Когда перед стартом нынешнего сезону футболку Ньюкасла с девятым номером на спине доверили Энди Кэрроллу, многие стали сомневаться - а потянет ли парень?

Хотя вопрос можно было ставить и по-другому. Не один нападающий Сорок отказывался брать себе «девятку», боясь особой ответственности, ведь после этого отношение менялось в корне.  В истории Ньюкасла нет более магической цифры, все величайшие бомбардиры надевали футболку именно с этим номером, и молодой Кэрролл, дав согласие, фактически поставил перед собой цель вписать свое имя в книгу вечных героев.  
Энди и напоминает собой героя из прошлого.  Суровый нрав, проблемы с дисциплиной и даже законом, уникальная для современного футболиста стрижка и, разумеется, главное: Кэрролл -  настоящий форвард старой школы, форвард штрафной зоны, забивающий регулярно и забивающий много. Он уже стал лучшим бомбардиром команды в Чемпионшипе, а на старте нынешнего сезона пять раз отметился в воротах соперников Ньюкасла по Премьер-лиге, чем привел в восторг последнего из списка великих Алана Ширера – о лучшем преемнике и мечтать не приходится.

Разумеется, успехи Кэрролла в будущем – и хочется верить, что он таки пойдет по стопам предшественников и унаследует вместе с цифрой лучшие качества игры величайших.  О них мы и попытаемся вспомнить сегодня, выбрав пятерку лучших из «той эпохи», эпохи до Ширера и уж тем более до Кэрролла. Тем более что Алану уже в ближайшее время будет посвящен отдельный большой материал – в рамках спецпроекта Бей-беги.

Хьюги Галлахер (1903-1957)
В команде: 1925-1930
Результат: 160 матчей, 133 гола


«Они поймали меня. Моя жизнь окончена. Нет смысла бороться, если не можешь победить», - рассказал в своем последнем интервью великий Хьюги Галлахер, которого в Шотландии знали не иначе как «Волшебник с Уэмбли» - за его пять мячей в ворота англичан.  Через несколько дней легенда Ньюкасла ушла из жизни.

На своих многочисленных фото середины 1920-х годов Хьюги Галлахер куда больше напоминал не молодого футболиста, а босса чикагской мафии Аль Капоне. Почти весь свой заработок Хьюги оставлял в пабах, у женщин, а также никогда не забывал заказать себе новенький итальянский костюм.  В то же время партнеры по команде знали его как настоящего лидера и бойца: в перерыве матчей из его носков часто лилась кровь, а на ногах виднелись глубокие раны. Но это не мешало ему первым выйти на поле после перерыва – так же, как первым Галлахер приезжал на утреннею тренировку после вечерней пьянки.

Личный бомбардирский успех он ставил выше успеха командного, и из-за этого его особенно любили в Ньюкасле – показатели шотландского форварда  превышали любые нормы, а его харизма делала его самым любимым игроком среди поклонников Сорок.  Вратари боялись его, ведь у Хьюги было против них пару действенных методов. Иногда он копировал голос одного из защитников, пытаясь обмануть стража ворот чужой команды, а иногда просто валил голкипера на газон во время подачи углового.

Он был жесток и безжалостен на футбольном поле, но за пределами оставался любящим мужем и отцом. Он очень тяжело переживал смерть жены, в одиночку продолжал воспитывать трех сыновей, и хоть на публике Галлахер по-прежнему выглядел изысканно и величественно, его душа надломилась.  Для шотландца нет большего греха, чем обидеть своего ребенка, и когда бывшего футболиста обвинили в домашнем насилии и грозились лишить отцовства – его сердце не выдержало.

Во время домашней ссоры один из сыновей так разозлил обычно спокойного Хьюги, что тот запустил пластиковой пепельницей куда-то в стену, случайно его задев. Разумеется, он извинился и никто этой ситуации не уделил особого внимания, но дети имели неосторожность рассказать историю друзьям – так об этом узнали соответствующие службы.

Много дней Галлахер бродил в одиночестве по улицам Ньюкасла, а одним летним утром двое молодых парней стали свидетелями ужасающей картины. 54-летний мужчина у них на глазах бросился под городской поезд.  Слышали они и последние слова культового героя, успевшего им улыбнуться на прощание: «Простите». Гордый, привыкший к победам и повсеместному поклонению, он не мог перенести чувства стыда.

