Каждый из этих фильмов имеет собственную стилистическую окраску и в разной степени касается игры номер один. Но все они — готовая классика в своей области, и, чтобы не скупиться на слова, просто отличные картины, достойные только наивысшей оценки от любого болельщика.

Прелесть художественного фильма в достаточной мере соотносится с футболом — его притягательность также заключается в классном исполнительском мастерстве, грамотной постановке и, что немаловажно, на эмоциях. Тех самых, что вынуждают по нескольку часов пялиться в голубой экран, вне зависимости от того, какой вид искусства там представлен — футбольный или кинематографический.

И теперь представьте, какая бурная смесь может получиться на выходе! Тем не менее кино о футболе (или футбол в кино) — исключительно жанровое подразделение, а знатные попытки сотворить на почве спортивной тематики большое и кассовое творение оказались в большинстве своем провальными. Но ведь не зря культовый американский режиссер Квентин Тарантино всегда отмечал и отмечает силу как раз жанрового кино — именно оно куда больше претендует на звание культового и становится эталоном для подражания в дальнейшем.

Майк Бассет: тренер сборной Англии (2001), Великобритания
 
Режиссер: Стив Бэррон

В главных ролях: Рики Томлинсон, Аманда Редмэн, Блэдли Уолш

"Ladies and Gentlemеn. England will be playing Four-Four-Fucking-Two".

Фильм "Майк Бассет: тренер сборной Англии" — наглядное пособие по английскому юмору. Режиссер Стив Бэррон, на стыке 80-х и 90-х годов снимавший крупнобюджетные видеоклипы (легендарное видео на песню Bille Jean Майкла Джексона — его рук дело), лишь на закате века перешел к творению комедийных лент, наполненных сатирическим оттенком.

"Майк Бассет" — вещь подобного разряда. Впрочем, правильнее будет сказать, что эта сатира в чистом ее виде. Сквозь цитаты и сюжетные повороты идет высмеивание традиционных для Англии вещей, а в некоторых персонажах узнаются популярные личности — как, например, Пол Гаскойн.  Псевдодокументальный фильм рассказывает о менеджере Майке Бассетте, который всю жизнь работал в низших дивизионах, а потом волею судьбы получил приглашение на главный тренерский мостик страны после сердечного приступа его предшественника.

И вот тут начинается: покрытые мхом таинственности члены Футбольной Ассоциации, помощник Бассетта, уже много лет продающий автомобили, вечно пьяный заводила команды и бесконечные интервью с пресс-конференциями — главный герой ходит по лезвию ножа, который до раскаленного состояния подогревается местными журналистами. Чистая Англия!

Свои камео в фильме получили бразильские звезды — Роналдо и Пеле. Особенно яркий момент был отснят с Королем Футбола. Прогуливаясь в компании журналиста по гостинице, тот рассказывает о необходимости выказывать уважение всем футбольным культурам, а заприметив танцующих на барной стойке в пьяном виде тренера англичан и лидера команды, вдруг произносит: "О нет, Англия — уходим отсюда!"

Смачные эпизоды на этом отнюдь не заканчиваются:

Закадровый голос: "Перерыв, Англия уступает Мексике 0:2".

Бассетт (в раздевалке): "Слышали, что толпа на хрен кричит? "На хрен Бассетта!", "Бассетт — ублюдок!", "Бассетт — онанист!"  Они на хрен не должны орать на меня, они должны орать на вас, и знаете почему? Потому что это хренов перерыв, а мы на хрен летим хреновым мексиканцам 0:2! Что с вами на хрен происходит? И уделите хреново внимание, придурки, когда я с вами на хрен разговариваю! Если не хотите надевать эту футболку, так снимите на хрен ее! Здесь тысячи детишек, которые умрут, чтобы ее на хрен надеть! Возвращайтесь на хреново поле, покажите этим ублюдкам, на что вы на хрен способны, или можете валить на хрен домой на хреновом самолете! Вам ясно?"

Закадровый голос: "Англия проиграла 0:4".

Кстати, в 2005-м году он британском канале ITV выходил сериал под названием "Майк Бассетт: тренер".  В нем все в той же сатирической манере рассказывалось о дальнейшей тренерской и жизненной судьбе выдуманного специалиста. Если говорить о фильме, то в кругу английских болельщиков он уже давно почитается классикой и вряд ли в ближайшее время появится что-то равнозначное в подобном жанре — все-таки Стиву Бэррону удалось высмеять если не все, то немалую часть того, чем живет английское футбольное общество.  Нельзя отказать себе в удовольствии пересказать еще один эпизод из фильма…

К Бассетту приходит секретарша, дабы вручить ему распечатку заявки команды, составленную тренером на черновике. Майк обнаруживает, что в списке 28 фамилий, а не 26, которые отобрал он. Разумеется, он вопрошает секретаршу, что это за клоуны Тони Хеджес и Рон Бенсон, играющие в низших дивизионах за Йорк и Плимут соответственно. Девушке не остается ничего, кроме как повторить еще раз: это именно тот список, что предоставил ей Бассетт на пачке от сигарет! "Ну и где ты видишь фамилии Бенсон и Хеджес?" — спрашивает он. 

Ситуация требует объяснения. Benson & Hedges — известный в Британии бренд табачной продукции! Когда оказывается, что господину Хеджесу уже 46 лет, Майк объясняет ситуацию традиционным способом: "Чем старше, тем опытнее!"


