В конце весны прошлого года европейская футбольная общественность была взбудоражена неординарным событием.
«Монпелье – новый чемпион!» Такой заголовок красовался на передовице всеми любимой газеты L’Equipe. В успех дружины Рене Жирара специалисты отказывались верить до последнего. Паладины не могли похвастаться ни славной историей, украшенной кубками, ни финансами, – команда с трудом сводила концы с концами – ни продуктивной академией, производившей на свет юных талантов. Но звезды стали так, что Эро выиграли заветный трофей, утерев нос пресловутым парижским шейхам-миллиардерам.
Монпелье ураганом ворвался в сознание поклонников французского футбола, завоевал миллионы болельщиков во всем Старом Свете. Однако популярность клуба продлилась недолго. Не стало побед – не стало и поклонников. Неудачи же посеяли в команде раздор и сумятицу, заставили президента, главного тренера и футболистов фактически воевать друг с другом. Красавец-небоскреб, который был взведен на скорую руку дуэтом Жирар – Николлен, рухнул. А все потому, что архитекторы забыли заложить крепкий фундамент…
Руководство главной сенсации сезона нынешнего – Ниццы – решило пойти по иному пути. Возможно, поэтому прогресс Орлов не столь стремительный, как у Монпелье. Возможно, поэтому пернатым удастся продержаться в числе фаворитов Лиги 1 дольше, чем Паладинам.
Вожак стаи
Футбольным традициям Ниццы могут позавидовать все нынешние гранды французского футбола. Когда пернатые ковали свою славу, завоевывая в послевоенные годы все свои чемпионские титулы, а их за историю клуба набралось целых четыре, Лион был середняком Лиги 2, а нынче грозного ПСЖ не было даже в проекте. Вот только славные времена команды остались в далеком прошлом. Постоянные проблемы с финансами неоднократно ставили самобытный коллектив на грань исчезновения. Безусловно, были кратковременные взлеты, но они неизменно завершались болезненными падениями. Стая Орлов не могла набрать высоту – у нее не было вожака.
После смутных девяностых в новом тысячелетии Орлы, казалось, обрели стабильность. Президентство Мориса Коэна ознаменовалось превращением коллектива в крепкого середняка. Звезд с неба пернатые не хватали, но под руководством Фредерика Антонетти команда, наконец, перестала вести изнурительную и изрядно надоевшую борьбу за выживание.
Идиллия разрушилась в 2009 году, когда президентом клуба был назначен Жильбер Стеллардо. Финансовый кризис, распродажа ключевых игроков: команду покинули воспитанники Антони Модест, Уго Льорис, Оньекачи Апам – вновь превратили самобытный коллектив в борца за выживание. Ницца нуждалась в герое-спасителе, который будет относиться клубу с любовью, а не как к очередной игрушке.
Взялся за правое дело местный бизнесмен Жан-Пьер Ривьер.
«Я ставлю перед собой задачу возродить Ниццу, вновь возвести ее в ранг лидеров французского футбола. Клуб находится в плачевном положении. Первым делом мне придется погасить долг в 6 миллионов евро. В течение следующих двух сезонов я собираюсь инвестировать в клуб еще 24 миллиона. Не ждите от нас громких побед, мы только становимся на ноги. Чтобы птица расправила крылья, сначала ей нужно соорудить гнездо. Этим я и займусь», - первая речь мсье Ривьера в роли президента получилась весьма трогательной.
Орлята учатся летать
Кардинальных изменений в структуре клуба Жан-Пьер решил не делать. Рубить с плеча – не его стиль. Поэтому кардинальных изменений ни на тренерском мостике, ни в составе не произошло. Пост наставника сохранился за Эриком Руа, благодаря финансовым вливаниям Ницце удалось избежать и потери своих главных звезд. Франсуа Клерк, Эрик Мулунги, Даниэль Эллебюйк и, конечно же, Антони Мунье остались в команде. В сердцах болельщиков загорелась искра надежды, что их любимцев ждет светлое будущее. Однако начавшийся сезон показал, что авансы пернатым были выданы преждевременно.
Из неплохого спортивного директора Эрика Руа получился откровенно плохой тренер. К 13-му туру Ницца плелась в зоне вылета, будучи при этом одним из главных претендентов на понижение в классе. Отставка специалиста была неизбежной. Руа вернулся на занимаемый ранее пост спортивного директора, а бразды правления командой были вручены его помощнику Рене Марсилье. Под началом легендарного в прошлом полузащитника Ниццы южанам удалось спастись от понижения в классе.
Первый блин Ривьера получился комом. Теперь-то он точно знал, что клуб нуждается в кардинальных изменениях. Лето 2012 года для пернатых было особенно жарким, ведь работы перед управленцами был непочатый край…
Главным в такой ситуации было начать. Ривьер без лишних раздумий отправил Марсилью в отставку, отказавшись продлевать с ним контракт.
«Ницце нужен тренер с именем, человек, которому будут доверять болельщики, и которому будут беспрекословно подчиняться футболисты. К сожалению, мсье Марсилья не удовлетворяет ни одному из этих требований», - пожелание президента было предельно понятным. Однако при ограниченном бюджете – Жан-Пьер, конечно, был готов тратить деньги, но без фанатизма, присущего нынешним владельцам ПСЖ – столь авторитетного специалиста и днем с огнем не сыщешь! Благо, решение проблем Ниццы находилось на поверхности.
