Юношеский футбол – субстанция очень хрупкая и требующая тщательной работы  и заботы. Ведь бывает так – команда рвет всех и вся на молодежном уровне, вот только во взрослом футболе ее примы теряются и забываются. А вот из коллективов, не добивавшихся юношеских титулов, нередко выходят воистину великие футболисты. В мае 1971 года юношеская сборная Англии остановила в полуфинале молодежного турнира УЕФА команду СССР и выиграла золотые медали. Вот только вряд ли кто-то назовет советскую сборную проигравшей – в ее составе тогда заблистало талантливейшее поколение, совсем скоро прогремевшее на весь футбольный мир.

Жизнь без пирамиды

Нам, жителям современного футбольного мира, сложно представить себе тогдашние реалии – еще не существовало официального общего молодежного турнира, сборные не были столь градированы по годам, и единственным состязанием Старого Света, собиравшим континентальные таланты, был турнир УЕФА, проводимый в 1948-80 годах. С предложением о создании такого чемпионата выступил президент английской Футбольной Ассоциации Стэнли Роуз, и в 1948 году первый европейский  смотр молодежи состоялся в Лондоне (первое время, до появления УЕФА, турнир проводился под эгидой ФИФА). В 1971 году, когда и произошли описанные нами события, то был уже XXIV турнир, и в Чехословакию Роуз прибыл уже в качестве президента ФИФА. Среди тех, кто слушал его приветственную речь, была и советская сборная. К тому времени в числе ее достижений были два триумфа на турнире УЕФА, англичане имели в активе три триумфа, в том числе и в самом первом розыгрыше.

Возглавлял советскую сборную опытный Евгений Лядин – бывший полузащитник московских клубных команд, отличавшийся большой прозорливостью в вопросе поиска талантов. Именно под его руководством юношеская сборная СССР выиграла оба своих турнира УЕФА в 1966 и 1967 годах, а звезды тех чемпионских дружин – Доценко, Гершкович, братья Нодия, Дегтярев – быстро и безболезненно перешли во взрослый футбол. На турнир в Чехословакию опытный тренер взял Юрия Роменского (Нефтчи), Александра Дамина (Динамо Киев), Валерия Зуева (Динамо Киев), Геннадия Курганова (Шахтер), Юрия Жукова (ЦСКА), Леонида Буряка (Черноморец), Владимира Шелия (Динамо Сухуми), Руслана Суанова (Спартак Орджоникидзе), Анатолия Кожемякина (Динамо Москва), Александра Гуриновича (Динамо Минск), Александра Трусова (Волга Тв.), Анатолия Байдачного (Динамо Москва) и Олега Блохина (Динамо Киев). Основу английской команды составили Тилсед (Борнмут), Дагдейл, Макгир и Паркер (Ковентри), Диллон (Тоттенхэм), Шенкс (Лутон), Басби (Куинз Парк Рейнджерс), Эйрис (Вест Хэм), Фрэнсис (Бирмингем), Истоу и Дейли (Вулверхемптон). Опытный менеджер Билл Шортхаус начинал создавать ту блестящую "юную Англию", которя в первой половине 1970-х не будет знать равных на этом уровне – с 1971 по 1975 год она выиграет четыре из пяти турниров УЕФА и подарит британскому футболу Брайана Робсона и Гленна Ходдла.

Поскользнулся, упал. Очнулся – штанга

Команды СССР и Англии стартовали на турнире с побед, но насколько разными были они! Англичане с минимальным счетом обыграли, как оказалось, главного своего конкурента – югославов, а вот советские юноши камня на камне не оставили от болгар – 5:0. Первый мяч сборной СССР на чехословацкой земле посчастливилось забить 19-летнему Блохину. "Я увидел, как Буряк начал длинный рейд по левому краю, как вперед бросился Байдачный, как стали подтягиваться к штрафной два болгарских полузащитника, перекрывая путь москвичу, – вспоминал Олег в своих книгах. – Но тот обманным движением оставил позади своего стоппера и, наращивая скорость, неожиданно рванулся вправо. Буряк не рассчитал его стремительного броска, и мяч оказался позади Байдачного. Атака готова была захлебнуться. Но та беспрестанная работа по всему полю — с мячом и без мяча, которая была характерной для матча и выдавала наше боевое настроение,— спасла положение: Дамин, набежавший из глубины поля, подхватил мяч. Слишком было велико волнение и у нас, и у болгар. Мяч, отскочив от чьей-то ноги, оказался в метре от меня, я кинулся к нему, сделал несколько финтов и, воспользовавшись секундной заминкой соперников, сильно пробил низом. Мяч оказался в сетке, и я диким криком огласил стадион. Мне даже стало стыдно перед ребятами за это непроизвольное изъявление радости. Никто, правда, не заметил или не обратил на это внимания, ведь всех взволновал гол, и меня всей командой бросились поздравлять".