Джеки Милберн (1928-1988)
В команде: 1943-1957
Результат: 353 матча, 177 голов


Джеки Милберн был настоящим героем Тайнсайда, для многих – величайшим.  Его излюбленный трюк с обманным движением и пробросом мяча мимо защитника вводил в ступор оборонцев по всей Англии, но сам Милберн никогда не считал себя гением и исключительным футболистом. Он просто выполнял свое дело и любил футбол. «Я без проблем могу несколько часов стучать мячом по стене», - признавался Джеки.

Он рос и воспитывался в футбольной семье – его братья и отец играли футбол так же, как играла и вся его деревня.  Он хотел пойти служить на флот, но ему отказали из-за невысокого роста. Чуть поднабрав в этом компоненте, он осуществил свою мечту – но только футбольную.  Деревенский парень, засветившийся в матчах местного масштаба, приехал на просмотр на Сент-Джеймс Парк летом 1943 года. В его пакете была пара поношенных бутс, которые он выпросил у знакомого, а также обед – бутылка газировки и кусок домашнего пирога.

В предсезонных матчах Джеки впечатлил менеджера команды Джо Ричардсона, быстро осознавшего, какой клад находится в его руках. В тех же бутсах Милберн забил два мяча в первом поединке, а во второй встрече, которую Ньюкасл проигрывал после первого тайма со счетом 0:3, столкнулся с крутым нравом Ричардсона.  Во втором тайме Милберн записал на свой счет шесть мячей и получил контракт!

Он ушел из Ньюкасла в 1957-м, побив все возможные и невозможные рекорды, чтобы еще три сезона отбегать в составе ирландского Линфилда. В 1967-м на Сент-Джеймс Парк прошел поединок в его честь, после которого скромный Милберн молвил: «Я боялся, что никто не придет. Все-таки десять лет – большой срок, меня могли и забыть». Но собралось почти 50 тысяч человек – Ньюкасл переживал тяжелые времена, и воспоминания о кубковых успехах 1950-х грело сердца болельщиков. Ведь именно голы Милберна принесли Ньюкаслу последний на данный момент домашний трофей – Кубок Англии 1955 года.

Лен Уайт (1930-1994)
В команде: 1952-1962
Результат: 245 матчей, 142 гола


Наиболее яркая характеристика, которой награждали Лена Уайта,  - это «лучший форвард Англии своего времени из тех, что не вызывались в сборную». В течение десяти лет в составе Ньюкасла она наколотил почти полторы сотни мячей, сменил позицию правого полузащитника на центрфорварда и выиграл Кубок Англии, но футболку национальной сборной так и не получил.

Невысокий, коренастый, с отличной скоростью, техникой и мощным ударом. Для него не составляло никакого труда взять игру на себя и разобраться с двумя-тремя соперниками, так же уверенно он чувствовал себя, выступая в качества ассистента. В финальном матче Кубка Англии 1955 года против Манчестер Сити уже на 2-й минуте матча он выполнил подачу с корнера, приведшую к первом взятию ворот. Великий Джеки Милберн заработал стандарт и пошел в штрафную, в то время, как Уайт отправился подавать мяч.  Капитан Сити Рой Пол не спускал глаз с Милберна, как вдруг очнулся и закричал: «Блин, я должен держать Киби («Большой» Вик Кибли отличался габаритами и умением играть головой – прим. Football.ua). Уайт просек ситуацию и подал на свободного Джеки.

После сезона 1955/56 два центральных нападающих команды Вил Кибли и Милберн получили серьезные травмы, а потому Уайту было необходимо смещаться в центр и надевать «девятый» номер.  С тех пор он постоянно был лучшим бомбардиром команды и одним из лучших бомбардиров лиги, но его карьера в команде пошла на спад после ухода партнера по атаке Джорджа Истэма и травмы, выбившей его из колеи на полгода.

Он был полезен в составах Хаддерсфилда и Стокпорта, но навсегда остался героем Сент-Джеймс Парк.  Его имя вспоминают не всегда, хотя на футбольном поле он сделал достаточно, чтобы чувствовать себя на равных с великими.

