– Когда и как Вы узнали об интересе со стороны МЮ?

– Из СМИ. Ведь пока со мной не связался клуб, даже Ваш канал без остановки заявлял, что я буду работать в таком-то клубе, что у меня проходят встречи, которых на самом деле не было, что я подписывал контракты, которых в глаза не видел. Но наконец-то, где-то за неделю до финала Кубка Англии мой агент сообщил, что клуб хочет пообщаться со мной после этого матча. Тогда-то я понял, что решение уже принято, а мое дело – это лишь согласиться. Выбор был несложным. 

– Чем отличается работа в МЮ и Реале, Интере? Разница существенная?

– Не знаю, насколько велика разница; в каждом месте все происходит по-своему. Но каждый из этих клубов знал, чего хочет, хотя это иногда и казалось недостижимым. Интер мечтал о Лиге чемпионов уже 50 лет, мадридский Реал изо всех сил старался прервать гегемонию Барселоны, Челси в мой первый срок все никак не мог завоевать титул с новым владельцем, во второй раз клуб тоже долго оставался без чемпионства. И вот теперь я здесь: последние три года для МЮ были очень сложными. Кубок Англии – это хорошо, но его недостаточно, чтобы закрыть глаза на результаты всех трех лет. Клуб дважды не смог попасть в Лигу чемпионов. Так что цели мне понятны.

– А каковы эти цели: Премьер-лига, успех в Европе, чемпионство или топ-4?

– Ман Юнайтед должен выступать в Лиге чемпионов – это само собой. Лига чемпионов пуста без этой команды. Представьте ЛЧ без мадридского Реала, Барселоны, МЮ – без них это не настоящая ЛЧ. В принципе, я был бы доволен, даже если бы мы просто туда вернулись. Но нужно ставить перед собой трудные задачи. Я бы не хотел говорить игрокам: "Давайте финишируем в топ-4". Нужно выигрывать в каждом матче. Это у нас пока что не получается, в Англии это просто невозможно, но надо отталкиваться от такой установки: рассчитывать на победу каждый раз, когда выходишь на поле. Вот какой настрой должен быть у клуба уровня МЮ.

– Какими методами Вы пользуетесь для оценки команды, когда попадаете в новый клуб?

– Я знал многих игроков еще до того, как начал с ними работать. Это неудивительно – я провел в Англии последние три года, видел этих футболистов каждый уик-энд, играл против них по несколько раз. Так что я, в принципе, их знаю. С декабря я был без работы, и все это время анализировал команды, пытался выяснить о них как можно больше. Это касается и Манчестер Юнайтед: я знаю, какой эта команда является сейчас и какой она хочет быть. Чтобы МЮ стал таким, каким его пытаюсь сделать я, несколько игроков все еще должны адаптироваться к моему видению футбола. Сложность моей работы заключается отчасти в том, что я очень не похож на Луи ван Гаала.

Я не говорю, что я лучше, но я другой. Когда наши команды играли друг против друга, он несколько раз подчеркивал, что мы очень разные, и был абсолютно прав. А теперь я получаю команду, с которой ван Гаал работал два года. Потому и возникают некоторые, как я их называю, "функциональные противоречия". Хотя у игроков и есть собственная индивидуальность, особенно у хороших игроков, они все равно адаптируются к тому, что им говорит тренер, к его идеям и принципам. Так что сейчас у меня период под девизом: "нам нужно время". Но времени-то как раз и нет. Поэтому будем совершенствоваться уже по ходу турнира. Каждый матч станет для команды новым "шагом в обучении", а с игроками такого высокого уровня, думаю, у нас есть все, чтобы сократить этот "учебный" период и превратиться в хорошую команду как можно скорее. 

– У Челси тоже новый тренер, которому придется совершенствовать команду по ходу сезона, Пеп Гвардиола присоединился к Ман Сити относительно недавно. Это Вам на руку?

– У Арсенала и Тоттенхэма, где в последние годы не менялись тренеры и состав оставался практически без изменений, будет не так уж много времени на тренировки, учитывая их выступления в еврокубках (как и у Ман Сити). А у Челси еврокубков не будет, Синие смогут тренироваться с понедельника по субботу, без матчей посреди недели, без лишнего давления, без лишних травм и лишней усталости, сосредоточившись исключительно на внутреннем первенстве. Это преимущество для команд, которые нацелены на титул. 

– Какой Вы бы хотели видеть свою команду спустя шесть месяцев?  Чего Вы надеетесь добиться от МЮ?

