Сол Кэмпбелл забросил деловые костюмы, рубашки и эспрессо — теперь на нем снова спортивный костюм.

Кэмпбелл был близок к тому, чтобы баллотироваться на пост мэра Лондона от консерваторов, помог жене с мебельным бизнесом, но уже не может игнорировать чувство, что в футболе у него остались незаконченные дела. Путь футбольного эксперта для Кэмпбелла — это слишком просто; Сол намерен снова очутиться в гуще событий, делая разницу теперь уже у кромки поля.

И собственных идей, как для будущего тренера, у него уже предостаточно.

"Только пустите меня в Манчестер Сити, и я решу все проблемы Стоунза, он быстро заиграет по-другому, — говорит Кэмпбелл. — Думаю, под моим руководством дела у него пошли бы куда лучше уже через несколько месяцев. Он допускает ошибки потому, что делает на поле слишком много. Нужно это просто признать. Я бы не против начать с этого. Венсан Компани может ему очень сильно помочь. Стоунз должен учиться у Компани. Так футболисты и растут — учатся у тренера и товарищей по команде. Если ты не дурак, то слушаешь старших и смотришь, как играют другие топ-футболисты на твоей позиции. Задаешь вопросы, смотришь, как они находят выход из разных ситуаций. Да и сами топ-игроки должны за этим следить — не только играть, но и учить молодежь".

"Стоунза еще нужно поучить. Да, за него заплатили 50 млн фунтов, но это не его вина. Ему нужен человек, который будет разбирать с ним разные движения, разные варианты развития событий и тому подобное".

"Иногда кажется, что тебя ждет простой матч — вот в таких случаях ты и становишься наиболее уязвимым. Защитник должен всегда быть начеку — надо быть готовым к любой неожиданности. Не думаю, что Стоунз сейчас это понимает".

В свое время Кэмпбелл учился у Тони Адамса и Мартина Киоуна в Арсенале, но еще раньше Гари Мэббатт в Тоттенхэме показал молодому Солу, что значит желание играть в футбол. У Мэббатта был диабет и перед каждым матчем, в перерыве и после финального свистка у него брали кровь из паха для анализа уровня сахара.

"Это невероятно, сколько ему приходилось делать просто для того, чтобы выходить на поле, — говорит Кэмпбелл. — Удивительно, что он так долго играл с диабетом, выдерживая напряжение футбольного мира. Но у него получалось очень хорошо".

Чтобы стать "лучшим тренером в истории Англии", Сол надеется эффективно использовать знания, приобретенные в других сферах. В политике, по словам Кэмпбелла, он научился риторическому искусству: не просто быть уверенным в своих идеях, но убеждать в своей правоте и других людей. А бизнес научил его тому, что значение имеет каждая копейка, каждая деталь, и всегда нужно искать возможности для выгодной сделки. "Если у вас нет бюджета Арсенала, Манчестер Сити или Челси, приходится мыслить таким образом", — говорит он. Все эти черты, по мнению Кэмпбелла, необходимы хорошему современному тренеру, а вот репутация игрока уже практически ничего не значит. "18-летние ребята, наверное, меня уже и не узнают. Думаю, они слышали имя "Сол Кэмпбелл", но понятия не имеют, как я играл. Разве что кто-то видел меня в "Легендах Премьер-лиги", но в большинстве своем 18-летние игроки из академий меня не знают".

Зато люди постарше Кэмпбелла еще не забыли — во время нашей прогулки по парку мужчина на велосипеде помахал рукой и крикнул "Сол!", проезжая мимо нас.

Возможная публичность, от которой Сол так старался огородить свою семью, не должна стать проблемой.

"Я теперь еще старше, — говорит 42-летний Кэмпбелл; в его щетине проглядывается седина. — Я вырос даже по сравнению со своими игровыми временами. Я с этим справлюсь".

Жена даже не против переехать за границу или в какой-нибудь городок, где базируется клуб, к примеру, Второй лиги. Сол протягивает руку сквозь дождь и указывает на грязь у тропинки: "Возможно, вот так будет выглядеть мое тренировочное поле!"

Кэмпбелл потратил три с половиной года на тренерские значки с Валлийской футбольной ассоциацией; в рамках программы подготовки будущие тренеры обязаны провести две недели, изучая тонкости работы какого-нибудь зарубежного клуба.

Кэмпбелл выбрал Аякс, где работает бывший товарищ по команде Деннис Бергкамп. "Это все еще тот самый Деннис — легенда, — говорит Кэмпбелл. — Он вырос на жестких улицах Амстердама, он знает все о своих игроках, каждую мелочь. А как он играл! Да и как человек Деннис отличный".

"Рональд де Бур тоже там работает. Марк Овермарс — технических директор. Я наблюдал за их тренировками, изучал молодежную систему, разговаривал со всеми об управлении клубом".

"Я до сих пор горю желанием завершить свои дела в футболе. Я готов закатать рукава и вернуться в игру". И на рукавах этих теперь уж точно не будет манжет с запонками.

Сэм Каннингэм, Daily Mail