Вин Дэвис (1942 р.)
В команде: 1966-1971
Результат: 216 матчей, 53 гола


Этого валлийца называли «Могущественный Вин» или «Вин Прыжок». Центрфорвард, бомбардирские успехи которого были далеко не выдающимися, но он сыскал себе славу в другом – в конце 1960-х годов в Англии не было тех, кто играл головой так же, как великолепный «девятый» номер Ньюкасл Юнайтед.

Люди шутили, что Дэвис – единственный человек в мире спорта, которому на голове наложили больше швов, чем великому британскому боксеру Генри Куперу. Не отличаясь особенно высоким ростом, Вин обладал прыжком пусть не олимпийского чемпиона в этом виде спорта, но уж точно сравнимого с «королями воздуха» в американском баскетболе.  Тренер Манчестер Сити Малколм Эллисон оттачивал это мастерство в Дэвисе по-своему, заставляя его прыгать от пола в тренажерном зале, чтобы достать руками потолок.

В историю Ньюкасла Дэвис вошел и как лидер команды, завоевавшей последний титул в истории Сорок – Кубок Ярмарок 1969 года.  В повторном матче с венгерским Уйпештом в Будапеште Дэвис играл с переломом скулы, полученным в первом поединке. Но храбрость всегда была его главной отличительной чертой. В 15 лет он проявил смелость, о которой ему пришлось пожалеть – самостоятельно дал добро на переход в Рексэм.  Мама юного футболиста здорово всыпала сыну, и до конца футбольной карьеры Вин советовался с ней по поводу каждой подписанной бумаги! Именно из-за этого Ньюкасл оформил сделку с форвардом в телефонной будке – когда тот получил добро от мамы.

Отыграв в девяти разных клубах Футбольной Лиги, он решил повесить бутсы на гвоздь и стать пекарем. В футболе он себя больше не видел, зато поселился в Болтоне, откуда ему очень удобно ездить на матчи команд, в составе которых он выступал – Ньюкасле, двух манчестерских клубах и, собственно, Болтоне.

Мэлколм Макдональд (1950 р.)

В команде: 1971-1976
Результат:  187 матчей, 95 голов


Когда команда, выигравшая Кубок Ярмарок, разбежалась по сторонам, менеджер Сорок Джо Харви был вынужден создавать новый коллектив, и центровой фигурой в его команде стал невысокий и крепкий форвард Мэлколм Макдональд, которого Сороки купили в Лутоне.

Статус культового героя Макдональд заработал в первой же домашней встрече против Ливерпуля. Он забил трижды, и с тех пор не останавливался до самого последнего матча. Мэл обладал всеми качествами, которые ценятся в современных форвардах: забивал с любых позиций, обладал неплохой скоростью и умел побороться с защитниками.

Он ушел из Ньюкасла слишком рано. Сначала клуб покинул менеджер Джо Харви, а его место занял Гордон Ли, заявивший, что в его команде звезд не будет. Все дружно посмотрели в  сторону Макдональда, а тот лишь выказал уважение тренеру и подписал новый контракт. Лихорадочный сезон, тем не менее, родил конфликт между ним и Ли, и летом Малькольм уехал на Хайбери.

Игровую карьеру он завершил еще до 30-ти лет.  Жуткая травма колена преследовала страйкера уже много лет, но именно по окончании спортивных лет возымела ужасный эффект.  В Арсенале его держали на препаратах, достать которые в одиночку было невозможно. Врачи не знали, чем помочь Макдональду, уехавшему жить в Италию, и он страдал от боли. Его единственным лекарством стал алкоголь, и если быть точнее – виски.

Его бизнес, связанный с телефонными линиями, прогорел, почти без денег он вернулся в Англию и решил работать на радио. Пил, что не мешало ему, пока однажды он не попался за рулем в пьяном виде.  Английская пресса пыталась сделать из него изгоя, и единственным человеком, сумевшим помочь футболисту, стал его экс-партнер по команде Микки Бернс. «Я знаю твою проблему:  это не алкоголь, а колено», - утешил он его в телефонной беседе.

Бернс направил Макдональда в клинику для бывших спортсменов. Макдональд перенес непростую и весьма рискованную операцию, поставившую его на ноги в физическом и моральном плане – он бросил пить, вернулся на радио, и с тех пор остается видным персонажем в жизни Тайнсайда. Аналитиком, ведущим и, ко всему прочему, живой легендой клуба.

А об Алане Ширере, напоминаем, мы поговорим отдельно…

Иван Громиков, Football.ua