Читатели нашего сайта, следящие за ходом зимней трансферной кампании, наверняка обратили внимание, как увеличилось количество переходов из первой национальной лиги в ближнее зарубежье – прежде всего, высший дивизион Беларуси, а также лиги Узбекистана, Казахстана и других стран бывшего СССР. Причин этому есть немало – как внутренних, так и внешних. Очевидно, что с уменьшением количества команд в отечественных первой и второй лигах многим профессиональным игрокам стало труднее искать себе в Украине новую работу – рабочих мест-то стало меньше. С другой стороны, за 20 лет независимости не стояли на месте и чемпионаты возникших после распада Союза республик. И сейчас, пусть не столько в футбольном плане, сколько в финансовом, многие из них становятся привлекательными для наших игроков.
 
Так чего же ожидать нашим легионерам в этих странах? Консультацию по этому поводу мы попросили у известного отечественного агента Игоря Кривенко, клиенты которого успели поиграть практически во всех постсоветских чемпионатах.
 
Общее и различное
 
– Игорь, сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда отечественные профессиональные клубы исчезают, а игроки, которые могли бы поиграть, скажем, в первой лиге, уезжают в ближнее зарубежье. Как считаете, оправдано?
 
– Вопрос и простой, и сложный одновременно. С одной стороны, это связано с тем, что в высших дивизионах Беларуси и особенно Казахстана сейчас платят намного больше, чем в обычных клубах первой лиги. Сложность же в том, что в этих странах (в первую очередь, в Казахстане) нашим легионерам теперь приходится выдерживать большую конкуренцию со стороны восточноевропейских (особенно – балканских) и южноамериканских (особенно – бразильских) игроков. Раньше, еще лет пять назад, по моим профессиональным наблюдениям, в чемпионате Казахстана было очень много наших легионеров – больше двадцати, но теперь их совсем мало. И те, которые остались, стараются принять местное гражданство, чтобы не занимать лимитное место для своей команды и конкурировать не с другими иностранцами, а с местными игроками. Самый яркий пример – Пахолюк, также можно вспомнить Нестеренко, Данилюка, Бадло, Рихарда. В Беларуси в элитной лиге платят больше, чем могут сбее позволить середняки украинской первой лиги, плюс к этому – она совсем рядом, это понятная для наших игроков страна.
 
– Еще один общий вопрос. За границей работает не так много наших тренеров, и те, которые возглавляют заграничные команды, не очень спешат приглашать игроков-земляков. Что это: пример непатриотизма, или же наоборот – здравомыслие и понимание местных реалий?
 
– Я думаю, что всего по чуть-чуть. С одной стороны, клубы постсоветских чемпионатов стали мыслить более глобально. Когда еще свежи были воспоминания о советском футболе, прочнее были связи между республиками – наших игроков приглашали чаще. Был пример в Азербайджане – команда Симург под руководством Романа Покоры, которая завоевывала бронзовые медали тамошнего чемпионата. В ее составе Покора собрал около десятка украинцев. Теперь же в азербайджанском чемпионате уйма легионеров со всего мира – география их ничем не ограничена, преимущество отдают бразильцам, сербам, африканцам, у них пошла новая мода на испанцев. Также есть и местные трансферные влияния – не всегда тренер может единолично вести селекцию. Да и не каждый клуб на постсоветском пространстве может позволить себе хорошего игрока из украинской премьер-лиги, где уже ходят серьезные деньги. А обычные игроки вынуждены конкурировать, повторюсь, с теми же сербами, бразильцами, и не всегда эта борьба за место в составе заканчивается в их пользу. Ведь если игрок хорошего уровня – он и дома востребован. А для того, чтобы ехать туда, футболист не должен был востребован в домашней премьер-лиге. Многим игрокам нужно время, чтобы это все переосмыслить. Приведу пример из жизни. Когда Игорь Чучман после Ильичевца, академкласса Динамо, приехал в казахстанский клуб Окжетпес, он не сразу понял местный уровень, но когда осознал его – прибавил и вернулся в свою лучшую форму. И сейчас, после команды, которая заняла последнее место в чемпионате Казахстана, он переходит в состав вице-чемпиона страны.
 