Проклятый Юнайтед (2009), Великобритания

Режиссер: Том Хупер

В главный ролях: Майкл Шин, Джим Бродбент, Колм Милэйни, Тимоти Сполл

"Мы с севера, Питер. Какое нам дело до Брайтона? Проклятые южане. Осмотрись вокруг! Мы почти во Франции".

За неделю до премьеры фильма "Проклятый Юнайтед", основанном на одноименной новелле Дэвида Писа, сын великого менеджера Найджел, ныне работающий тренером Дерби Каунти, заявил, что ни он, ни его семья смотреть фильм не станут.

В Англии разгорелись целые дискуссии по поводу кинотворения. Большинство людей, знавших Клафа-старшего лично, утверждали, что память о тренере стоит оставить в покое, как и его самого. Допустим, последний тренер МЮ до сэра Алекса Фергюсона Рон Аткинсон утверждал, что образ Клафа чересчур жесткий. Конечно, судить об этом не нам, но стоит признать, что большинство критиков этой картины слегка оторвались от реальности, позабыв о всемогущей силе искусства, всегда, везде и всецело побеждающей историю. Да и не сказать, что исторических фактов этой картине не доставало. Хотя фактических ляпов в угоду сюжету там предостаточно.

Фильм рассказывает о краткосрочной работе Брайана Клафа в клубе Лидс Юнайтед, где он сменил ушедшего в сборную Дона Риви — "крестного отца" того семейства, в конце 60-х-начале 70-х годов наводившем страх на всю футбольную Англию.  История этого союза известна: Клаф провалился, проработав всего 44 дня, но режиссер фильма явно ставил себе за цель не только и столько воссоздать ту историю, сколько предпринял попытку нарисовать портрет великого наставника. С этим он справился блестяще, о чем свидетельствует огромная любовь болельщиков к данной картине.

Натянутое за уши противостояние Клафа и Риви в прессе и на ТВ как нельзя лучше показывает каждого из них, их тренерские подходы и взгляды. Самовлюбленный Брайан Клаф, роль которого с успехом исполняет валлийский актер Майкл Шин, ходит по очень тонкой грани между ненавистью и любовью публики. Кто его неистово ненавидит, так это игроки Лидса — манера поведения футболистов и нравы семидесятых годов в фильме показаны более чем хорошо.

- Как вы реагируете, когда кто-то говорит: "Босс, ты не прав"?

- Что ж, я спрашиваю, как бы поступил он.  Потом мы садимся, обсуждаем этот вопрос двадцать минут и приходим к выводу, что прав был я!


В поисках Эрика (2009), Великобритания

Режиссер: Кен Лоуч

В главный ролях: Эрик Кантона, Стив Иветс, Люси-Жо Хадсон, Мэттью Макнатти, Джеррард Кирнс

"Я не человек. Я — Кантона".

Эрик Кантона — персонаж для кинематографа свой. Француз снимался в ряде более или менее успешных фильмов, но, пожалуй, именно картина "В поисках Эрика" на данный момент может считаться венцом его карьеры. Здесь он выступает не только в роли героя (играя самого себя), но и автора идеи.

Кантона немало пережил, играя и живя в Англии. Изо дня в день он сталкивался с поклонением болельщиков, самых обычных рабочих людей, для которых такие, как он — истинные примеры для подражания. Эрику пришла в голову идея фильма, рассказывающем о судьбе одного из них. Об этом он поведал сценаристу известнейшего английского режиссера Кена Лоуча. Оказалось, что сам Лоуч — поклонник таланта легенды Манчестер Юнайтед, и уже через несколько часов он назначил тому встречу. "Идея была моя, но именно Кен сделал из нее великолепный фильм".

История главного героя, почтальона, попавшего в черную полосу, казалось бы, с трудом может хоть как-то относиться к футболу. Но ведь нет — герой давний поклонник Манчестер Юнайтед и, быть может, если бы не его любимцы, жизнь Эрика (именно так зовут основного персонажа) давно потеряла всяческий смысл. Выкурив "косяк", он обнаруживает в своей комнате самого Эрика Кантона. Уже с ним они вершат судьбу Эрика, при этом футбольные достижения Кантона, прекрасно показанные режиссером, четко проектируются на судьбу несчастного почтальона — впрочем, не только его, но и миллионов болельщиков, для которых условный Кантона — часть их самих.

Отличные сцены местных пабов, все те же нарезки игры форварда Манчестер Юнайтед — в сумме это дает незабываемую атмосферу, которая, тем не менее, служит лишь оболочкой, фантиком, за которым скрыта человеческая трагедия. Лучшую характеристику дал сам Кантона в интервью журналу Rolling Stone: "Такова наша действительность. Если ты пинаешь мяч, вокруг тебя свешиваются микрофоны и телекамеры, если ты великий повар, никто не подглядывает за твоей работой.  Конечно, это дает выход  накопившемуся напряжению, это зеркало нашего общества. Фильм именно об этом и говорит от лица моего призрака, несущего мои правила в настоящую жизнь".

Хороший футбольный фильм — пока лишь призрак в  толпе продуктов фабричного производства.  Доподлинно неизвестно, сколько еще шедевров подарят нам мастера своего дела, но имеющимся списком вполне уместно пополнить свой жесткий диск, чтобы в любой момент от души посмеяться над проделками менеджера сборной Англии, сопереживать Брайану Клафу, либо же окунуться в чудесный мир Эрика Кантона.  Искусство, в отличие от футбольного поля, не имеет границ.

Иван Громиков, Football.ua

При подготовке материала использованы фото google.com.ua