ПФК Севастополь развивается нетипичным для украинского футбола образом. Клуб не достался никому в наследство, не стал ничьим правопреемником, получив путевку прямо в элитный дивизион. Наоборот, Моряки прошли все "круги ада" украинского футбола, начиная от КФК, и летом 2010 года пробились в высшую лигу.
 
Весь год не покидало чувство, что Севастополь на год раньше нужного выбрался в элитный дивизион. Например, это касается стадиона в городе, который достроить пока так и не удалось, поэтому команде пришлось играть в соседнем Симферополе. Вряд ли из-за этого присутствовал особый дискомфорт, однако всегда удобнее и приятнее играть в родном городе, где собиралось бы еще больше зрителей.
 
Неготовность Севастополя подтверждается также многими ошибками, преследовавшими клуб на протяжении всего сезона. Сам президент крымчан Александр Красильников в обращении к болельщикам сразу после вылета акцентировал внимание на смене тренеров, команды, игры. Естественно, это не предвещало стабильности и уверенности.
 
Каждая из смен тренеров выглядела несколько поспешной, но при этом – парадокс! – логичной. Началось все с перехода триумфатора первой лиги Олега Лещинского на административную должность. Вроде сам Лещинский предложил найти более опытного тренера, поскольку он не знал тонкостей высшего дивизиона и не был уверен в своих возможностях. Вроде бы все логично, однако в столь короткий срок между финишем первой лиги и началом стартом Премьер-лиги новому тренеру крайне непросто разобраться в ситуации.
 
Сергей Шевченко проработал всего девять матчей, после чего был уволен. Причины также были вполне обоснованными, четыре поражения в пяти последних матчах, оборонительная игра и нещадная критика со стороны болельщиков (к слову, это частенько является большой проблемой, поклонники экс-лидеров низшего дивизиона привыкли к победам и порой не успевают перестроиться к более высокому уровню, продолжая требовать от команды новых побед, несмотря на то, что в соперниках уже не Энергетик или Феникс-Ильичевец, а Динамо и Шахтер). Впрочем, и в этом случае отставка была поспешной, наверное, руководство клуба слегка запаниковало. Вполне вероятно, задание "закрепиться в элите" означало не спасение любым способом, а вообще рывок в первую десятку.
 
Вернувшийся Олег Лещинский будто щелкнул пальцами, и игра команды вмиг наладилась, пошли победы и хорошие матчи. Но, как и в ситуации с Шевченко, он потерял работу из-за смазанной концовки. Моряки проиграли пять последних матчей первой части сезона, по ходу этой серии судьба Лещинского была предрешена, ведь команда обосновалась на 15-й строчке в таблице.
 
Приглашение зарубежного специалиста Ангела Червенкова стало показателем того, что клуб хочет дальше расти и прогрессировать. Обычно в таких ситуациях клубы пытаются найти сиюминутное решение проблемы в виде опытных игроков, знающих толк в борьбе за выживание. В Севастополе говорили, что они не думают о возможности вылета, мол, с таким составом команда способна легко обеспечить себе сохранение прописки в элите и начать подготовку к следующему чемпионату. Однако стабильность не пришла мгновенно. Но если при Шевченко и Лещинском команда выдавала отрезки из нескольких хороших матчей, а потом стольких же плохих, то весной Севастополь удивлял каждую неделю. Например, между уверенными победами над Карпатами и Волынью случился форменный погром в Севастополе, а после ничьей в Днепропетровске и победы в трудном поединке с Ильичевцем, крымчане были просто уничтожены в Кривом Роге. Особое место занимает и поражение в Запорожье, когда Металлург уже оформил вылет. И после Кривбасса, и после Металлурга говорили, мол, Севастополь недооценил соперника, если так, то это не парадокс – нонсенс.
 
Давать оценку работы Червенкова непросто. Команда вроде бы регулярно набирала очки, от матча к матчу прибавляла в игровом плане, однако все равно не смогла выполнить даже необходимый минимум. Если болгарин будет уволен прямо сейчас, то можно говорить, что в Севастополе выводов из прошлых ошибок не сделали, снова поспешив с увольнением тренера. В принципе, для команды, что только первый раз оказалась в элите, вылет не может быть трагедией.
 
Немало вопросов осталось и по игрокам, Севастополь приглашал новичков пачками. Состав постоянно менялся, ни о какой сыгранности на уровне сознания не могло быть и речи. Поклонники еще некоторое время точно будут задаваться вопросом, почему не дали шанс проявить себя той команде, что выиграла первую лигу. Ведь тогда была интересная и нетипичная для украинского футбола команда со схемой игры 3-5-2, с серьезным креном в сторону атаки и отличным взаимопониманием ключевых игроков Жабокрицкого, Плешакова, Кивы, Култышева, Ференчака. Конечно, ответ тут кроется в смене тренера, Шевченко поменял схему и, конечно же, имел собственное мнение по поводу некоторых игроков, не видел для них места в составе.
 
Севастополю очень не хватало действительно острого форварда. Джулиус Агахова свои 10 матчей провел больше на классе, не прикладывая особо характер и желание, Игорь Худобяк запомнился только тем, что стал автором исторического первого гола клуба в элите, один из главных бомбардиров первой лиги Юрий Плешаков так и вовсе ни разу не забил в элите, как и главный любимец местной публики Андрей Шевчук. Что уже говорить про зимнего новичка Майкла Алозие, что вообще ни одного матча не сыграл. Более-менее себя в атаке проявил только Бесарт Ибраими, однако его адаптация несколько затянулась, а стабильности и особенно физических кондиций не хватало катастрофически. Вот и получается, что лучшим бомбардиром команды стал Мариуш Левандовски, установивший личный рекорд по голам за сезон – шесть.
 
К слову, особое место следует найти для поляка и Игора Дуляя. С первых матчей стало понятно, что Левандовски и Дуляй – игроки, как минимум, на уровень выше тех, кто уже был в Севастополе. Что и говорить, если самый опорный из всех возможных опорных хавбеков в новейшей истории Шахтера Дуляй стал в новой команде местным Пирло. Расчет руководства клуба и тут понятен, им хотелось, чтобы игроки перенимали опыт экс-Горняков, подтягивались к их уровню. Однако получился обратный процесс, скорее, не партнеры стали подтягиваться к мастерству Левандовски и Дуляя, а те стали деградировать. Это можно было предположить, большинство всегда преобладает над меньшинством, и подобный процесс практически необратим. Впрочем, приглашение таких игроков точно не следует называть неправильным, возможно, к ним следовало сразу брать игроков подобного уровня, таких как потом клуб пригласил зимой (Веремко, Ибраими).
 
В общем, Севастополь совершил немало как локальных, так и стратегических ошибок в  своем первом элитном сезоне. Однако называть их роковыми нельзя, особенно с точки зрения истории. Они основаны скорее на банальном отсутствии опыта, чем на других моментах. Севастополь позиционирует себя как клуб, что пришел всерьез и надолго, хочет прогрессировать и добиваться успехов, это не алчевская Сталь или Нефтяник, для которых выход в элиту был таким себе бонусом. Поэтому нынешний вылет для Севастополя не станет трагедией. Скорее, это возможность переосмыслить все свои прорехи, поработать над развитием инфраструктуры и в следующий раз появиться в Премьер-лиге более подготовленным и окрепшим. Думается, если в клубе продолжат работать с таким же энтузиазмом, то это возвращение обещает быть скорым.
 
Игорь Бойко, Football.ua