"АПОЭЛ, Омония, АЕК – это уровень наших Днепра, Металлурга и, на данный момент, наверное, и Динамо"
 
- Виталий, прежде всего, хотел бы поинтересоваться, счастливы ли вы, что перешли именно в АЕК из Ларнаки, что покинули Металлург и совершили в 21 год такой смелый поступок, переехав в другую страну?
 
- Да, я полностью удовлетворен, все нравится. Хорошие условия, команда, которая ничем не хуже, чем Металлург по всем показателям, другая страна, менталитет и совершенно другое отношение ко всему. Поэтому ни минуты не жалею о том, что решился на такой шаг.
 
- В одном из интервью вы сказали, что с удовольствием попробовали бы свои силы за границей, и если будет выбор, то отдадите предпочтение именно иностранному клубу. Какие факторы были для вас главными, когда выбирали между тем, переехать на Кипр или остаться в Украине?
 
- Прежде всего, это абсолютно разное отношение к делу и футболистам со стороны тренеров в Украине и за границей. Это воспринимается совершенно по-другому, сейчас у меня другая жизнь. Тяжело объяснить все словами, но в Европе все иначе, в том числе на Кипре. Например, пусть Кипр и достаточно маленькая страна, но там на каждую тренировку, не говоря уже о матчах, приходят болельщики, все живут футболом и интересуются им. Очень приятно ощущать такое внимание со стороны, это не позволяет тебе подвести этих болельщиков.
 
- Но первый фактор, который вы назвали – тренерский. Сейчас вы работаете под руководством Димитриоса Элефтеропулоса, а последним вашим тренером в Украине был Юрий Максимов. В чем главные отличия в подходе к работе этих специалистов?
 
- Я ни о ком не хочу говорить что-то плохое. Скажу только, что мой нынешний наставник не такой агрессивный, намного спокойней, все доступно, доходчиво объясняет, по-другому относится к игрокам: много общается с нами, создает хорошую атмосферу в коллективе, ищет к каждому индивидуальный подход.
- Можно ли сказать, что у вас была цель – покинуть Украину этим летом?
 
- Нет, конкретной цели покинуть Металлург или Украину у меня не было. Мне надо было играть. Так как Металлург возможности играть не предоставлял, мы посоветовались с Дмитрием Селюком, который, как вы знаете, ведет мои дела, и вместе решили, что переход в АЕК – лучший вариант. Я полностью доверяю Дмитрию Дмитриевичу, он разбирается в футболе досконально, поэтому к его мнению прислушиваюсь всегда. Он сказал, что этот переход позволит мне расти, как футболисту, и я сразу же согласился на этот шаг.
 
- Чемпионат Кипра не кажется вам слабее украинской Премьер-лиги? 
 
- Клубов уровня Шахтера и Металлиста на Кипре действительно нет. Но такие команды, как АПОЭЛ, Омония, АЕК – это уровень наших Днепра, Металлурга и, на данный момент, наверное, и Динамо. И есть много хороших футболистов. Если посмотреть в заявку даже моей команды: у нас 4 португальца, 5 испанцев, аргентинцы, бразильцы, которые поиграли в высших лигах чемпионатов Испании, Англии. Сам футбол не такой жесткий, как в Украине, здесь меньше борьбы, но зато намного техничней, открытей, все играют в атакующий футбол, что мне очень симпатизирует. Чемпионаты, конечно, разные, и их тяжело сравнивать, но то, что уровень здесь высокий – это вне сомнений. Чемпионат Украины сильнее благодаря только Шахтеру и Металлисту, которые и тянут его на себе. Но с легкостью могу сказать, что если бы АЕК играл в чемпионате Украины, то, как и на Кипре, он был бы в первой шестерке.
 
"Донецкий Металлург не выплачивал мне зарплату 3 месяца"
 
- Донецкий Металлург признает, что вы перешли в АЕК на правах свободного агента или у клуба есть претензии по этому поводу?
 
