Такое в современном футболе случается, но нельзя сказать, что это норма. Как правило, подобное бывает в командах, которые идут на вылет с самого начала чемпионата, потом пытаются что-либо изменить, а новый тренер делает только хуже, и отставание от заветного спасительного места увеличивается, но руководство отказывается мириться с ситуацией и продолжает судорожно дергаться в попытках все исправить. 

Тут же все было немного иначе. Формально Штутгарт не находится в зоне вылета, пускай и приближается к ней с крейсерской скоростью. Просто тренеры, которые были уволены по ходу одного сезона, слишком много проиграли. Особенно второй.

Лаббадиа сыграл три матча и был отправлен в отставку, Шнайдер проиграл намного больше. Бруно в свое время был уволен по совокупности: Фреди Бобич давно искал причину, чтобы расстаться с вечно ноющим тренером, а три поражения на старте стали отличным поводом. Долго сменщика не выбирали, а взяли первого, кто был под рукой и имел лицензию. 

Когда приглашали Томаса, казалось, испортить в Штутгарте что-либо невозможно, команда и так не играет в футбол уровня Бундеслиги. Путь был только вперед. И швабы последовали по этому пути. Эффект нового тренера сработал на сто процентов, и Штутгарту удалось выиграть несколько игр к ряду, команда поднялась со дна таблицы и начала занимать уверенную позицию в середине. Были проигрыши, но на них не обращали особого внимания, борьбы за еврокубки от Шнайдера все равно никто не ждал.

Томас Шнайдер был главным тренером команды на протяжении двадцати одного тура. В 14-ти последних матчах он проиграл 11. То есть почти все, что сегодня есть у Штутгарта, было заработано за стартовые 7 туров работы Томаса, после чего команда просто посыпалась. Причем не хаотично, а очень даже системно (в подтверждение – таблица ниже). Во время затяжной серии из восьми поражений кряду в шести матчах команда обязательно пропускала мяч в последнюю десятиминутку, чаще всего этот гол оборачивался для Штутгарта поражением. И это не считая, что в одном из случаев, исключающих тенденцию, швабы пропустили на 78-й. Команде просто не хватало сил доиграть матч до конца и удержать добытое ранее преимущество? Шнайдер не смог удержать команду в физическом тонусе? Он просто положил слишком большой груз на людей, которые не смогли его поднять. 

Последние матчи Штутгарта

Дата

Соперник

Счет

Последний гол в ворота Штутгарта

14.12

Вольфсбург

1:3

78’

25.01

Майнц

1:2

87’

29.01

Бавария

1:2

90+3’

01.02

Байер

1:2

84’

09.02

Аугсбург

1:4

64’

15.02

Хоффенхайм

1:4

90+2’

22.02

Герта

1:2

87’

02.03

Айнтрахт Ф

1:2

89’

08.03

Айнтрахт Б

2:2

82’

 

Томас работал в академии клуба, с командой юношей до 17 лет даже становился чемпионом Германии, поэтому было очевидно, что он будет подключать резерв более активно, нежели его предшественник. Рани Хедира, Рюдигер, Ляйтнер и Вернер – парни талантливые, но они еще не готовы играть в каждом матче Бундеслиги и выдерживать нагрузки, с которыми им приходится сталкиваться. К концу матча это передается воздушно-капельным путем их партнерам, и команда, будто разом, теряет концентрацию, допуская грубейшие ошибки. Кажется, только Ульряйх ничего не теряет, а приходит в состояние шока от безобразных действий своих партнеров. Отсюда и такое количество пропущенных мячей в концовке. 

Как тренер Шнайдер, видимо, еще не состоялся. Он не пытался стоять на месте и работать по лекалам Лаббадиа. У него есть собственное виденье футбола, и Томас пытался строить собственную команду. Зимой в Штутгарт пригласили Абделлауэ и попытались перейти на новую схему с двумя форвардами. Эксперимент не дал результатов еще во время товарищеских матчей перед началом второго круга, но Шнайдер продолжал гнуть свою линию, отказываясь верить в то, что Ибишевичу, который уже год тащит на себе команду, гораздо легче справляться в одиночку. Справедливости ради нельзя упустить тот факт, что без забитого мяча швабы с поля не уходят, но положительного результата это не приносит. Если после прихода Стевенса команда не поднимется хотя бы в верхнюю половину таблицы, на что шансы минимальные, летом босниец и вовсе покинет Штутгарт, не говоря уже про вариант вылета команды в Б2. Шнайдер допустил ряд ошибок и получил результат: схема не подходит, физики не хватает, мораль на нуле, а поражения чередуются с более крупными поражениями. Но есть и светлое пятно в работе молодого специалиста.

Александру Максим открылся немецкой публике во всей красе именно при Томасе Шнайдере, точнее сказать в период тех самых 7 туров. Румын отдал много голевых передач, его умением отпасовать или подать восхищались все. На этом, к сожалению, список хороших дел несостоявшегося тренера и заканчивается. Что констатируем с определенной долей грусти, ведь в швабском сценарии развития команды молодым наставником, который отдал лучшие игровые годы именно этой команде, хэппи-энда не прописано. Но в провалах нельзя винить одного лишь тренера, руководство тоже несет долю ответственности.

Штутгарт сегодня чем-то напоминает Гамбург: команда держится в чемпионате, но только благодаря каким-то обстоятельствам извне, а не собственной уверенной игре. Руководство клуба не хочет тратить деньги на футболистов, которые стоят больше миллиона евро, пытаясь найти дешевый, компромиссный вариант. Штутгарт и Гамбург – команды далеко не бедные и могут позволить себе тратить на трансферы 10-15, иногда даже 20 миллионов в межсезонье, в то время как в реальности их трансферный баланс составляет 1-5 миллионов со знаком минус. В современном футболе нужно поколение сверхмолодежи, чтобы поддерживать команду в топ-чемпионате при таких расходах. Такого поколения ни в Гамбурге, ни в Штутгарте нет. Будь клубы более щедры, возможно, не пришлось бы обвинять в проигрыше парней 17-19 лет. 

Но сейчас деньгами ситуацию не исправишь. Спортивный директор Штутгарта Фреди Бобич не хочет расставаться с мягким креслом условного чиновника, поэтому делает все, чтобы избежать потенциального вылета команды. Ведь если Штутгарт понизится в классе, то Фреди почти наверняка будет уволен. Его решением по стабилизации ситуации стало приглашение на пост тренера Хуба Стевенса.  

Голландец заскучал по немецкому футболу, а Бундеслига соскучилась по нему. Стевенс относится к тому типу тренеров, которые в особом представлении не нуждаются, болельщикам он известен хорошо и давно, все-таки человек работает в Германии с 1996-го. Но вот сумеет ли он отдалить швабов от зоны вылета – вопрос! В команде второй раз за сезон поменялся тренер, и кардинальные перестановки видятся не совсем тем, что ей необходимо. Да и опыт в таких ситуациях не всегда играет решающую роль. Вспомним Герту великого Отто Рехагеля.

Александр Панчук, специально для Football.ua