Первая часть

Полиритмия Градина

Яркий, радостный безмерно,
как невольный вскрик пилота прямо к солнцу на пути.
Твой путь нервный, но победный.
Ах, какой игрок волшебный!
Ты заставил мое сердце вырываться из груди.

Хуан Парра дель Риего, «Полиритмия Градина, футбольного игрока»

История то ли не знает, то ли не терпит сослагательного наклонения, но ведь это так интересно – мысленно менять ход былых событий, изымая определенное звено из их хронологической цепочки.

Предлагаем позабавиться таким варварским вмешательством в историю. Попробуйте вычеркнуть из истории бразильского футбола Пеле, Джалму Сантоса, Диди, Жаирзиньо, Кафу, Роналдиньо… Всего несколько имен, а уже требуется на редкость богатая фантазия, чтобы представить исторический путь бразильского футбола без них. А ведь имен в этом списке может быть намного больше. Десятки, даже сотни. Речь идет о темнокожих бразильских игроках. Нынче представить Селесао без них практически невозможно. А ведь в начале XX века не менее тяжело было представить негра в футболке бразильской сборной. Зато в составе уругвайской национальной команды уже вовсю блистал Исабелино Градин (1897-1944), чьи корни уходят в дебри желтой жаркой Экваториальной Африки. Этот футболист сыграл очень важную роль в крушении расистских стереотипов, которые господствовали в южноамериканском и, в первую очередь, бразильском спорте в начале прошлого столетия.

Было бы глупо утверждать, что без Градина процесс падения расистских стереотипов значительно бы замедлился или вовсе остановился. Мы-то знаем, что ход истории необратим, и не переоцениваем роль личности в нем. Но именно лучшему уругвайскому футболисту в период до чемпионатов мира выпала честь стать катализатором этого закономерного процесса.

Третий в истории чемпионат Южной Америки среди сборных – турнир, с 1975 года именуемый Копа Америка, – проходил в 1919 году в Бразилии. В чемпионате, кроме хозяев, принимали участие сборные Уругвая, Аргентины и Чили. Система соревнований была проста – группа из четырех команд, которые играют между собой и получают два очка за победу и одно за ничью. В случае равенства очков у двух команд регламент предусматривал дополнительный матч между ними.

Судьба чемпионства могла решиться в последнем матче группового турнира между хозяевами первенства бразильцами и победителем двух первых континентальных чемпионатов (1916 и 1917 годов; в 1918-м турнир не проводился) – сборной Уругвая. Обе сборные в предыдущих матчах одолели чилийцев и аргентинцев и имели по четыре очка.

Настоящим откровением для 23 тысяч зрителей, которые собрались на стадионе Ларанжейрас в Рио, стала игра чернокожего лидера сборной Уругвая Исабелино Градина. Впечатляли местную публику как игра быстрого крайнего нападающего, так и цвет его кожи. По легенде, многие темнокожие бразильские болельщики даже поддерживали не свою сборную, а индивидуально Градина.

В Бразилии расовый вопрос стоял гораздо более остро, нежели в Уругвае. Если в бывшей испанской колонии процент черного населения был незначителен, то португальцы миллионами завозили в Бразилию рабов из Африки. Несмотря на стремительную метисизацию бывшей португальской колонии, белые были уверены, что футбол создан только для них, и заставляли верить в это черных. Исабелино Градин своей яркой игрой дал понять, что они не правы. Бразильские негры могли видеть в нем себя. Потому чемпионат Южной Америки 1919 года и выступление на турнире Исабелино Градина дали мощный импульс непростому процессу приобщения черного населения самой большой южноамериканской страны к футболу наивысшего уровня.

Именно Градин открыл счет в матче против Селесао, после чего Скароне удвоил преимущество Уругвая, причем после стартового свистка не прошло еще и 20-ти минут. Но удержать победный счет Градину и компании не удалось – бразилец Неко забил по голу в каждом из таймов, и встреча закончилась с ничейным счетом.

И Уругвай, и Бразилия набрали по пять очков, а это значило, что судьбу трофея должен был решить дополнительный матч, который можно смело называть финальным. В этом финале понадобилось 122 минуты, чтобы мяч наконец побывал в сетке ворот одной из команд, и этой командой оказался Уругвай. В целом игра продлилась 150 минут, соперники отыграли четыре дополнительных тайма по 15 минут, но уругвайцы за все это время забить не сумели и впервые уступили титул сильнейшей сборной на континенте.

Хотя игра Градина на чемпионате Южной Америки в Бразилии и произвела настоящий фурор, его звездным часом было первое континентальное первенство – в 1916 году в Чили. Тогда 19-летний Исабелино помог своей сборной стать чемпионом, а сам с тремя голами в трех матчах стал лучшим бомбардиром турнира. Первые два мяча он забил в дебютной игре против хозяев чемпионата. Уругвай праздновал победу со счетом 4:0. До и после матча чилийцы требовали дисквалификации уругвайской сборной из-за наличия в ее составе «африканцев» - чернокожих Исабелино Градина и Хуана Дельгадо. Но оба игрока были признаны уругвайцами и в дальнейшем помогли своей команде одолеть бразильцев и сыграть вничью с аргентинцами, чего было достаточно для победы в турнире.