- Моя задача – играть в футбол. Все эти вопросы контролирует Дмитрий Селюк, я этим не занимаюсь. Но, насколько знаю, я получил соответствующий сертификат, АЕК заявил меня на чемпионат, и никаких проблем с этим не возникло.
 
- Всем известна история вашего расставания с Металлургом, итогом которой стал разрыв контракта с клубом в одностороннем порядке. Этого удалось добиться благодаря тому, что Металлург, по словам Дмитрия Селюка, периодически не выплачивал вам зарплату?
 
- Да.
 
- О каком периоде времени идет речь?
 
- Мне не выплачивали зарплату 3 месяца.
 
- Как Металлург аргументировал свою позицию в этом вопросе?
 
- Видимо, у них были какие-то проблемы. Металлург для меня – страница в жизни уже завершенная. Сейчас я счастлив в АЕКе и желаю Металлургу удачи, так как у меня осталось и много приятных воспоминаний об этом клубе, и много друзей в нем, которым я также желаю только успехов.
 
- Главным мотивом покинуть Металлург был поиск игровой практики?
 
- Я не мог там полностью реализовать свои возможности по многим факторам. Это главное. Я хочу расти и развиваться, ведь являюсь игроком молодежной сборной Украины. Считаю, если клуб не дает возможности футболисту играть, то он должен дать возможность ему найти другую команду, ведь компромисс надо находить по-человечески. Но если клуб и не дает играть, и никуда не отпускает, тогда какой смысл просто сидеть и получать зарплату? Мне это не нужно.
 
- Если говорить о спортивной составляющей, то вы однажды сказали о том, что стали не нужны Юрию Максимову после одной неудачной игры. О каком матче идет речь?
 
- Скорее всего, это был матч с Говерлой (матч 30 сентября 2012 года в Ужгороде закончился со счетом 2:1 в пользу хозяев. Виталий вышел на замену во втором тайме при счете 0:1 и провел на поле 23 минуты. После этого Иванко в предыдущем сезоне сыграл всего 12 минут, а 11 из них – в матче против Шахтера, о котором дальше пойдет речь. – прим. А.В.). Знаете, ошибаются все футболисты. Просто кому-то это позволительно, а кому-то – нет. И после этого матча все пошло-поехало: я начал выходить на поле исключительно на замену, а позже был матч с Шахтером, когда вышел на поле на 11 минут при счете 0:3, и, наверное, по мнению тренера, не смог себя проявить. Если честно, то я хотел бы посмотреть на футболиста, который смог бы на моем месте проявить себя в матче с Шахтером за 10 минут при таком счете. Но, ладно, значит, тренера что-то во мне не устраивало. Но я-то не считаю себя плохим футболистом. Поэтому выбрал другой путь, и буду доказывать все на футбольном поле.
 
- Юрий Максимов объяснял вам, что именно его не устраивает в вашей игре?
 
- Нет. У меня никогда не было с ним хотя бы одного разговора на эту тему. Вообще ничего. Без объяснений.
 
- После этого вы больше не тренировались с первой командой?
 
- Это был конец года, завершал я его, тренируясь в дублирующем составе, потом поехал в молодежную сборную на Кубок Содружества, а когда вернулся, мне сказали, что могу себе искать клуб для аренды или тренироваться с дублем. В общем, дали понять, что команде я не нужен без каких-либо объяснений. Но сделали это не во время отпуска, когда я мог подготовиться, а тогда, когда все команды уже поехали на сборы, и заканчивалось трансферное окно. У меня уже были мизерные шансы найти команду, ведь все уже были практически укомплектованы.
 
- Но прошлой зимой вы были близки к переходу в киевский Арсенал. Позже вы сказали, что были подводные течения, которые помешали трансферу, несмотря на заинтересованность в нем Юрия Бакалова. В свою очередь, спортивный директор Металлурга Вардан Исраелян сказал, что Арсенал некрасиво поступил по отношению к донецкому ФК, ведь последний, якобы, согласился отдать вас и Мусиенко в бесплатную аренду, но киевляне в последний момент передумали. Как все было на самом деле?
 
