Когда о футбольных героях нечего сказать, на помощь приходит статистика. Она, как известно, знает все и с ее помощью можно растолковать практически любую ситуацию, разрешить спор или же просто заполнить пустоту, возникшую при упоминании того или иного игрока, команды, тренера или матча. Роль статистики велика, и как бы ни хотелось абстрагироваться от нее, повествуя о футболисте и личности, постоянно приходится к ней обращаться — чтобы  убедить или напомнить.

Показатели Диего Милито в каждой из его команд, что называется, говорят сами за себя. Но в случае с форвардом миланского Интера даже статистика не может быть решающим аргументом. Она, скорее, подтолкнет к новым вопросам. К примеру, как футболист с такими бомбардирскими показателями умудрился только в 30 лет получить всемирное признание? Как он мог за более чем семь лет забить в составе сборной Аргентины забить всего три мяча, при этом уничтожая соперников на клубном уровне? Почему один из лучших бомбардиров испанской Примеры и итальянской Серии А наших дней только в 29 лет получил приглашение от по-настоящему  большого клуба? И почему его не оказалось среди номинантов на «Золотой мяч» 2010 года, невзирая на блистательную игру в Лиге чемпионов? Ведь только в мае того года Диего Милито был одним из первых, кого вспоминали в числе главных творцов триумфа Интера…

Принц: брат таланта

В Европе существует стойкая убежденность в том, что южноамериканских футболистов необходимо судить исключительно по их выступлениям в Старом Свете. Европейцы видят в футболистах из Южной Америки не обузу и не дармоедов, а больших мастеров, которые, тем не менее, могут рассчитывать на признание только в случае успеха в Европе. В нас запрограммирована идея превосходства европейского футбола, который на остальных взирает свысока, мотивируя свой статус коммерческим успехом. Ведя речь о легендах бразильского и аргентинского чемпионатов,  мы невольно делаем поправку на то, что огромных успехов они добились «там», а «проверку европейским футболом» так и не прошли. Значит, достойны считаться великим с оговорками.

Некоторые стереотипы время от времени рушатся, но ни один из них не уйдет в небытие сам по себе — на все должен быть внушительный и непоколебимый контраргумент. Вот, к примеру: два брата Милито выступали в аргентинских клубах почти до 25-ти лет, имели на родине почет и уважение, но оставались совершенно неизвестными на «передовом континенте». Их ничто не влекло в Европу, но когда Диего и Габриэль все-таки перебрались в Старый Свет, это было воспринято как должное. Но почему же так поздно?

Центральный защитник и центрфорвард. Два антипода по жизни, братья Милито, разница в возрасте между которыми составляет всего год, с детства болели за принципиальных соперников — Индепендьенте и Расинг. Позже выступали за них же.  Близкие друзья по жизни, на поле они превращались в непримиримых врагов, и старший Диего, случалось, лез в драку, как когда-то в детстве.  Разнять братьев удавалось, но их мать сожалела, что не была в тот момент рядом, как во время детских поединков, когда она обычно стояла у кромки поля, чтобы предотвратить кулачную разборку между сыновьями.

Габи доводилось чаще показывать характер. Несмотря на то что поначалу именно его чаще замечали, вызывая в юниорскую и юношескую сборные Аргентины, судьба приготовила ему непростые испытания в виде тяжелых травм. Из-за проблем со здоровьем карьера Милито-защитника серьезно пострадала на самом взлете — в каталонской Барселоне. Он не сдавался, не падал духом, возвращался на поле и неизменно ощущал поддержку Диего. Особенно часто Милито-форвард спешил на помощь в последние годы, когда в их заочном противостоянии впервые с огромным перевесом выигрывал старший брат.

Наверное, Диего в подобной психологической помощи не нуждался. Когда его младший брат боролся с испытаниями, что в очередной раз подбрасывала Судьба, Диего плыл по течению, стараясь не раскачивать лишний раз лодку. Где бы он ни играл — в Расинге, Сарагосе или Дженоа, о Милито никто и никогда не думал как об амбициозном форварде, который мечтает завоевать все трофеи и урвать как можно более роскошный контракт. Диего управлял своей лодкой тихо, но уверенно, шаг за шагом поднимаясь к намеченной, хоть и никому, кроме него самого, неизвестной цели.

