Как не сезон, так очередные проблемы со стадионами. Вот и этот чемпионат начался – нет, слава Богу, не с трагедии, всего лишь с нарушений. Но сколько, извините, можно?

Матч Оболонь - Металлист. Стадион Оболонь на улице Северной. Все те, кто ходил на домашние матчи пивоваров в первой лиге, прекрасно знают, что до последнего времени функционировала всего одна трибуна. Маленькая, южная. Центральная, большая, северная строилась. Болельщики не без оснований надеялись, что уже первый матч в Премьер-лиге команда проведет на обновленном, достроенном стадионе. Провела. Но как!

Сначала личные впечатления. Отправившись ко служебному входу (что со стороны улицы Северной), обнаружил там болельщиков, пытавшихся пройти на северную трибуну. Их, разумеется, не пускали, мотивируя это (и охрана, и офицер безопасности ФК Оболонь) тем, что трибуна закрыта. Хотя некоторых товарищей при наличии каких-то корочек все-таки пускали. Видимо, тех, которых не жалко – раз трибуна закрыта, значит, мало ли что там случиться может… В числе "тех, которых не жалко" попали и президенты двух клубов, и братья Суркисы, кстати. Рисковые люди, не боятся на неэксплуатируемой конструкции находиться.

Нас с Бойко с грехом пополам пропустили (отсутствие аккредитаций – это отдельный разговор; как и неприспособленность пресс-ложи для работы с ноутбуком: блин, стадион в 21-м веке делали, а такую мелочь не предусмотрели), а вот толпа народу осталась за воротами. Как за северными, так и за южными. На южную трибуну тоже не пускали – но тут как раз все понятно, все места заполнены, не в проходах же стоять.

Но спустя некоторое время я с удивлением заметил, что народ начал заходить на северную трибуну. Вот те на. Сначала натурально вышвыривали (сам был свидетелем, как охранник выбросил за ворота пытавшегося пройти фаната Металлиста), а теперь пожалуйста, проходите. Так что с северной трибуной, господа?

Господа рассказали вот что. Исполнительный директор Оболони Алексей Злотоябко объяснил, что северная трибуна еще не принята в эксплуатацию – поэтому народ и не пускали. Но поскольку не попавшего на южную трибуну народу скопилось очень много (количество зрителей на матче вы все видели), было принято решение пустить народ на северную.

Все правильно, все логично. Вроде бы. Да, чисто по-человечески понимаю и принимаю это решение – люди смогли увидеть футбол, был предотвращен возможный всплеск агрессии (а что вы думаете, вот так одного, второго, третьего вышвырнули бы за ворота – и готова искра для начала потасовки). Но! Трибуна не сдана в эксплуатацию. Не надо объяснять, что это может означать?

На мой вопрос "А если бы чего случилось?" господин Злотоябко отреагировал нервно: "Вы мне хотите провокационный вопрос задать? Я не буду на него отвечать". Потом все-таки рассказал, что трибуна ФАКТИЧЕСКИ готова, но ФОРМАЛЬНО ее не успели принять соответствующие структуры. Формальная сторона дела, по словам испдира Оболони, будет улажена до домашнего матча с Днепром (22 августа).

Разумеется, следовало выслушать и другую заинтересованную сторону вопроса. Сергея Стороженко, который после известного скандала ведает стадионами. Тем более, что Сергей Михайлович давно и с интересом наблюдает за моими на него наездами:-). Итак, по словам вице-президента ФФУ, стадион Оболонь был принят (аттестован, лицензирован – нужное подчеркнуть) как арена для проведения матчей чемпионата УПЛ 2009/10 с тем условием, что до завершения всех процедур зрители будут находиться ТОЛЬКО на южной трибуне.

Почему же зрители оказались и на северной? Стороженко объяснил – такое решение принял на себя делегат матча. Тем более что трибуна (как меня уверяли все, кому я звонил – В.М.) фактически готова и безопасна. Правда, Сергей Михайлович и без того насчитал кучу малу нарушений: запускали хаотично, без билетов с указанием мест, народ весь матч стоял на эвакуационной террасе, отсутствовали план эвакуации и стюарды и прочее, и прочее.

Уже вчера Стороженко, по его словам, имел серьезную беседу и с делегатом ФФУ, и с владельцем Оболони. Пообещал, что оргвыводы последуют. Посмотрим. У меня, в принципе, вопросов к Федерации больше нет – разве что маленький нюанс. Без северной трибуны вместительность стадиона Оболонь не дотягивает до положенных 3 тысяч – стало быть не соответствует нормам. Как быть с таким вопиющим нарушением?:-)

Интересно другое. ФК Оболонь не успел достроить стадион к началу сезона. Но! Команда три сезона кряду после вылета из первой лиги занимала третье место в чемпионате. То есть всерьез претендовала на выход в элитный дивизион. Так, во всяком случае, казалось со стороны. Так почему же стадион начали активно достраивать только в минувшем сезоне? Может, была какая-то часть правды во всех тех сплетнях и слухах, которые утверждали на протяжении трех "бронзовых" сезонов – Оболонь в вышку не собирается?

Зато теперь, когда перспектива ПЛ замаячила со всей серьезностью (или руководство таки приняло решение повышаться в классе?) – в экстренном порядке принялись за работу. И, конечно же, не успели. Зачем весь этот, извините за прямоту, цирк? Кому это нужно? Украинскому футболу?

Странная у нас какая-то ситуация в футболе. Для команды, которая выходит из первой в высшую лигу, этот самый переход – нечто вроде шока, стресса (за редким исключением типа умудренного опытом и случайно в общем-то вылетевшего Ильичевца). С домашней ареной непонятки, состав срочно укомплектовывается кучей арендованных…

Так было с Нефтяником (вариант с Сумами, десант из Днепра), так было со Львовом (там арендованных поменьше, но зато со стадионом по полной программе отличились). Так теперь и с «Оболонью» - стадион неготов (недоготов, простите за невольный неологизм), в составе сразу четыре временщика-динамовца. Не знаю, как вам, а мне, оболонцу-неофиту было не очень приятно наблюдать за этой командой. Путевку в вышку зарабатывала немного другие игроки.

А в идеале переход команды из одной лиги в другую должен означать лишь точечное усиление состава (что, впрочем, касается любой команды, новичка ли, старичка) и соответствующее увеличение бюджета. И всё! А не так как у нас – беготню в стиле "задница в мыле".

Вот именно поэтому я и не хочу, например, чтобы в этом сезоне претендовал на выход в ПЛ, скажем, Севастополь. Ибо это будет то же самое – только еще хуже, поскольку своего стадиона, как у Оболони, у моряков нет. И снова все будет списываться на "мы хотим", "мы заслужили", "не лишайте 300-тысячный город праздника". Поверьте, искренне уважаю Александра Красильникова за ту работу, которую он делает – а с финансами у него наверняка похуже, чем у той же Оболони - и сам хочу видеть севастопольскую команду в элите, но не надо превращать ПЛ в черт-те что. Впрочем, это уже совсем другая история…

P.S. Сергей Стороженко в телефонном разговоре поведал еще одну интересную историю. Оказывается, Ворскла и Карпаты устроили на своих стадионах стоячие сектора для фанатов (я лично матч на стадионе имени Бутовского не видел, но фото на официальном сайте полтавской команды подтверждает) – что тоже запрещено УЕФА. Очередной скандальчик намечается? Любопытненько… Как там в поговорке, кому закон не писан?

Владимир Мыленко, специально для Football.ua