Каталония – автономное сообщество, расположившееся на северо-востоке Испании, и состоящее из четырех провинций: Барселоны, Жироны, Лериды и Таррагоны. Первыми жителями территории современной Каталонии стали иберы, пришедшие на Пиренейский полуостров из Северной Африки. Впоследствии на этногенез каталонцев повлияли и другие народы, жившие на прибрежной территории: греки, карфагеняне, римляне, вестготы, аланы, вандалы, мавры. Свое нынешнее название Каталония получила в пятом веке, когда завоевавшие северную Испанию вестготы и аланы создали собственное государство Готоалания (Gothoalania, т.е. «Страна готов и аланов») со столицей в Барселоне.
 
Годом рождения Каталонии считается 988-й. В X веке Барселонское графство, бывшее вассалом слабеющей Империи Каролингов, вело войну с Кордовским халифатом. Дело закончилось страшным разорением и сожжением маврами Барселоны в 985 году. Боррель II, граф Барселонский, множество раз призывавший Каролингов оказать помощь подотчетной территории, не был услышан. 10 марта 988 года он написал историческое письмо Папе Римскому Иоанну XV, в котором объяснил свой отказ повиноваться королям Франции их неспособностью выполнять обязательства по защите своих вассалов от врагов. Боррель II подписался следующим образом: «Испании герцог и маркграф милостью Божьей», то есть использовал титул, который могли носить только независимые сеньоры.      
 
Независимость – хрустальная мечта каталонцев, которую, по их мнению, Испания лапает своими грязными, загребущими и захватническими ручищами.
Каталонские символы сами по себе просто кричат о независимости и о сложных взаимоотношениях с Испанией: все это, в конечном итоге, и приводит к знаменитому баннеру на «Камп Ноу», который красуется каждый год на матчах El Clasico : «Каталония – не Испания!»
 
Каталонские автономию, язык и национальные символы множество раз запрещали испанские правители. Диада – День Независимости Каталонии, отмечается 11 сентября: удивительно, но в память о поражении, а не о победе. В 1714 году Каталония вместе с Карлом VI Австрийским, императором Священной Римской империи, потерпела решающий разгром от франко-испанских военных формирований в ходе Войны за испанское наследство. И 11 сентября отмечается как дань уважения, день памяти всех защитников Барселоны, которая находилась в осаде.
 
Каталония сражалась на стороне Карла из-за репрессивной политики Бурбонов в ее отношении.       
 
Запрещения со стороны испанцев известным образом повлияли на каталонцев. Этот регион вообще исторически тяготел к Франции, и даже местный язык катала, возникший на основе вульгарной латыни (sermo vulgaris, так называемый «народный язык»), напоминает диалекты французского языка, а отнюдь не кастильский.
 
Каталонская кровь лилась и во время Гражданской войны в Испании. Барселона стала тогда оплотом Республики, а падение Каталонии означало, по большому счету, победу франкистских войск. Под диктаторством Франко каталонцы в очередной раз лишились автономии, и страдали вплоть до 1975 года, когда фашиствующий правитель Испании покинул этот мир, перебравшись, по мнению каталонцев, прямиком в ад.
 
Тем не менее, период правления Франко ознаменовался подъемом национального самосознания народа, который окончательно стал противопоставлять себя испанцам. Даже на самом бытовом уровне Каталония всегда выступала против Испании. Например, в 1956 году для компании GrupoOsborne, производящей бренди, разработали торговый знак «Бык Осборн» - силуэт черного быка, который впоследствии позиционировался как символ Испании. В ответ на это, своим зоологическим символом Каталония избрала каталонского осла, вымирающую породу, выведенную в свое время, в предместьях Барселоны. По мнению каталонцев, если бык Осборн олицетворяет собой типичные испанские черты – лень и агрессивность; то осел демонстрирует куда как более привлекательные каталонские национальные особенности: такие как трудолюбие, упорство и усердие в достижении цели. 
 
Между Мадридом и Барселоной всегда существовала и «война городов», что стало особенно заметно с наступлением эпохи индустриализации. Исторически это два самых больших населенных пункта в Испании, и каталонский Женералитет в 1992 году предложил сделать Испанию государством с двумя столицами. Почему именно в 1992 году? Потому что тогда «Барса» впервые в своей истории завоевала «Больше уши» - факт взаимозависимости спорта и политики никогда не скрывался.
 