– Есть еще один момент, который существенно сказался на количестве украинских легионеров в соседних чемпионатах. С приливом денег в отечественной премьер-лиге, с появлением лимита на легионеров зарплаты обладателей украинских паспортов существенно возросли, как и их трансферная стоимость. Теперь, думается, потянуть украинские трансферы и зарплаты клубам из большинства постсоветских чемпионатов будет не по карману…
 
– Практика работы с этими странами говорит о том, что они берут, в основном, свободных агентов. Это безотносительно к тому, Украина это или другая страна. Как правило, они заключают контракт на год, и если футболист их устраивает – продлевают отношения. В отличие от наших команд, среди которых заведено подписывать долгосрочные договоры (особенно с молодыми украинцами), те же казахи подписывают однолетние контракты.
 
– Нет ли в этой краткосрочности договоров следа того, что во многих постсоветских странах профессиональный футбол финансируется государственными деньгами?
 
– В Казахстане, например, команды финансируются из местных бюджетов, в Молдове клубы частные, в Беларуси, в основном, клубы финансируются местной властью и спонсорами. Та же ситуация и в Азербайджане.
 
– Мы уже упомянули в разговоре, что среди легионеров со стажем распространена практика «легализации натурализацией» – когда игроки принимают гражданство страны, где играют не первый год, или даже начинают играть за ее сборную. Как с этим обстоит дело в постсоветских чемпионатах?
 
– В Азербайджане есть пример Чертоганова…
 
– И Левина.
 
– Это происходит и в Казахстане. И в других странах. Это уже обыденный процесс для мирового футбола, и у нас же есть примеры.
 
– Тех же «новых казахстанцев» на их новой родине уже считают своими?
 
– Да. Прежде всего, исторически так сложилось, что в Казахстане много украинцев. К тому же у них вообще это более распространено – они заигрывают не только украинцев, но и уроженцев Казахстана. Как пример – немец Генрих Шмидтгаль, который играет за Гройтер Фюрт и сборную Казахстана. Хотят заиграть и Александра Меркеля из Удинезе, примерялись и к Нойштедтеру. А сколько примеров в хоккее, где за сборную этой страны играет много украинцев!
 
– В процессе натурализации есть скользкий аспект: дескать, игрок мог бы выступать за сборную своей страны, но выбрал другую «родину»… Хотя, в нашем случае, это ведь игроки, которые не имели шансов играть за национальную команду Украины.
 
– Так же относятся к этому вопросу и бразильцы с югославами, которых уже немало в сборных разных стран.
 
– Как мы уже отмечали, эти футбольные нации конкурируют с украинскими легионерами на постсоветском рынке. Какие у них плюсы?
– Во-первых, мне кажется, они более спортивные нации по сравнению с нами. Во-вторых, они лучше адаптируются, и это касается не только Европы, но и Азии. Они легко к этому относятся. Может, это потому, что наши игроки «заточены» под то, чтобы играть в своем чемпионате, где сейчас очень неплохие деньги, а сербы или бразильцы с детства готовятся к тому, что хорошие деньги можно заработать только за границей. А где – это уже второстепенный вопрос.
 
– В Украине этой зимой около десяти профессиональных клубов во всех лигах имеют трудности, рискуют исчезнуть. Может, это и заставит украинцев сменить философию или ментальность наша домоседская такова, что лучше бегать в чемпионате области, чем ехать в гипотетический Азербайджан?
 
– Думаю, что самая главная проблема – выдержать конкуренцию. Если ты сможешь – ты будешь играть. Немногие игроки из первой лиги готовы к этому, ведь у них нет легионерского опыта. Нужно еще привыкнуть к специфике – что ты будешь конкурировать не столько с местными, сколько с другими иностранцами, и места эти ограничены.
 
А что касается взаимосвязей и вектора направления, то и сейчас видно – проблемы в первой лиге сразу сказались на том, что больше украинцев оттуда мигрировало в Беларусь. В Беларуси зарплаты ниже, чем в Казахстане, но и конкуренция среди легионеров – тоже.
 
