В Бундеслиге Левандовски непрерывно развивался как игрок. Когда 21-летний парень в 2010 году прибыл в Германию, к нему уже относились с уважением, но он еще не был полностью сформированным футболистом. На протяжении своего первого сезона в Боруссии Роберт довольно часто растрачивал голевые моменты впустую, и многие удивлялись, как он умудрился стать лучшим бомбардиром польского первенства.

Возможно, в некоторой степени причиной послужило то, что Юрген Клопп, подписавший парня за 4,5 миллиона евро после долгих и сложных переговоров с Лехом, решил использовать его на новой позиции. "Боруссия впервые проявила интерес еще после моего первого года в Познани, — вспоминает Левандовски. – Когда я переходил в Дортмунд после второго сезона, то мне хотелось сделать шаг вперед. А пришлось играть на позиции "десятки". Меня это бесило, так как я хотел играть выше".  

Клопп использовал Роберта глубже, потому что уже имел в команде результативного центрфорварда – парагвайца Лукаса Барриоса. Но Левандовски считает, что мотивы у Клоппа были несколько другие. "Только на следующий год я понял, сколько нового узнал, играя на этой позиции, — говорит он. – Я сказал себе: нужно стать лучше, — и понял, почему тренер ставил меня на место 10-го номера. Он сделал меня более совершенным футболистом".

Была еще одна причина, которая могла испортить первый сезон Левандовски. "Переезд в Германию стал огромным изменением в моей жизни. Я впервые был так далеко от дома. Первые несколько месяцев мне приходилось трудно. Но я был к этому готов, знал ведь, что так будет. Нужно было сохранять оптимизм, хоть это и было нелегко".

Роберту повезло, что в команде было два соотечественника: Лукаш Пищек и Якуб Блащиковски. "Они мне очень помогли в первые полгода, — улыбается Левандовски. – Но я знал, что придется выучить немецкий. Все, что я мог сказать тогда – это "спасибо" и несколько ругательных слов. Ну а если понимаешь, о чем говорят люди вокруг, то и жить как-то проще. Так что я сам выучил язык, и все наладилось".

Болельщики во всей Европе были в восторге от молодой команды Юргена Клоппа: отточенная техника Марио Гетце, впечатляющая скорость Марко Ройса; но на самом деле тот состав засиял и потух вместе с Робертом Левандовски (особенно, когда Барриос уехал в Китай, проиграв поляку место в старте).

Интересно, что в недавних интервью Левандовски подчеркивает, как ему нравится играть с партнером в атаке. "Мне легче, когда рядом есть Томас Мюллер, он будто второй форвард",- сказал он в интервью ESPN. В Польше многие люди тоже считают, что Роберт стал играть лучше, как только у него появился напарник впереди – Аркадиуш Милик. 

Когда в прошлом сезоне Боруссия провалилась, не последнюю роль сыграл целый ряд травм ключевых игроков; но немало болельщиков считает, что перейдя в Баварию, Левандовски вырвал сердце у команды Клоппа.

История с трансфером в мюнхенский клуб многое может рассказать о Левандовски. Прежде всего, о его амбициях. Еще до того, как Боруссия проиграла финал Лиги чемпионов 2013 года, уже ходили слухи о том, что Роберт заигрывает с баварским грандом. У него оставался еще один год по контракту; это дало повод немецким газетчикам предполагать, что Боруссия может заработать на своем бомбардире около 25 миллионов фунтов.

Летом Роберт откровенно говорил о желании уйти из Боруссии в Баварию. Но Дортмунд, уже отклонивший предложение Манчестер Юнайтед (16 миллионов фунтов + Димитар Бербатов), стоял на своем. Им нужен был игрок, а не деньги. Левандовски пришлось отработать контракт до конца.

Болельщики поддерживали Роберта, несмотря на трансферную шумиху, а тренер пообещал им "еще один сезон с выдающимся бомбардиром в команде".

Этот случай продемонстрировал, что Левандовски не только большой профессионал, но он еще и отлично справляется с давлением. "Я был расстроен из-за того, что трансфер не удался. Но мы все тщательно обсудили. Клуб объяснил, почему не захотел меня отпускать, а я пообещал сделать для Боруссии все, что в моих силах, до конца сезона".

Он забил 20 мячей и стал первым польским игроком, который получил Золотую бутсу Бундеслиги. В последнем матче чемпионата болельщики хлопали ему стоя. "То, что они сделали, было очень важно, — Роберт слегка растрогался. – Это было невероятно. Никогда не забуду".

В Баварии же Левандовски "помог" Гвардиоле потихоньку отойти от игры с ложной "девяткой". "В современном футболе иногда приходится играть со схемой 4-4-2, иногда 4-5-1 или 4-3-3. Задачи меняются от матча к матчу. Сейчас нельзя весь сезон играть одинаково. Иногда у меня есть напарник в атаке, иногда я сам. Иногда у тренера появляются новые идеи, и он меняет тактику. Со временем я все это понял и научился быть гибким, подстраиваться под обстоятельства".

Так сложилось, что польская пресса более критично относится к Левандовски, чем немецкая. В начале его дортмундской карьеры один журналист из Польши спросил Юргена Клоппа на пресс-конференции, действительно ли Левандовски заслуживает играть в Бундеслиге. Клопп очень выразительно посмотрел на этого человека и пожал плечами. "Знаете что? Да вы понятия не имеете, насколько этот парень хорош!"

Что ж, теперь об этом знают все. В прошлом декабре Левандовски назначили капитаном сборной (раньше он подменял Якуба Блащиковски). Он отблагодарил всех за это забитыми мячами, стал лучшим бомбардиром отборочного цикла на Евро с 13-ю голами, оставив Томаса Мюллера, Златана Ибрахимовича и Эдина Джеко далеко позади.

"Это очень важно для моей страны,- говорит он. – Когда в Польше дело доходит до футбола, то эмоции быстро накаляются. Давление на команду было очень сильным, и квалификация получилась непростой. После завершающей игры было видно, насколько важно это было для болельщиков. Поляки уже давно ждали сборную, которая бы хорошо играла и добивалась успеха. Поэтому они и были так счастливы, так буйно праздновали".

"Но это лишь первый шаг. Второй будет во Франции в следующем году", — заявляет Левандовски с характерной рассудительностью.

Когда он забил пятый гол Вольфсбургу, Гвардиола стоял у боковой линии, обхватив голову руками и разинув рот. А Роберт, улыбаясь, показывал раскрытую пятерню аплодирующим трибунам – на случай, если кто-то сбился со счета от эмоций. Пусть другие теряют голову – у Левандовски всегда холодный разум. Он часто говорит об эмоциях и давлении, но сам, похоже, не боится, ни того, ни другого. 

Как ему это удается? "Что бы ни случилось, я сосредоточен на игре. Все мысли только о футболе. И не важно, что думают или говорят другие".

Перевод Юрия Паустовского