- Я согласен с Бакаловым. Вы же читали его интервью в то время? Он сказал, что не все зависит от желания тренера. Действительно, помешали подводные течения, но в их подробности я вдаваться не хочу.
- Тогда же, зимой, писали, что вы можете перейти в Зарю. Действительно ли был такой вариант?
 
- Это не больше, чем слухи, распространенные в прессе.
 
- А этим летом, кроме АЕКа, были другие варианты?
 
- Были варианты остаться в Украине и уехать не в Кипр. Но, повторюсь, посовещавшись с Дмитрием Селюком, мы решили, что АЕК – оптимальный для меня вариант. Здесь хорошая инфраструктура, тренер, коллектив, а клуб ставит задачи играть в еврокубках. Работать в таких условиях – одно удовольствие.
 
"Саню Кислого называют в Ларнаке королем"
 
- Вы подписали контракт с АЕКом и пришли на первую тренировку: ваши первые впечатление, на что обратили внимание в первую очередь, какие главные отличия заметили?
 
- Главное, это, конечно, атмосфера. На первую тренировку собралось 2-3 тысячи болельщиков. Они встречали игроков, скандировали их фамилии, аплодировали после удачных действий. В раздевалке все ребята рады, довольны, на лицах – исключительно улыбки, все счастливы находиться там, где они есть.
 
- Вы не растерялись на этой тренировке, ведь Металлург и во время официальных матчей нечасто собирает три тысячи зрителей?
 
- Вот в этом и вся разница! Не растерялся, ведь играл и на Донбасс-Арене, и против Динамо, и против Металлиста. Просто приятно ощущать такую поддержку. Это придает стимул, хочется работать еще больше и лучше.
 
- Вашу фамилию болельщики тоже скандировали или пока вы остаетесь загадкой для местных болельщиков?
 
- У меня же было официальное представление. Городок небольшой, но для меня все равно было удивлением, когда через три-четыре дня я заходил в магазин, а люди останавливали меня, спрашивали, как дела. Я себе даже представить такого не мог! Но со временем понял, что там все живут футболом, вокруг камеры, постоянные съемки и так далее. А футболист на Кипре – это действительно пример для всеобщего подражания. Да и если ты футболист, то для тебя в обществе открыты все дороги, люди относятся к тебе отзывчиво и по-доброму – совершенно другой менталитет, нежели в Украине.
 
- На каком языке общаетесь с болельщиками, партнерами и тренером?
 
- На английском. Плюс, если помните, в Металлурге был такой футболист, как Сани Кингсли?
 
- Саня Кислый? Конечно!
 
- (Улыбается) Да, Саня Кислый – мой хороший друг, я еще в Донецке с ним отлично ладил. Он хорошо знает русский – у него русская жена, поэтому он мне помогает во всем. Не могу сказать, что так уж хорошо знаю английский, но спустя месяц знаю как минимум все футбольные термины, а остальное придет. Тем более, в команде все разговаривают на английском. С тренером – тоже. А если что-то не понимаю, прошу Саню перевести какие-то нюансы. К тому же есть массажист из Болгарии, который тоже владеет русским.
 
- Саня ведь уже закончил карьеру?
 
- Да. Он здесь легенда, его называют королем. Сейчас он – помощник тренера, помогает футболистам-новичкам, работает скаутом. Так что в клубе к нему относятся с почетом и уважением.
 
- На Кипре проживают немногим более миллиона человек – примерно столько же, сколько в одном Донецке. Миниатюрность страны как-то влияет на вашу адаптацию?
 
- Не могу сказать, что это усложняет или упрощает адаптацию. Да, все отличается: климат, еда, язык. Но не настолько, чтобы чувствовать себя не в своей тарелке. Тем более, на Кипре много россиян, для них есть отдельные магазины, как положено: с гречкой, творогом и так далее. Так что все, чего не хватает, могу приобрести в русских магазинах.
 