– Если давать характеристику каждой из лиг, в какой сейчас лучшие финансовые условия, а какие не интересны украинским игрокам в этом плане?
 
– Лучше других – в Азербайджане, Казахстане. Не скажу об Армении, более-менее стабильная ситуация в Беларуси. Законы ведь соблюдаются – если люди берут на себя обязанности, они выплачивают обещанное.
 
– Соответственно – встречный вопрос: а в каком чемпионате могут обмануть?
 
– Да везде! Но если контракт составлен правильно, то определенные процедуры позволяют через соответствующие органы подать заявление на возмещение долгов, а если нет – федерации, профессиональные лиги или ФИФА разберутся. Вплоть до снятия очков и введения штрафных санкций относительно клубов-должников.
 
– Какой чемпионат славится открытием будущих звезд?
 
– Такие примеры есть практически в каждом из турниров. Я бы отметил в этом плане Шериф. Этот клуб очень давно начал работать с иностранцами, и в этом преуспел. В первую очередь, благодаря их президенту Гушану, бывшим менеджеру Левчуку, главному тренеру Кучуку, они сумели наладить систему работы клуба – по поиску, приглашению и дальнейшей продаже легионеров. Клуб получает результат, выигрывая домашние трофеи и выступая в Европе. А эти футболисты растут, и многие из них – Окоронкво, Алиуцэ, Одия – уходят в более сильные чемпионаты. Так было и во времена Кононова, и во времена Кучука, и во времена других тренеров.
 
Вы же поймите: одно дело приглашать иностранца в Украину после Евро-2012, а совсем другое – в Молдову. Игрока ведь нужно еще убедить, уговорить туда приехать. А теперь у них такой уровень, что в составе играют вице-чемпионы Африки Руамба и Балима. Селекционеры Шерифа сидели в Африке и Южной Америке по месяцу, пока находили футболистов. Звезда – это результат очень сложной работы. Это называется привезти игрока «из первоисточника» – рынка бывших французских колоний, где изначально пасутся скауты французской Лиги 1, других ведущих чемпионатов, готовые перехватить пацана уже в 17 лет.
 
– В интервью многие игроки стимулом к переходу в тот или иной клуб называют возможность играть в еврокубках. Не преувеличено ли это относительно постсоветских клубов, которые, за несколькими приятными исключениями, в международных турнирах играют 2-4 матча до вылета?
 
– Однозначно преувеличено. Переходить в команду ради двух матчей в еврокубках никто не будет. Но в мире все меняется. Возьмем те же азербайджанские клубы: успех Нефтчи, впервые вышедшего в группу Лиги Европы, не случаен. Это стало возможно благодаря финансовым влияниям, а также, считаю, главное здесь – грамотный подход к подбору футболистов (баланс между местными и иностранцами). Плюс чемпионат Азербайджана имеет уже определенный уровень, туда поехали статусные тренеры. Все это сказывается, и я думаю, что выход азербайджанской команды в Лигу чемпионов – это вопрос времени. И будут тогда непосвященные удивляться, как удивлялись в свое время выходу БАТЭ. И необязательно, кстати, именно Нефтчи выйдет – там много неплохих клубов, которые борются за самые высокие места, в то время как в Беларуси пробует составить конкуренцию БАТЭ разве что минское Динамо.
 
– Мы сейчас поговорили про «элиту» бывшего Советского Союза, но есть и обратная сторона. Приведу пример: в одной республике футболист попал в российскую первую лигу, и его сразу же провозгласили кандидатом в национальную сборную. В другой вратарь сборной ездил на просмотр в Иран, и все следили за этим, скрестив пальцы, потому что у него уже несколько лет нет постоянной игровой практики в РПЛ. Во многих странах хорошей посещаемостью во многих чемпионатах считается 500-1000 человек на матче. И как при этом «безфутболье» отдельные поколения формировали неплохие сборные, как это было с Латвией образца 2004 года?
 