Главным достоинством Градина была невероятная скорость. В 1919 и 1920 годах он становился чемпионом Южной Америки в беге на 200 и 400 метров. Еще дважды он был лучшим в беге на 400 метров на неофициальных континентальных чемпионатах. Есть все основания считать Исабелино одним из самых быстрых футболистов, когда-либо ступавших на поле.

Скорость Градина сочеталась с отменной техникой, точной подачей и сильным ударом, что делало уругвайца практически идеальным вингером. А о его выносливости слагали легенды. Говорили, будто Исабелино запросто мог задержаться после тяжелого матча на стадионе, чтобы пробежать еще несколько кружков вокруг поля. Блестящая игра Градина вдохновила перуанского поэта Хуана Парру дель Риего на стихотворение «Полиритмия Градина, футбольного игрока».

И без того важная роль Исабелино в истории футбола могла быть еще более весомой, будь он посговорчивее и не так норовист. За сборную Уругвая Градин провел не так много матчей – 24 (10 голов). После чемпионата Южной Америки 1919 года он играл за национальную команду далеко не регулярно, и виной тому во многом была поддержка им бунтарской Федерации уругвайского футбола, которая противостояла официальной Уругвайской футбольной ассоциации. На Олимпиаду 1924 года его не позвали, а через четыре года он сам отказался участвовать в Играх. Обе Олимпиады футбольная сборная Уругвая выиграла без него. Блистал на этих состязаниях герой нашего следующего опуса.

Из футбольного клуба Пеньяроль, в составе которого Градин выступал с 1915 по 1921 год (212 матчей, 101 гол) и дважды становился чемпионом Уругвая, он также ушел со скандалом. До конца футбольной карьеры Исабелино выступал за клуб Олимпия из Монтевидео и в это время больше внимания уделял легкой атлетике, нежели футболу.

После ухода из большого спорта Градин не нашел источника нормального заработка. Позже к тяжелому финансовому положению добавилась не менее тяжелая болезнь. В 1944 году он лег в больницу на безуспешное, как оказалось, лечение. 17 декабря того года вся команда Пеньяроля пришла проведать бывшую звезду клуба и посвятила ему оформленное в тот день чемпионство. Через четыре дня 47-летний Исабелино скончался на больничной койке.

Посмертного признания такой личности, как Градин, было не миновать, потому сегодня в Монтевидео в его честь названа одна из площадей и установлена памятная звезда.

В ритме кандомбе

С начала 1920-х годов Исабелино Градин уже далеко не всегда вызывался в сборную, пик его международной карьеры остался позади, а для другого чернокожего уругвайца – Хосе Андраде (1901 – 1957) – в это время путь к футбольным вершинам только начинался. В 1923 году он сыграл дебютный матч за национальную команду, а уже через год блистал на Олимпийских играх в Париже, которые для футбольной сборной Уругвая закончились триумфом. Как и следующая Олимпиада в Амстердаме и первый в истории чемпионат мира по футболу. На всех этих турнирах ключевым исполнителем в составе сильнейшей команды тех времен был высокий чернокожий полузащитник, чей элегантный стиль игры произвел огромное впечатление как на южноамериканских, так и на европейских болельщиков. «Футболист с золотыми ногами», - восторгались европейцы после Олимпийских игр 1924 и 1928 годов. «Величайший из всех великих уругвайцев», - писала английская пресса. «Черное чудо», - называли Хосе Леандро Андраде французы.

«В то время Уругвай был сильнейшей командой в мире. Их звездой был Андраде. Он был футбольным художником, который мог сделать с мячом все что угодно. Он был высоким пластичным парнем, который предпочитал элегантную неконтактную игру и мысленно всегда опережал всех на несколько ходов, - рассказывал знаменитый форвард сборной Германии Ричард Хофманн. – Андраде был чрезвычайно благородным игроком. Он никогда не прибегал к театральным уловкам, которые использовали его партнеры, качаясь по газону, чтобы манипулировать судьей. Даже во время матчей его лицо сияло дружелюбной улыбкой».

Хосе Леандро Андраде родился в уругвайском городе Сальто. Его мать была аргентинкой, а отец – Хосе Игнасио Андраде – бывшим черным рабом, бежавшим из Бразилии. На момент рождения Леандро его отцу, специалисту по африканской магии, было 98 лет.

В юном возрасте будущий великий футболист перебрался в столицу, где начал зарабатывать на жизнь, играя на карнавалах на скрипке, бубне и ударных. Подрабатывал Хосе также чистильщиком обуви и продавцом газет.

Увлечение Андраде музыкой и танцами, несомненно, отразилось на стиле его игры. Недаром болельщики называли его танцовщиком или музыкантом футбола. Координация, грациозность, пластичность, элегантность – без этого танец немыслим. И все эти таланты Хосе демонстрировал как на традиционном карнавале в Монтевидео, где он был одной из главных звезд, так и на футбольном поле.

