ответке А-Зет дважды уступал 0:1 и 1:2, дважды сравнивал – Кист и Фил Томпсон удружил, но отыграть третий гол Алана Хансена сил уже не осталось.
Представляете, какая бы сенсация была, сделай, например, Кист счет ничейным – 3:3?! Тогда бы глядишь и та замечательная команда сохранилась. Но все вышло иначе. По окончанию сезона 1981/82 подал в отставку Кесслер – подался в Брюгге. Разбежались и главные герои – кто куда. Спелбос составил компанию своему тренеру, Ховенкамп, напротив, уехал в бывший клуб Кесслера – Сваровски Ваккер. Джона Метгода взяли в Реал, где он словно солдат отслужил два года и перешел в Ноттингем Форест. Движок команды Ян Петерс ушел в Дженоа. Даже старики Нюгард и Кист перебрались за границу.
Моленар с трудом сводил концы с концами в своих хозтоварах, ему стало не до любимой игрушки. Похозяйничал еще несколько лет, после чего продал клуб. А заодно и выступил с речью: "Я устал, я ухожу. Я сделал всё, что мог, но я устал нести эту ношу. Я обещал превратить A3 в сильнейший клуб страны, и он стал таковым. Но мне не удалось другого и, быть может, не менее важного – пробудить в сердцах наших болельщиков подлинную любовь к команде и клубу! Ибо сколько бы мы ни побеждали, какие бы чудеса ни творили на поле, на стадион редко когда приходило поддержать нас больше 10-ти тысяч человек... А подобное "внимание" автоматически превращало клуб в убыточное предприятие. Даже сезон 1980/ 81, когда мы выиграли почти всё, означал для нас убытки в 3 миллиона гульденов. Я продержался четверть века, но теперь ухожу. Не осуждайте меня за это. Наверное, в Северной Голландии просто не может быть по-настоящему мощного клуба, и я всю дорогу гнался за призраком". За падением клуба Клаас Моленар будет наблюдать как частное лицо. Он увидит возвращение Алкмаара в эре и умрет в 1997 году.
Олег Тимофеев, специально для Football.ua