– Это, скорее всего, стечение обстоятельств. Подобралось поколение, сложились звезды. Эстония ведь тоже едва не вышла на Евро-2012, а уровень местного чемпионата не очень хороший. Их нападающий, Кинк, побыл немного в Карпатах, оказался как-то даже в Англии, сейчас же попал в чемпионат Венгрии. То есть в свое время «выстрелил», на пике интереса ушел на повышение, но снова вернулся на свой уровень. Да, появляются время от времени и в Прибалтике, и в других не очень футбольных республиках неплохие футболисты. Но пока местный чемпионат не станет достаточно сильным, это будут единичные случаи. Украинская премьер-лига сейчас вышла на другой уровень – и не только по финансам, но и по глубине скаутского поиска, селекции. Поэтому появляются Ярмоленко, Коноплянка, Гармаш, Ракицкий. В том же Азербайджане местные футболисты рядом с сильными легионерами будут расти. Главное – поднимать уровень своего чемпионата.
 
– Это абсолютно правильный, футбольный взгляд. В связи с этим, как вы относитесь к виртуальному чемпионату СНГ, который претендует на то, чтобы собрать «сливки» со всех чемпионатов?
 
– Я думаю, что это нереальный проект. Помимо всех факторов, которые уже оголились, я озвучу вам еще один момент. Вот будет, допустим, 8 украинских и 8 российских команд. Концовка чемпионата СНГ. Идут в борьбе за первое место, допустим, Зенит и Шахтер. И что будет? А будут наши помогать нашим, а их – своим. И подумайте только, как это отобразится на международных отношениях. Последние пять туров такого чемпионата будут очень веселыми. И удручающими одновременно.
 
Поймите, мы слишком разные. Достаточно только посмотреть, на чем зарабатывает их экономика и наша экономика, на что ориентируемся мы в футболе, какие источники и возможности финансирования. Факторов – множество. Я внимательно слежу за этим процессом, и могу привести пример из хоккея. У белорусов был очень неплохой свой внутренний чемпионат, но после вхождения минского Динамо в КХЛ все финансовые потоки, все зрительское внимание сконцентрировалось на одной команде. Таким образом, Динамо Минск – середняк КХЛ, а местный чемпионат существенно пострадал и оказался в тени. Да, одной команде хорошо. А остальные будут деградировать.
 
Отдельное
 
– Во второй части нашей беседы предлагаю кратко пройтись по основным, с точки зрения игрока, характеристикам постсоветских чемпионатов. Не против?
 
– Конечно. Попробуем.
 
• Чемпионат Азербайджана.
 
Лимит на легионеров: если не ошибаюсь, 8 иностранцев на поле.
 
Каких легионеров чаще всего выбирают местные клубы: Африка, Южная Америка и отчасти бывшая Югославия.
 
Футболисты тамошних чемпионатов признавались, что там зарплата игроков ведущих клубов – 15-30 тысяч долларов в месяц. Может быть правдой? Да.
 
• Чемпионат Казахстана.
 
Лимит на легионеров: максимум 5 на поле, один в запасе, а всего в заявке можно 7.
 
Каких легионеров чаще всего выбирают местные клубы: прежде всего, бывшая Югославия и восточная Европа. И среди тренеров тоже – там уже работают чех Беранек, бывший наставник сборной Словакии Вайсс.
 
Зарплаты в чемпионате сопоставимы с Азербайджаном? Приблизительно да.
 
• Чемпионат Узбекистана.
 
Каких легионеров чаще всего выбирают местные клубы: все помнят приход Ривалдо и Сколари. Там есть немало прибалтов, сербов, других восточноевропейцев
 
Зарплаты в чемпионате сопоставимы с Казахстаном? Пониже. Есть Бунедкор, Пахтакор, Насаф и все остальные.
 
• Чемпионат Беларуси.
 
