В будущем чемпион мира, Жуниньо в 1995 году совершил неожиданный для Туманного Альбиона переход в Миддлсбро. Внешне хрупкий бразилец стал культовым героем Риверсайда и заметной — в чем-то даже исторической — фигурой для всей Премьер-лиги. Болельщики, задающие вопросы Жуниньо, явно поглощены воспоминаниями. «Слышал ли ты о существовании Миддлсбро, когда переезжал в Англию?»

Для фанов Боро все это не просто воспоминание о выдающемся игроке, но даже больше — о том невероятном и неправдоподобном ощущении, которое они испытали с его появлением. В последовавшие двадцать лет английские клубы средней руки превратили приобретение серьезных зарубежных исполнителей в обыденность, но некоторые трансферы по-прежнему становятся событием, выходящем за рамки самых смелых ожиданий. Нынешним летом свой самый большой ход в истории провернул Кристал Пэлас — за десять миллион фунтов лондонский клуб подписал центрального полузащитника сборной Франции Йоана Кабая. Претендентами на игрока ПСЖ выступали мадридский Атлетико и Рома, участники предстоящего розыгрыша Лиги чемпионов.

В 1997-м Орлы совершили нечто похожее, когда купили у Ювентуса одного из победителей Лиги чемпионов Аттилио Ломбардо. Итальянский вингер преуспел в столице Англии, но прошел вспышкой в общей истории Пэлас. С Кабаем связаны большие ожидания — в первую очередь, потому что Йоан выступает логичным продолжением развития, которые переживают Орлы и английская Премьер-лига. Клуб желает прочнее утвердиться в статусе регулярного представителя элитного дивизиона, а председатель правления Стив Пэриш давно грозится научить болельщиков Пэлас «рассуждать не как болельщики Пэлас». Ему в этом помогает как успех собранной в последние три года команды, так и новый телевизионный контракт Премьер-лиги. В первую очередь, коммерческий успех богатейшей спортивной лиги мира открывает большие возможности именно перед середняками чемпионата. По предварительным подсчетам, Кристал Пэлас, финишировавшим 11-м в минувшем сезоне, удалось заработать на продаже ТВ-правах около 80 миллионов фунтов. Сорвавшаяся продажа контрольного пакета акций американским владельцам не кажется катастрофой для Пэриша и коллег: неспешно поднимая ставки на трансферном рынке, он также может в ближайшие годы планировать реконструкцию тренировочной базы и одной из трибун Селхерст Парк.

Как и всегда, успех построен на успешном выборе менеджера. Нилу Уорноку, затесавшемуся между периодами работы Тони Пьюлиса и Алана Пардью, не удалось вставить палку в колеса общего развития команды и конкретных исполнителей. Появление на тренерском мостике Пардью привело Орлов к лучшему финишу в истории Премьер-лиги, а также утвердило в качестве почти звезды чемпионата конголезского вингера Янника Боласи. Свой самый стабильный футбол за годы показывает атакующий хав Джейсон Панчеон. К ним следует добавить вернувшегося в клуб Вилфрида Заха, чтобы получить на выходе атакующее трио, которое вместе удовлетворит амбиции любого клуба Премьер-лиги за пределами «большой шестерки».

Перед стартом нового сезона к ним присоединяется Кабай, трансфер которого также стал возможен благодаря присутствию в клубе Алана Пардью. Деньги и географическое положение (Лондон) были аргументами для 29-летнего хава, но имя тренера равнозначно всем остальным пунктам. Пардью вместе со скаутом Грэмом Карром подписывал Йоана в Ньюкасл четыре года назад, и, вне сомнений, купленный у Лилля игрок стал самым успешным французским дополнением современных Сорок. В первый год с Кабаем Ньюкасл финишировал пятым. Под руководством Пардью Йоан демонстрировал лучший в карьере футбол и заработал трансфер стоимостью в 20 миллионов в ПСЖ. Кабай оказался в столице Франции в неподходящее время: в своем нынешнем виде четвертьфиналисты Лиги чемпионов не могут дать ему достаточного времени на поле, которое очень необходимо в преддверии домашнего Евро. Его способен дать Пардью — равно как и использовать все сильнейшие качества центрхава.

Кабай — не роскошное дополнение к Пэлас, и этот трансфер построен вокруг спортивных амбиций как самого игрока, так и клуба. Благодаря высокой культуре паса, француз руководит атаками команды из центральной зоны, действуя за спинами атакующих футболистов, но не в глубине поля. Пардью в минувшем сезоне использовал в этой роли Джейсона Панчеона, и весьма преуспел — англичанин имеет приблизительно те же сильные качества, включая умение здорово исполнять стандарты. Панчи слишком хорош (и универсален), чтобы оказаться на скамейке запасных, куда также не захочет отправиться ни звездный Боласи, ни все еще перспективный Заха. Появление Кабая, которому место в старте уготовано по умолчанию, поставит перед менеджером новую тактическую задачу — решая их, наставник Кристал Пэлас особенно хорош. Уже на старте сезона Кристал Пэлас обещает быть одной из самых любопытных команд чемпионата.

И самое главное, что эти вызовы — на уровне клуба и команды — будут приняты с энтузиазмом. Ностальгия занимает важное место в английском футболе, но сейчас на Селхерст Парк пытаются смотреть в будущее: Кабай должен стать важной, но не последней отметкой в развитии Кристал Пэлас. Стиву Пэришу очень хотелось бы, чтобы по прошествии лет об этом переходе вспоминали немного не так, как сейчас вспоминают трансфер Жуниньо в Миддлсбро.