Во вторник, 27 февраля, состоялось заседание Комиссии по этике и Честной игре ФФУ. В отличие от большинства предыдущих мероприятий, на данном присутствовали главы областных комиссий, что автоматически сделало совещание, так сказать, массовым. Казалось бы, банальные разговоры о «договорняках» превратились в довольно занятную дискуссию…
Вначале заседания, уже традиционно, первый вице-президент ФФУ Александр Бандурко говорил о всякого рода некорректных высказываниях в адрес Федерации т.п. После этой несколько скучной речи слово взял глава Комиссии Честной игры Анатолий Ревуцкий. Он опять-таки отметил, что надо искать методы борьбы с договорными матчами, проявлениями некорректного, предвзятого судейства. В общем, все свелось к призыву начать все с «чистого листа»… Кто бы мог подумать, что после стандартных речей может быть что-то действительно занимательное, однако интересности таки пошли…
Выступить со своими соображениями решил вице-президент ПФЛ по первой лиге Иван Чаус (текст его обращения рядом – Авт.). Заметно было, что у функционера Лиги немало накипело. Речь его была эмоциональной, и в итоге все свелось к констатации фактов договорных матчей в первой лиге. Удалось заметить, что у нескольких членов Комиссии глаза округлились и увеличились. Сия «метаморфоза», скорее всего, случилась не из-за удивления, а по причине растерянности. Не многие ожидали столь откровенного разговора в присутствии СМИ. После предложения посещать «подозрительные» игры, возник спор: делать это надо тайно или открыто? С одной стороны, без огласки проще уличить кого-то в сдаче встречи, а вот другая сторона говорит, что анонсирование таких актов может заставить клубы отказаться от практики «договорняков»…
Президент ПФЛ, конечно же, долго воздерживаться от негодования не мог, и предложил дать конкретику по случаям купли/продажи игр. Вслед за этим пошли банальные фразы типа «не сейчас» и «не здесь»… В общем, заседание переросло в более спокойное русло, которое и привело к вердикту заседавших. Принято решение создать рабочую группу и доработать данные животрепещущие вопросы. Кажется, такое решение повторяется уже не первый раз. Когда нет возможности принять решение, такие туманные действия, похоже, спасают всех. Кстати, рабочая группа, как ни странно, успела поработать еще до Исполкома ФФУ, который проходил 28 февраля, но вот ни о каких-то так сдвигах сообщено не было, увы.
И тут возникает мысль: а почему бы, все неоднозначные матчи не подать огласке? Если о клубах будут писать и говорить, вряд ли, они будут вести такую уж активную «договорную» деятельность. Да, не стоит исключать тот факт, что некоторые честные коллективы незаслуженно будут «запятнаны», но тут уж извините… На войне без невинных жертв не бывает, а чтобы побороть продажные игры, необходима война.
Напоследок было предложено арбитрам ввести «Клятву арбитра». Интересно, кто-то думает, что если рефери зачитает какое-то «клянусь честно и непредвзято обслуживать матч и т.п.», мы получим результаты? Лучше уж эту самую «Клятву» преобразить в стихотворную форму и зачитывать перед каждым матчем, дабы поднять болельщикам настроение. Шутки, грустные шутки…
Несмотря на все вышесказанные неприятные вещи, искренне надеемся (а что еще делать?), что рабочая группа оперативно проделает свою работу, примет меры, найдет выход со сложившейся ситуации…
Откровенно
Иван ЧАУС, вице-президент ПФЛ (первая лига):
- Вопрос о договорных матчах меня сильно беспокоит. Я пришел в «Десну» в 1999 году, когда посещаемость матчей была 200-300 болельщиков. Я задался вопросом: почему люди не ходят на стадион? А внимание матчам не уделялось потому, что многие результаты были известны заранее. Договорные игры были нормой. Мы искоренили это явление, и три буны уже не пустели. С полной ответственностью заявляю, что, начиная с 1999 года «Десна» не продавала матчи, хотя предложений было немало.
На что надо обратить внимание? Скажу по первой лиге. Те клубы, что претендуют на выход в высшую лигу или борются за выживание, играют «договорняки». Ни для кого это не секрет! Что я предлагаю? Создать комиссию, которая будет посещать потенциально нечестные игры, анализировать. Поверьте, никто сам не придет и не скажет, что он сдавал матч.
Также хочу отметить, что не всегда клубы замешаны в нечестном ведении борьбы, а сами игроки. Руководство может даже ничего не знать. В «Десне» был футболист, которые занимался подобными делами, и я быстро от него избавился.
И немного о детском футболе. Дело дошло до того ,что с родителей собирают деньги (10-15 грн.) на арбитра. Я это выявил в Чернигове, и после серьезного разговора это прекратилось.
Равиль САФИУЛЛИН, президент ПФЛ:
- Согласен, можно назначить людей, которые б посещали подозрительные матчи, но… Я хочу вам задать один просто вопрос: каким образом установить, была ли игра договорная? У нас нет никаких регламентных норм.
Вспомните матч «Карпаты» (Львов) - «Спартак» (Сумы). Только на третьем заседании комиссии делегат изменил свой рапорт. И после этого собирается Контрольно дисциплинарный комитет и вместо положенных десяти матчей, дисквалифицирует только на два.
Иван Петрович (Чаус – Авт.), почему вы конкретно не скажете о фактах сдачи матчей? Я не хочу, чтобы заседание превратилось в бессмысленное разглагольствование. Должны быть какие-то результаты нашей работы, а не только пустые слова и обвинения.
Ранее президент ФФУ говорил, что ему арбитры рассказывали о попытках подкупа. Почему Комиссия честной игры не вызвала Григория Суркиса, и не предложила ему назвать фамилии, факты? Виновных надо наказывать! Если все мы будем молчать, то толку не будет!
Виктор Иванец, газета "Болельщик"