Он перестал быть просто «братом Габи Милито» февральским вечером 2006 года. Впрочем, он и раньше знал себе цену, просто именно тогда до всех дошло, что Диего не просто игрок, которых, в общем-то, хватает, а настоящий талант, неограненный алмаз.  Милито забил четыре мяча вратарю Реала Икеру Касильясу, а Сарагоса одержала незабываемую победу со счетом 6:1. Тогда-то вспомнили об его прозвище «Принц из Берналя». Так Диего прозвали за внешнее сходство с уругвайской легендой Энцо Франческоли, прозванного у себя на родине «Принцем». Ну а Берналь — это родной город Милито.

К слову, решение покинуть Аргентину и подыскать себе работу в Европе братья приняли после ужасного инцидента с их отцом.  Южная Америка, как кажется порой, живет по своим древним  законам и нормам, а потому похищение родственника знаменитого спортсмена с требованием выкупа — пусть не обыденность, но и не редкость (достаточно вспомнить историю с матерью Робиньо). Отец братьев Милито тоже стал одной из жертв похитителей. Милито-старший был в заложниках 19 часов. В результате переговоров сумму выкупа удалось сбить в пять раз, но после этого было принято решение о том, что подвергать кого-то из членов семьи такому риску не стоит. Ведь в другой раз история может иметь несчастливый конец.

Классные руководители Милито

Диего Милито всегда было комфортно на поле, когда он чувствовал поддержку со стороны тренерского штаба.  Человек, работающий с ним, должен не только уметь правильно использовать его сильные качества форварда, но и выступать в роли психолога. Не нужно быть «лучшим другом» или «вторым отцом», просто Диего важно доверять тренеру, чтобы прислушиваться к нему и следовать его указаниям.

Возможно, это и есть ключ к проблемам Милито в составе сборной.  Дело ведь не только в том, что с 2003 года Диего провел в футболке «Селесте» менее 30-ти поединков на всех уровнях, по непонятным причинам пропустив чемпионат мира 2006 года. Дело еще и в том, что, облачаясь в футболку национальной команды, Диего очень редко демонстрирует уровень, к которому он приучил выступлениями в клубах. Для него очень важно работать с тренером каждый день, а не сталкиваться время от времени, чтобы затем надолго разбежаться по континентам. В клубах Милито повезло работать с отличными специалистами, и один только Жозе Моуриньо заслуживает того, чтобы ради него отыграть десяток лет на высочайшем уровне.

Тем не менее, отдавая должное португальцу, Диего признается, что самым любимым его наставником был Марсело Бьелса. По иронии судьбы, он работал с ним именно в сборной Аргентины. Бьелса был первым, кто позвал Милито в национальную команду, и с тех пор нападающий руководствуется советами опытного наставника. Главное, что запомнилось ему навсегда: нельзя расслабляться ни на секунду, всегда нужно поддерживать максимальную концентрацию. С тех пор Диего на поле — сама сосредоточенность. Он не позволяет себе лишних эмоций, которые могут отвлечь от самого важного — от игры, поиска возможности для удара по воротам, необходимости следить за действиями противника и товарищей по команде. Стиль игры Милито заключается в умении решать судьбу матча в любой момент, когда вроде бы для этого нет очевидных предпосылок.

Бьелса был единственным, кто верил в него как игрока сборной с самого первого дня. Он вызывал Диего даже когда тот выступал в Серии Б в составе Дженоа. Ни Пекерман, ни Басиле, ни Марадона — никто из них по-настоящему не рассчитывал на Диего и его способности. Они вспоминали о нем тогда, когда Милито выдавал нечто выдающееся и попадал на первые полосы газет. Но обычно, дав Диего отыграть пару десятков минут, они вновь отворачивались от него. Пекерман забыл о Милито накануне чемпионата мира в Германии 2006 года и даже не стал утруждать себя тем, чтобы сообщить о своем решении лично. Диего тогда забыл о своей обиде, ведь вместе со всей семьей у экрана телевизора он поддерживал Габи, который попал в список  23-х футболистов сборной Аргентины.