Поскольку футбол в Уругвае стал профессиональным только в 1930-х годах, Андраде долго зарабатывал музыкой и танцами параллельно с занятиями футболом. После победы сборной Уругвая на Олимпийских играх в Париже Хосе задержался во французской столице на несколько месяцев, выступал в кабаре и купался в лучах славы.

За семь лет, на протяжении которых Хосе Леандро выступал за сборную Уругвая, он трижды становился чемпионом Южной Америки (1923, 1924, 1926), дважды – олимпийским чемпионом (1924, 1928) и увенчал свою международную карьеру победой на первом в истории чемпионате мира в 1930 году. На всех турнирах он был одним из лидеров блестящей уругвайской команды.

Благодаря участию в парижской Олимпиаде Андраде стал первым черным футболистом-олимпийцем. На том турнире он был столь же эффектен, сколько эффективен. В первом матче уругвайцы уничтожили сборную Югославии – 7:0, а наш герой запомнился не только особенной манерой игры, точными передачами и уверенной игрой в обороне, но и грандиозным проходом через полполя, во время которого Хосе жонглировал мячом на голове. Весь турнир Андраде провел на высочайшем уровне, а в финале намертво закрыл лидера сборной Швейцарии Макса Абегглена, чем помог своей команде отпраздновать победу со счетом 3:0.

На следующей Олимпиаде в Амстердаме уругвайцев снова ждал триумф, хотя на этот раз в финале им пришлось очень нелегко – для выяснения отношений со сборной Аргентины понадобилось два матча (1:1, 2:1). «Андраде был настолько великим игроком, а его партнеры были такими асами, что было жаль покидать стадион», - писала одна из голландских газет по окончании состязаний.

Но совсем благополучно амстердамская Олимпиада для Хосе не обошлась. В полуфинальном матче против Италии он ударился головой в штангу и повредил глаз. Эта травма еще напомнит о себе в дальнейшем.

К началу первого чемпионата мира по футболу, проходившего в Уругвае, 28-летний Хосе Леандро подошел не в лучшей форме, но это не помешало ему по итогам турнира попасть в символическую сборную. А в 1994 году авторитетный французский журнал France Football поместил его на десятое место в списке лучших игроков в истории чемпионатов мира. Он принял участие во всех четырех матчах своей команды на мировом первенстве и был ключевым исполнителем в каждом из них. В групповом раунде уругвайцы разделались с Перу (1:0) и Румынией (4:0), в полуфинале разгромили старых знакомых – Югославию (6:1), а в финале одолели аргентинцев (4:2).

После чемпионата мира футбольная карьера Андраде пошла по нисходящей. После введения в уругвайском футболе профессионализма Хосе Леандро не особо стремился соответствовать новым футбольным требованиям. Руководство клубов начало платить своим игрокам, но взамен требовало от них более частых и усердных тренировок. Андраде же, который привык к карнавалам, песням и пляскам, а не к дисциплине, пропускал половину тренировочных занятий без уважительных причин. Тем не менее, огромный талант позволял Хосе до футбольной «старости» выступать за ведущие уругвайские клубы – Насьональ и Пеньяроль. Завершил он карьеру в 36 лет, успев перед этим за короткий срок сменить еще несколько клубов, среди которых два аргентинских – Атланта и Архентинос Хуниорс.

Многие партнеры Андраде по легендарной уругвайской сборной сумели воспользоваться выпавшей на их долю славой и выбраться из нищих кварталов Монтевидео. Великий капитан Хосе Насасси, которому после Олимпиады в Париже предложили работу крупье в престижном казино Монтевидео, со временем продвинулся до руководителя игорного заведения. Лучший бомбардир ЧМ-30 Педро Сеа, ранее торговавший мороженым, устроился на радио. Рекордсмен сборной Уругвая по количеству забитых мячей Эктор Скароне стал тренером. Хосе Андраде же тихо исчез со страниц газет и затерялся в одном из бедных районов столицы Уругвая.

Вспомнили об Андраде в 1950 году. Он был приглашен на чемпионат мира в Бразилии и в качестве почетного гостя наблюдал за сенсационным триумфом сборной Уругвая, в составе которой на его позиции играл его племянник Виктор Родригес Андраде.

После мундиаля один из величайших уругвайских футболистов снова пропал из поля зрения общественности, пока осенью 1956 года его не нашел немецкий журналист Фриц Хак. На поиски ушло шесть дней.

«Друзья помогли мне. Но то, что я нашел, было ужасно, - писал репортер. – В по-спартански обставленной комнате я увидел Андраде, законченного алкоголика, слепого на один глаз вследствие старой травмы. Он не мог уловить сути моих вопросов, потому отвечала на них его прекрасная жена, сестра одного из бывших олимпийских чемпионов».

Через год, 4 октября 1957 года, Хосе Леандро Андраде скончался от туберкулеза. Все его имущество на тот момент состояло из старой кровати, шкафа и нескольких медалей в коробке из-под обуви.

(Продолжение следует)

Станислав Салата, Football.ua