Клод Пюэль после увольнения из Лиона целый год просидел без работы. За это время он настолько соскучился по футболу, что с огромной радостью принял предложение Орлов. Тем более, оно было очень даже привлекательным. Выводить середняков в свет – любимое занятие Пюэля:
«Ницца – это спящая красавица, и моя задача – ее разбудить. Клуб обладает большим потенциалом, который мне нужно реализовать. Недавно у Ниццы сменился президент, совсем скоро у клуба появится новый стадион… В ближайшие 5-6 лет Ницца будет играть в еврокубках, я за это ручаюсь. Но обратите внимание – у меня нет в руках волшебной палочки. А это значит, что мне потребуется время».
Набирая высоту
Пюэль принялся за работу с присущей ему самоотдачей, да и руководство клуба в лице президента решило не вставлять наставнику палки в колеса, выдав огромный кредит доверия. Мсье Клод быстро показал, кто в доме хозяин – Ницца начала распродажу. Новый наставник избавлялся от ненужных ему игроков без капли сожаления. Вот Мунье отправляется в Монпелье, а это Монсон уезжает в Лион. Клерк, Кулибали, Гонсалвеш, Мулунги – в прошлом эти ребята были лицом Ниццы. Пусть личико было и не самым привлекательным, но все же… Однако Пюэля было не остановить в его стремлении полностью перекроить коллектив.
Наставник решил сделать ставку на молодость. Признаться, предпосылки у него для этого были. Академия пернатых издавна слыла одной из лучших во всей Франции, подарив стране целую россыпь будущих звезд. А тут еще незадолго до назначения Пюэля 19-летним Орлятам покорился престижный Кубок Гамбарделла, причем, впервые в их истории. Одним словом, подрастающее поколение внушало наставнику доверие.
Естественно, воспользовался Клод и своими старыми связями. Приобретение списанных в Лионе в утиль Жереми Пье и Тимоте Колодзейчака было исключительно его инициативой. Да, в прошлом сезоне ребята не сильно впечатлили, но тренер был прекрасно осведомлен об их потенциале. Курс на омоложение состава был взят настолько круто, что тренер даже был готов отпустить в Бешикташ бессменного стража ворот команды Давида Оспину. В качестве замены колумбийцу из Метца был подписан юный талант Жорис Делль, который своей не по годам зрелой игрой уже успел впечатлить всю Францию. Однако Оспина в Ницце остался, чему Пюэль сейчас, наверное, безмерно рад.
В то же время матерый стратег Клод понимал, что без опытных игроков много не добьешься. В команде должны быть авторитетные личности, на которых молодежь могла бы равняться. По плану наставника почетная роль аксакалов отводилась Ренато Чивелли, Фабрису Абриэлю и капитану Дидье Дигару. Ради сохранения последнего клуб даже отказался от кругленькой суммы, которую за полузащитника предлагал Марсель.
Президент Ривьер отодвинул желание зарабатывать на продаже игроков на второй план, поставив во главе угла спортивные достижения. Подтвердил он это, сделав дорогостоящее для скромных Орлов приобретение – за полтора миллиона евро ряды команды пополнил Дарио Цвитанич, уже ставший одним их главных героев сезона.
Во время предсезонной подготовки Ницца заставила говорить о себе, как о весьма серьезном проекте, одержав несколько громких побед, в частности над Лиллем и Сент-Этьенном. Но спарринги оставались лишь спаррингами. Настоящей проверкой для Пюэля и компании должен был стать нынешний сезон. Первый блин вышел комом – в стартовом туре пернатые уступили Аяччо, но игра коллектива произвела сугубо положительное впечатление. Всего за пару месяцев у руля команды Клод научил подопечных комбинационному футболу. Ницца перестала отсиживаться в обороне, как в прошлом сезоне, превращая каждый матч в спектакль. Наставник угадал практически со всеми трансферами, каждый новичок отлично вписался в тактическую схему тренера. Не подвела и молодежь – сейчас Орлов сложно представить без Алекси Босетти, радует забитыми голами и 16-летний Нил Мюпей.
Статистика только подтверждает внешне приятное впечатление от футбола, демонстрируемого Ниццей. На данный момент команда занимает четвертое место среди всех клубов Лиги 1 по владению мячом, уступая только Лиллю, Лиону и ПСЖ. Да и грубость, присущая Орлам в прошлом сезоне, куда-то улетучилась.
На горизонте
После «умной» победы над Лиллем, которой Ницца шокировала всю Францию, и которая подарила пернатым четвертое место в турнирной таблице, Клод Пюэль предстал в обличии чертовски скромного и дальновидного человека:
«Наших молодых ребят ждет большое будущее, они играют с огромным желанием. Не зря я на них положился. Мы вышли на четвертое место, но обольщаться радужными перспективами не намерены. Пока о попадании в еврокубки речь не идет. Европа не для нас. Команда еще сыра».
Тренер понимает, что Ницце предстоит проделать огромную работу, чтобы в долгосрочной перспективе закрепиться среди лидеров чемпионата, чтобы из года в год, а не однократно, бороться за право представлять Францию на международной арене. Пюэль готов к возможному провалу в концовке чемпионата. Однако пока развитие Ниццы идет по его плану, а это значит, что Орлы обязательно наберут высоту. Возможно, не в нынешнем сезоне, но в ближайшем будущем - наверняка.
Андрей Шкуренко, Football.ua