- А в кипрских магазинах легко разбираетесь, что к чему?
 
- Да, ведь у футболистов питание профессиональное, продукты одинаковые – раз купил и запомнил, где что лежит. Мясо, рыба, овощи, фрукты есть везде.
 
- Цены кусаются?
 
- Если переводить на гривны, то некоторые продукты даже дешевле, чем в Украине. Если же сопоставлять цены гривнивые и в евро, а зарплаты, ведь, примерно одинаковые, но в разных валютах, то здесь, конечно, все дешевле.
 
- Где живете в Ларнаке?
 
- Клуб снял мне квартиру. Я сам ее выбирал, мое мнение было главным, а единственное пожелание – чтобы она была рядом со стадионом, так как автомобильное движение здесь, как в Англии, и для меня это очень непривычно. Да и очень аккуратно здесь все ездят, вокруг всюду камеры. Машину, кстати, клуб также предоставляет.
 
- Хорошую?
 
- Я ее увижу только после возвращения в Ларнаку, ведь до этого у нас были заграничные сборы. Насколько я знаю, как и в Украине, это будет машина среднего класса с небольшим расходом: Skoda, Ford, Mitsubishi – что-то из этого ряда. Этого достаточно с головой.
 
"Нет сборов без мячей, длинных забегов, заездов на базу перед игрой"
 
- Что самое непривычное для вас на Кипре?
 
- Это определенно первая из двух на день тренировок, которая начинается уже в 7.30 утра.
 
- Кларенс Зеедорф после переезда в Бразилию тоже не мог привыкнуть к подобному.
 
- (Смеется) Я его понимаю, ведь приходится просыпаться в 6 утра. В Украине в такое время не тренировался еще никогда. Но ничего страшного, ко всему привыкаешь. Если едешь на тренировку с хорошим настроением, и знаешь, что она пройдет в отличном духе и подарит только позитивные эмоции, можно и в 4 утра просыпаться.
 
- Вторая тренировка, случайно, не в 22.00 начинается?
 
- (Улыбается) Нет-нет, в 18.30 или 19.00. Есть много времени для восстановления между занятиями, поэтому физически все дается легко.
 
- В Украине есть такое понятие, как "заезд на базу перед игрой". Как с этим в АЕКе?
 
- Там такого нет. Все строится на доверии, футболисты ведь – профессионалы. Никаких заездов и контроля. Ты приходишь на тренировку, и там все видно: где ты и как проводишь досуг. Все живут с семьями, а на игру футболисты приезжают на стадион за два часы до игры, вот и все.
 
- Чемпионат Кипра начнется только 31 августа. Стало быть, сейчас проходит подготовка к сезону?
 
- Да, наша команда две недели готовилась в Польше. Вернулись мы совсем недавно, и ребята продолжают подготовку уже на Кипре, адаптируются к климату, ведь в Польше было прохладней. Я присоединюсь к партнерам после возврата с лагеря молодежной сборной Украины.
 
- Каковы нагрузки на сборах?
 
- Все дозировано. У нас есть специальное приспособление, которое контролирует пульс и сердцебиение каждого игрока. В основном, больше тактики и работы с мячом. Нет длинных забегов, прыжков. В Украине первый сбор — это всегда сбор без мячей. Здесь тоже такого нет. Упор делается на работу с мячом, а тренер говорит, что физические кондиции ты сможешь подтянуть всегда всего за две или три недели, а умение правильно принять мяч, ударить по воротам, умение тактически правильно перемещаться на поле ты за две недели не натренируешь. Поэтому и подход соответствующий.
 
- … А тем временем многим из украинских футболистов в кошмарах сниться Царская тропа…
 
- А вот это уже каждому свое.
 