Диего считает, что он не вправе осуждать кого-то из тренеров сборной за те или иные решения против него, за недоверие. Милито пытается поставить себя на их место, приблизительно прикидывая аргументы каждого из них: «Есть Месси. А также целый ряд форвардов. Можно  сыграть с парой Игуаин – Тевес, а можно попробовать поставить Милито, но ведь есть Палермо, Кун,  а еще…»  Последний чемпионат мира Диего провел в роли запасного. Может, потому в конце года его и не оказалось в списке лучших игроков. Марадона делал ставку на проверенных бойцов, на тех, кому он доверял. С другой стороны, ведь никто не скажет, что причиной неудачи сборной Аргентины стала плохая работа ее форвардов? В этой команде вообще возникла беспроигрышная с точки зрения выбора ситуация: широченный стол уставлен самыми изысканными яствами, и к какому блюду ни потянись, всегда будет вкусно.

Конечно, работа с Моуриньо стала вершиной для Диего Милито и всего миланского Интера.  Форвард полагает, что Жозе обладает именно той харизмой, именно тем темпераментом, без которых нельзя добиться серьезных успехов на высочайшем уровне. Он один из многих, кто считает португальца «Особенным». Моуриньо не учил и не воспитывал — он просто знал, как подготовить, как использовать сильные стороны каждого игрока.  А еще он был честен и всегда говорил то, что думает.  «Иногда это кажется высокомерием, но зато Моуриньо оставался искренним, что позволяет доверять этому человеку. Короче говоря, что в голове, то и на языке, никакой хитрости», — рассказывает Милито.  

Осенью 2009 года Интер переживал не лучшие времена. Команда только-только уступила  Барселоне в группе Лиги чемпионов, а в следующем матче чемпионата у нерадзурри возникли проблемы на поле Кальяри. Миланцы уступали после первого тайма со счетом 0:1. Милито выглядел бледной тенью самого себя, и сам понимал, что ему кровь из носу необходима встряска.  Чуткий Моуриньо подошел к нему и жестко сказал: «Ты не можешь играть в футбол прогулочным шагом». Уже в начале второго тайма, Милито отметился дублем, и Интер в итоге праздновал успех.

Диего работал с Моуриньо, Гасперини и другими именитыми специалистами, которые не столько оказали на него влияние, сколько помогли выразить себя на футбольном поле. Они были рядом с ним на разных этапах карьеры, помогая покорять все новые вершины. А в сборной у Диего после Марсело Бьелсы не было такого тренера, ведь принцип жизни национальных и клубных командах отличается в корне. Оттого и недосказанность Милито в сборной… Он говорит, что Бьелса был для него учителем, тогда как остальные наставники Селесте играли роль классных руководителей, которые следят за порядком и контролируют каждый шаг, но не помогают реализовать себя.

Финальный аккорд: признание по-европейски

Миланский Интер открыл трансферное окно 2009 года раньше остальных, подписав одним махом двух лидеров генуэзской Дженоа — Тьяго Мотту и Диего Милито.  Даже не углубляясь в суть сделки-бартера, тогда казалось, что президент «ерадзурри Массимо Моратти снова  истратил солидную сумму впустую.  Это было так в его стиле! Засветившегося в маленьком клубе бомбардира Милито взяли «горячим», не обратив внимания на его возраст и, как любят говорить эксперты, «отсутствие опыта выступлений в большом клубе».

Критики Моуриньо уже готовились рапортовать о первом провале раскрученного португальского тренера, ну а итальянским борзописцам эта ситуация казалась отличным поводом высмеять транжиру Моратти, политика которого уже давно была лишена всякой логики и не позволяла клубу сделать самый важный шаг вперед.  Что ж, говоря на прямоту, предпосылки думать так были.

Как раз в это время Интер собрался отпустить в Барселону лидера атаки Златана Ибрахимовича. Милито настойчиво пытался уйти от ярлыка «замена шведу», но публика воспринимала его именно так. Диего, у которого за плечами уже было немало матчей и забитых мячей, вынужден был что-то доказать, оправдывая «затянувшиеся» выступления в чемпионате Аргентины и путешествие по европейским середнякам. Впрочем, Милито уже изведал на своей шкуре, каково быть «заменой» лидеру и кумиру, ведь несколькими годами ранее он пришел в Сарагосу на место Давида Вильи. Тогда со своей задачей он справился, но как будет на этот раз?