– Побед в матчах. Много побед – не одну в январе, а следующую – в апреле. Но этого не добьешься, если не будешь играть очень хорошо. Что значит "очень хорошо"? У каждого своя точка зрения. Для меня это в прагматическом смысле значит забить на один гол больше, чем противник. 

– Но публика на Олд Траффорд не желает, чтобы команда играла скучно. Даже в прошлом году, когда МЮ побеждал со сетом 1:0, 2:1, этого бывало недостаточно.

– Да, я в курсе. Но и Премьер-лига меняется. Раньше, когда скромные команды приезжали в гости к грандам, вопрос стоял так: будет 2:0, 3:0 или 4:0? Теперь же это три очка, одно или ничего. Все команды сильны. Я еще не раз буду повторять: это единственная страна, где людям нужна конкуренция между командами. В других лигах болельщики хотят лишь чемпионства своего клуба. Их гранды хотят ставать все жирнее и жирнее, при этом делая конкурентов все беднее и беднее. Они хотят забрать все деньги себе, а не делиться с остальными. Им не нужна конкуренция, им нужны победы, ЛЧ в каждом году, они выкупают лучших игроков у возможных соперников. А здесь люди могут сказать: "Я никого тебе не продам, даже за сорок миллионов". Именно в Англии футбол эволюционирует. Каждый матч может закончиться с любым исходом. Можем ли мы доминировать на Олд Траффорд? Да. Можем ли мы разрывать противников, как в былые годы? Вряд ли. Возможно, время от времени что-то подобное и будет случаться, но здесь каждая игра – это настоящая игра. 

– В таком случае, наследие 90-х – это груз для нынешнего МЮ?

–У нас ведь есть и более юные болельщики, у которых другая точка зрения. Но теперь даже в Чемпионшипе полно сборников и тренеров, которые привыкли побеждать. А мы должны довольствоваться тем, что есть.

–Как аура Ибрагимовича влияет на раздевалку МЮ?

– Он удивил многих игроков не своим профессиональным уровнем, который и так всем известен, а скорее мотивацией, учитывая количество его трофеев в 34-то года. Но еще больше он удивляет как человек. Ибра хороший парень, он не совсем такой, каким кажется со стороны. Многие вещи Златан говорит, чтобы просто повеселиться. Да, он может сказать о себе: "Подайте-ка полотенце Богу", – но потом будет хохотать над собственными словами. Он замечательно относится к молодым игрокам. Я считаю, Ибра – это настоящий дар для Рашфорда. Да, Маркус не будет так часто выходить в стартовом составе, как во второй половине предыдущего сезона, но сможет многому научиться. Я считаю, что лучшего места для Златана в последние несколько лет его карьеры нельзя было придумать, а мы бы не смогли найти лучшего форварда в данный момент, ведь Ибра может обеспечить стабильность в период построения новой команды. 

– Что Поль Погба должен привнести в команду?

– У нас есть Майкл Каррик, надежный, умный, тактически подкованный игрок, который располагается над защитниками. Есть Шнейдерлен и Эррера, игроки с опытом в АПЛ. А потом сразу десятки: Мата, Руни, Мхитарян. Не было "второго полузащитника", физически сильного, надежного в защите, но в то же время и креативного игрока, который может врываться в штрафную соперника, "форварда в центре поля". У нас есть распасовщики, но некому бежать с мячом. 

– После Дэвида Мойеса и Луи ван Гаала легче принимать МЮ, чем из рук самого Фергюсона?

– Как посмотреть. Я об этом никогда не думал. Можно принять команду чемпионов, привыкшую побеждать; а можно попасть в клуб во время трудного периода, когда у игроков проблемы с самооценкой и уверенностью в себе. Я бы хотел, чтобы люди сосредоточились на успешных годах, а мне доверили проанализировать последние три сезона и вернуть команду на заслуженное место. 

– Один из самых успешных тренеров в одном из самых успешных клубов: все сходится?

– Поэтому я и здесь. Мне очень комфортно в МЮ, это самое важное. Работы непочатый край, но я всем доволен. 

– Вам понравился Инстаграм?

– Я с этим завязываю завтра. Веселье окончено, следующее, что я выложу в интернет – это семейное рождественское фото. Мне было интересно понять, как там все происходит, почему моим игрокам это так нравится. Так что теперь я не могу им его запретить.

Джейк Хамфри, BT Sport

Перевод Юрия Паустовского