Оба будущие соперника продолжили играть в свой футбол. Единственной проблемой казалась погода – дождь поливал поля ЧССР, словно то был тот самый стереотипный Туманный Альбион. Но даже привычные англичане чувствовали себя не в своей тарелке. Сначала они с помощью гола Тревора Фрэнсиса одолели шведов, затем раскатали нулевую ничейку с поляками, обеспечив себе первое место. Тот поединок запомнился уникальным досадным инцидентом. Стремительный Фрэнсис в погоне за мячом со всего маху влетел в ворота, по пути сокрушив деревянный каркас. В итоге его привалила треснувшая штанга, и парень был доставлен в больницу. Ворота ремонтировали добрых полчаса, а форвард англичан вынужден был пропускать следующий матч из-за травмы.

А вот сборной СССР для выхода в следующий раунд пришлось потрудиться. После разгрома болгар советских юношей ждал нерадушный прием со стороны бельгийцев. Уже после первого тайма наши уступали два мяча – по воспоминаниям Блохина, первый мяч команда пропустила после неудачной игры вратаря, а второй – с пенальти, заработанного Зуевым. Но сразу же после начала второго тайма сборная СССР ринулась спасать положение. Сначала Блохин со штрафного положил мяч в ворота, а затем с передачи Буряка счет сравнял Кожемякин. Дальше была тяжелейшая победа над Уэльсом – 3:2. Лишь после этого советские футболисты присоединились к англичанам в полуфинальной паре.

Разные

Команды СССР и Англии были полнейшими антиподами. Советская команда – вместе с ГДР, самая результативная на турнире, забившая 10 голов. Англичане всего дважды поразили ворота соперников, зато не пропустили ни единого гола. Да и что было равнять сами команды? Большинство советских ребят впервые увидели заграницу, в то время как профессионалы с Альбиона были самим воплощением "тлетворного" способа жизни с длинными волосами и рок-музыкой.

Противоположности, как известно, притягиваются – в данном случае, в полуфинале. Англичане без травмированного Фрэнсиса – автора обоих голов команды! – так и не смогли наладить атакующие действия. А вот советским футболистам сковывала ноги усталость. Кто знает, увидели бы зрители голы, если бы не стандарт. Штрафной метров с 25-ти после некоторых колебаний отлично исполнил Кожемякин. Этот гол разбудил англичан, левый защитник Шенкс вырвался на ударную позицию и сравнял счет. Стало ясно, что пенальти не избежать. Вот здесь и сработала в очередной раз разница в судействе на внутренней арене и в мире. "Во внутреннем чемпионате наши судьи редко прибегали к столь суровому наказанию, как пенальти, – писал Блохин. – Поэтому пенальти у нас далеко не все футболисты били уверенно. К тому же вратарь соперника здорово себя зарекомендовал во время турнира".

Послематчевые пенальти начались для советской команды неожиданно. Слово – Олегу Блохину: "Дамин, понурившись, идет к мячу. Тщательно устанавливает его (пожалуй, даже слишком тщательно, что выдает его волнение), медленно отходит, поворачивается, и... вдруг вратарь английской сборной спокойно оставляет ворота и эдак вразвалочку, словно он фланирует по Бейкер-стрит, направляется к нашему защитнику. Дамин растерянно смотрит то на англичанина, то на судью, который тоже переминается с ноги на ногу и не знает, что ему предпринять. Сняв по дороге перчатки, длинный, как каланча, в яркой оранжевой футболке, англичанин останавливается в полуметре от потрясенного Дамина и, галантно склонив голову, протягивает руку и представляется:

Тилсед! Тилсед! — повторяет он.

Опешивший от неожиданности Дамин пожимает англичанину руку, но назвать собственное имя забывает. Тилсед покровительственно похлопывает Дамина на прощание по плечу и так же неторопливо удаляется.

Трибуны заходятся в громовом хохоте.

Но штучки английского голкипера на этом не кончились. Едва Дамин собрался разбежаться, как Тилсед начал вдруг бешено вращать своими длинными ручищами, как это нередко делают волейболисты, чтобы скрыть подачу. Судья даже глазом не моргнул, ведь в правилах только сказано, что вратарь не имеет права передвигать ногами при пенальти, а о руках — ни слова.

Окончательно сбитый с толку, Дамин бьет наконец, и Тилсед легко забирает мяч. Потом в штангу попадает Байдачный. Англичане же забивают оба гола.