Лимит на легионеров: было 4, с этого сезона – 5. Отменили на этот сезон лимит для российских футболистов, но это, думаю, связано с тем, чтобы Россия со следующего сезона не отменяла льготы белорусам – с середины 2013-го те белорусы, у которых сейчас есть и российский паспорт, будут считаться легионерами. Некоторые из них явно потеряют место в командах, от чего пострадает сборная Беларуси. Так что они ждут ответного хода в пользу своих игроков.
 
Каких легионеров чаще всего выбирают местные клубы: есть украинцы (много), россияне, немного представителей других постсоветских республик, сербов, южноамериканцев.
 
Зарплаты в чемпионате сопоставимы с Казахстаном? Ниже.
 
• Чемпионат Молдовы.
 
Каких легионеров чаще всего выбирают местные клубы: есть и африканцы, и южноамериканцы.
 
Зарплаты в чемпионате сопоставимы с Беларусью? Намного ниже.
 
• Чемпионаты Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана.
 
– об этих чемпионатах не так много информации. Знаю, что там тоже играет немного наших земляков. Но деньги там небольшие, равно как и уровень первенств.
 
• Чемпионаты Армении, Грузии.
 
– Есть команды, которые пытаются работать по-новому, но платят там немного. В Армении много югославов, бразильцев. Помним все Пиццелли, которого натурализовали армяне.
 
• Чемпионаты стран Прибалтики.
 
А.В.:Я говорил со многими нашими легионерами из чемпионатов этих стран, и они сказали потрясающую вещь: в Прибалтике неприятно себя чувствовать себя футболистом. Дескать, страны цивилизованные, в достатке, а футбол там на задворках…
 
– Там платят 1-2 тысячи долларов в месяц, поэтому если уровень жизни в стране высокий, то кто-то должен за это платить. А футболист – профессия статусная. Легионеров там много, со всех уголков мира.
 
А.В.:Причем там они очень экзотичные – японцы, вьетнамцы… Откуда такие виражи в селекции?
 
– Мир не стоит на месте. Интернет объединяет людей. Клубы ищут футболистов, которые могут их усилить, а откуда – не имеет значения. Наши футболисты для них дорогие, а вьетнамцы, может, дешевле.
 
А.В.:Кстати, одна уникальная история из жизни. Футболист, с которым я общался, нашел себе команду в Латвии с помощью интернета. Он послал свое резюме во все клубы, и кто-то взял его на просмотр.
 
– Я могу привести пример, когда сборники Тринидада и Тобаго, Сальвадора и Никарагуа играли в чемпионате Финляндии, а в этом году прибудут в состав новичка чемпионата Казахстана.
 
И снова общее
 
– Напоследок – серия обобщающих вопросов. Как вы считаете, для амбициозного украинского игрока уход в один из постсоветских чемпионатов (мы умышленно убрали за скобки нашей статьи Россию, у которой финансы априори выше остальных) – это шаг в сторону, или есть смысл пытать счастья?
 
– Каждому – свое. Легионерство – это просто один из путей, ведь рыба ищет, где лучше… Пример из жизни: Максим Лисовой не заиграл в Волыни и Севастополе, поехал в Беларусь в среднюю команду, хорошо себя проявил – и получил приглашение в минское Динамо. Не заиграл там – ушел в Могилев. Клубы разных лиг дают шанс каждому игроку реализовать свои возможности.
 
– Рискнете создать рейтинг чемпионатов бывшего СССР по уровню зарплат и финансов вообще?
 
– Первая – Россия, вторая – Украина. Дальше – сложнее. Третье место – Азербайджан и Казахстан, приблизительно на одном уровне. За ними – Узбекистан, Беларусь. Потом Молдова и все остальные.
 
– Вот мы и обсудили «советский вектор» отечественной легионеризации. Плюсы для украинских футболистов здесь очевидны – общепонятный язык, нет нужды для адаптации. А почему при этом не так много наших земляков рискуют выбрать другой, западный путь?
 
– Там свои футболисты… Топовые чемпионаты не ждут даже элитных наших игроков, а те первенства, которые поскромнее, платят мало – нет смысла ехать туда, тратить время и усилия на адаптацию в совершенно чужой среде.
 
Артур Валерко, Football.ua