- Согласен. Вы излучаете оптимизм и говорите, что на Кипре все складывается отлично. Но не тяжело ли морально? Вам же всего 21, а тут – чужая страна, язык, климат…
 
- Я не могу сказать, что мне совершенно легко. Но судите сами: там есть мой друг Сани Кингсли, знающий русский язык, кроме всего, клуб для новеньких игроков снимает квартиры в одном доме, так, что по соседству со мной живет еще шесть – семь игроков, плюс, за время, которое я уже провел в АЕКе, успел раззнакомиться с партнерами, живу возле стадиона. Все очень компактно, удобно, а люди вокруг – открытые и улыбчивые. Я не чувствую себя чужим в этой стране. Тем более, скоро прилетит моя девушка, которая будет мне помогать готовить, стирать, убирать (улыбается), и, конечно же, будет поддерживать меня морально. Всегда в два раза легче, если рядом — родственная душа.
 
- Досуг с партнерами по команде часто проводите вместе?
 
- Это всегда без проблем. Всегда можем сходить в ресторан. Благодаря Кингсли успел побывать и в аквапарке, и на пляже за городом. Кроме этого, квартира построена таким образом, что все жители дома, футболисты, располагают бассейном, построенным внутри дома. Там футболисты отдыхают вместе семьями, с детьми.
 
"Не могу сказать, что кипрский АЕК – предел моих мечтаний, но сейчас это – шаг вперед"
 
- Общались ли лично с Димитриосом Элефтеропулосом при переходе?
 
- Общался в первый же день после подписания контракта. Знаю, что он хотел видеть меня в команде, он сказал мне примерно следующее: "Виталий, я видел игры с твоим участием, просматривал видео, и хотел видеть тебя в своей команде. Понимаю, что ты еще молод и тебе нужно время для адаптации. Но не переживай по этому поводу, все будет хорошо".
- Обязал ли вас клуб учить греческий язык?
 
- Нет. Потому что все разговаривают на английском.
 
- Лимит на легионеров в кипрском чемпионате существует?
 
- Наверняка не скажу. Но у нас в команде все два-три киприота, поэтому, наверное, не существует.
 
- Контракт с АЕКом краткосрочный — всего на год. Это инициатива клуба?
 
- Нет, это моя инициатива.
 
- Интересно, чем вызвано такое ваше пожелание?
 
- Потому что я не могу сказать, что кипрский АЕК – это предел моих мечтаний. Да, это какой-то шаг вперед, ведь в Металлурге в последнее время мне было очень тяжело из-за отсутствия игровой практики. Страна все-таки чужая, поэтому контракт, например, на три года, это, возможно, было бы для меня опасно. Год – это как раз то время, которого хватит, чтобы понять, стоит ли мне продлевать контракт, или лучше уйти из клуба. Все это мы обсуждаем с Дмитрием Селюком. У нас есть четко продуманная стратегия и планы на будущее моей карьеры.
 
- Вы приехали в состав молодежной сборной страны. Интересно, каково мнение Сергея Ковальца о вашем переходе в АЕК?
 
- Он меня очень поддерживал, за что я его хочу поблагодарить. Он знал, что в Металлурге у меня очень непростая ситуация, и когда он узнал, что есть варианты за границей – а мы с Сергеем Ивановичем постоянно и хорошо общаемся – он это поприветствовал. Сказал, что когда молодой футболист играет в одном чемпионате, потом в другом, третьем, в каждом из них он берет что-то для себя, учится чему-то новому: тактике, манере игры, привычкам.
 
- А на какой позиции вас наигрывают в АЕКе?
 
- Играл и на острие, и на фланге атаки, но в общении со мной тренер сказал, что видит меня на позиции левого нападающего.
 
- А какую тактику исповедует команда?
 
- 4-3-3. При этом я – один из трех нападающих.
 
- В ваши планы входит возвращение в Украину через год, или планируете надолго задержаться за границей?
 
- Если у меня будет два равноценно хороших предложения из Европы и из Украины, я, даже не задумываясь, уеду в европейский чемпионат. Думаю, от этого выиграют все. Но главная моя цель – стать игроком национальной сборной Украины. Кроме этого, хочется поиграть в Лиге чемпионов. Кипр для меня – отправная точка на пути к достижению цели.
 
Анатолий Волков, Football.ua