В составе Дженоа Милито получал столько же, сколько и отдавал. Речь, конечно же, не о деньгах, а о вкладе в результат команды и уважении со стороны болельщиков и владельца клуба Энрико Прециози, который немного «попал» на деньги ради любимого форварда.  Генуэзцы только оформили выход в Серию А, а в прессе подняли скандал, подозревая в договорном характере матча последнего тура. Дженоа понизили в классе, а лидеры разбежались. Быстро вернувшись в элиту, Прециози позвал Диего назад, согласовав с Сарагосой условия выкупа контракта: испанцам полагался дополнительно миллион евро в случае, если аргентинец забьет 15 мячей в своем первом сезоне. Пятнадцатый гол Милито записал на свой счет в дерби с Сампдорией и принес команде победу. Прециози  признался, что «легко расстался с миллионом ради самого дорогого мяча в нашей истории».

Отношения Милито с клубом и болельщиками напоминали идиллию. Скромный и тихий парень, который нигде не появляется без жены, он завоевывал любовь тифози не громкими речами, а забитыми мячами. Его голы не претендовали на звание лучших по красоте, но их было много и они были важными. Наверное, он мог бы выступать за Дженоа еще долго, но Милито почувствовал, что пришло время двигаться дальше. Раньше он не был избалован вниманием больших клубов — слухи о Реале и Барселоне были не более чем слухами. Диего мог стать игроком Тоттенхэма, когда Сарагоса покинула Примеру, невзирая на самый высокий в истории показатель набранных очков.  Но Милито посчитал, что будет лучше вернуться в Дженоа, окунуться в привычную атмосферу, без трудностей с адаптацией.

Именно в этом и заключается его характер: он не склонен к резким изменениям, предпочитает пошаговое движение — неспешное и продуманное.  В прощальном письме к болельщикам Диего говорил о желании сыграть в Лиге чемпионов, и даже в этот момент он пытался найти себе оправдание, не скрывая, что чувствует себя виноватым. Хотя, казалось бы, извиняться ему не за что. Но отказываться от громкого предложения уже было просто глупо, ведь его безоговорочно признали в Италии, а сам Милито чувствовал, что вышел на пик своей формы.

Бытует мнение, что именно Диего Милито стал тем последним мазком на «черно-синем» полотне Жозе Моуриньо. Если так, то именно он стал кульминацией действа. Все, что подбиралось до него, все это стало работать под него — под чистого и настоящего форварда, который умеет в своей работе все. В конце концов,  Диего вовсе не нападающий «последнего касания», его едва ли можно назвать «чистым игроком  штрафной площади».

Моуриньо на свой страх и риск сделал ставку на Диего, и выиграл. В мае 2010 года все ведущие издания признавали Милито «королем Европы». Почему португалец остановил свой выбор именно на Диего? Почему он выбрал форварда Дженоа, когда спокойно мог выбросить миллионы Моратти на уже состоявшего по европейским понятиям футболиста? Жозе взял не просто мастера своего дела. Он видел в Диего опытного футболиста, который уже немало повидал, но у которого еще остались амбиции достичь больших высот. Моуриньо знал, что Милито всегда был верен  другим тренерам, что он выходит на поле, чтобы играть, а не отрабатывать контракт. В конце концов, в отличие от брата, Милито не имел серьезных травм. Жозе выбрал идеального для себя игрока и не ошибся в нем, подарив требовательной Европе новую звезду.  

Вряд ли Диего Милито за тот невероятный сезон стал более классным игроком, ведь в таком возрасте существенные скачки в профессиональном росте вряд ли возможны.  Кто давно знал Диего, ничего особенного в его игре не заметили. Скорее, тогда, в мае, Милито получил признание тех, кто раньше не утруждал себя тем, чтобы обратить внимание на форварда аргентинского Расинга, испанской Сарагосы и итальянской Дженоа.  Он пропал с небосклона так же быстро, как и возник на нем, чтобы совершить красочный камбэк в дни реконструкции и возрождения того великого Интера, о котором в мае 2010-го года всему миру напомнили Жозе Моуриньо и, конечно же, Диего Милито.

Иван Громиков, Football.ua