Мадрид больше Барселоны, зато столица Каталонии находится у моря, а ее фантастическая красота создана гением Антонио Гауди и другими местными архитекторами, творившими в стиле «арт-нуво». В Барселоне говорят, что в Мадриде живут сплошь ленивые обыватели, тогда как в Мадриде уверены, что Барселона – пристанище самых жадных людей на планете. Кроме того, Барселона расширялась за счет постепенного присоединения небольших поселков и деревень, находившихся за пределами городской стены, поэтому в Испании шутят, что барселонцы еще не сумели до конца вытравить из себя всю деревенщину.
  
Boixos Nois выдвигаются на Дерби Барселонес против Эспаньола

 
Мадрид (тогда еще без приставки Real, «королевский») и Барса впервые встретились между собой 13 мая 1902 года в полуфинале Копа де ла Коронасьон, и каталонцы победили со счетом 3:1. С тех пор и начинается история невероятного соперничества в лучшем клубном противостоянии мира, которое называют Дерби Эспаньол («Испанское дерби») или Эль Класико («Классический матч»). В историографии испанского футбола встречи Мадрида и Барселоны принято разделять по определенным циклам, каждый из которых исчисляется одним десятилетием. Гражданская война прервала эти поединки на долгих четыре года, и по ее окончании взаимная ненависть клубов друг к другу только усилилась, поскольку на политической арене они представляли интересы двух совершенно разных сил: болельщиками бланкос становились консерваторы, франкисты и фашисты, одержавшие победу в войне; тогда как Барса олицетворяла собой лагерь разгромленных сил Республики с их левой философией и идеологией.
 
На стадионе Барселоны - единственном месте в стране, где можно было говорить на каталанском языке, никто не кричал, что Франко – убийца, так как это повлекло бы за собой немедленный арест. Поэтому убийцами называли футболистов столичной команды. В первые годы после Гражданской войны Каталония находилась в крайне незавидном положении: разбитая, униженная и оскорбленная, она могла ответить испанскому врагу только одним – победой своего национального символа, Барсы, на футбольном поле.
 
В общественно-политической жизни этот клуб традиционно играет большую роль. Барса всегда становилась на защиту каталонских интересов, каталонской культуры и каталанского языка. В конце концов, для многих каталонцев Барселона является как бы национальной командой, несмотря на то, что существует и официально не признанная сборная Каталонии, играющая товарищеские матчи один или два раза в год. Эти встречи тоже организует Барса, предоставляя, в том числе, и свой стадион Камп Ноу. В 1932, 1979 и 2006 годах блаугранас подписывали  манифесты о расширении автономии Каталонии – на правах общественной организации. Клуб награжден премией Сант Хорди (Святого Георгия) – высшим знаком отличия правительства Каталонии.
 
Барселона всегда имела больше, чем Реал Мадрид, официально зарегистрированных членов клуба – сосьос. Но при этом, самым популярным клубом Испании оставались бланкос. Дело в том, что карнет барселониста, членский билет Барсы, люди приобретали не только по спортивным причинам. В Барселоне они видели политическую оппозицию центризму, а центризм олицетворял именно Мадрид.
 
Слоган Барсы - «Больше, чем клуб», и он имеет именно политическую основу, хотя нынешняя хунта команды и не любит об этом говорить. В отличие от большинства испанских спортивных коллективов, Барселона никогда не старалась найти понимание у монарха, и никогда не просила сделать ее командой испанской короны, то есть, прибавить к названию приставку Real. В то же время, после смерти Франко испанская монархия находится с Барсой в абсолютно нормальных взаимоотношениях. Экс-игрок гандбольной Барселоны, являющейся филиалом футбольного клуба, Иньяки Урдангарин женат на испанской инфанте Кристине де Бурбон, и они живут в Барселоне, где и состоялась церемония их бракосочетания. Испанская королевская семья присутствовала на финале Лиги чемпионов–2006, чтобы спуститься на поле и поздравить каталонских футболистов с победой.
 
Поведение королевской семьи не понравилось столичным фанатам, потому что Испанию и испанскую корону традиционно олицетворял Мадрид, Барса же воспринималась как сугубо каталонский символ.
 
Так как клубы представляют правый (Мадрид) и левый (Барса) политические лагеря, то у болельщиков появился еще один повод ненавидеть друг друга.
  
Алекс Маннанов, специально для Football.ua