Я выхожу к мячу. Тилсед принимается "обмахивать" и меня. Но я уже раскусил его манеру и целюсь в незащищенный угол. Мяч оказывается в сетке, и не в силах сдержать себя, я передразниваю Тилседа, вдоволь намахавшись перед его носом руками. Англичанин молча глотает пилюлю, но вмешивается судья и... делает мне замечание за неспортивное поведение.

Промахивается Буряк, и хотя Кожемякин забивает, мы проигрываем полуфинальный матч..."

Англичане прошли в финал, где их наконец прорвало – со счетом 3:0 они разгромили португальцев. Сборная СССР, расстроенная досадным вылетом, уступила ГДР и в матче за третье место. Снова после боевой ничьи, снова по пенальти.

"Передавайте привет Блохину!"

Чтобы вспомнить перипетии той исторической послематчевой лотереи, мы нашли того самого Тилседа. Как оказалось, он и нынче предан любимому делу, хотя и обитает за тысячи миль от эпицентра мировых футбольных событий. Как рассказал нам Рон, сейчас он работает тренером вратарской школы Just4Keepers в Сиднее, занимаясь подготовкой молодых стражей ворот. Он уже много лет живет с семьей в Австралии, успел подготовить добрый десяток мастеров любимой европейской игры.

О том, кто бил ему пенальти, англичанин узнал лишь от корреспондентов Football.ua. "Да вы шутите! Я даже не догадывался о том, как сложилась судьба наших советских соперников", – признался Тилсед. О турнире, который вознес его на европейский пьедестал, он и сейчас вспоминает с радостью, а вырезки из тогдашних газет, фото, медаль, дипломы и обязательные кепки, выдаваемые ФА за матчи в сборной, сейчас висят у него дома на самом почетном месте.

"Честно говоря, я просто решил запугать русских, когда они подходили бить пенальти, – признается Рон. – В то время вратарю нельзя было передвигать ногами при пробитии, а я решил махать руками. Это удивительно, но моя тактика сработала, и я смог отбить сразу 3 пенальти. Победа получилась фантастическая! Мне еще долго припоминали эту "мельницу"..." Дальнейшая судьба Тилседа сложилась непросто, но благополучно. После триумфа в Чехословакии юный вратарь перешел из Борнмута в Арсенал, где он стал дублером великого Боба Уилсона. Затем был Портсмут, после чего Тилсед перебрался в Австралию, где живет с супругой и двумя дочками, работает в футболе и по сей день.

Так кто же победивший?

Как мы уже говорили, та победа открыла пятилетку доминирования Англии на юношеском уровне. Лидер той сборной, Трэвор Фрэнсис, дважды выигрывал Кубок чемпионов с Ноттингемом, куда перешел за миллион фунтов, став первым британским футболистом, чей трансфер обошелся в семизначную сумму. Позже парень поиграл в Серии А, Рейнджерс, США, Австралии, участвовал в чемпионате мира-82, а сейчас, после не очень удачной тренерской карьеры, работает телекомментатором. Не затерялись в футболе и Дейли, Истоу…

Но все эти имена все же меркнут перед "урожаем", который собрал советский футбол со своей всего лишь полуфинальной команды. Блохин и Буряк, Байдачный и Роменский, Гуринович и Дамин, Зуев и Жуков отдали много лет советскому футболу. К Блохину и Зуеву в Киеве присоединятся позже Буряк и Роменский. О трофеях и титулах, завоеванных Динамо в 1970-80-х, известно всем – от СССР до Австралии. Единственным "колоском", не проросшим до зрелости, оказался талантливейший форвард, лучший бомбардир нашей сборной на том турнире (7 мячей против 3 "блохинских") Анатолий Кожемякин. Блистательный форвард московского Динамо, он к 21 году успел забить 24 мяча в чемпионатах СССР, открыть счет голам в еврокубках. Но 13 октября 1974 года трагичная случайность оборвала жизнь перспективнейшего спортсмена. Он погиб из-за несчастного случая в лифте. Кто знает, каких высот достиг бы он, если бы не судьба…

…Главный же итог нашего повествования – не стоит гоняться за победами любой ценой не только на молодежном уровне, но и на юношеском, детском. Главное – обеспечить перспективным юниорам достойное обучение и хорошую школу. А поражения в "нежном" возрасте, быть может, и есть те шишки, которые можно набить, если извлечь из них правильные уроки. К счастью для футбола СССР и Украины, поколение Блохина и Буряка может теперь вспоминать тот давний турнир УЕФА как занимательный, немножко досадный, но совсем махонький раздел своей великой истории.

Артур Валерко, Football.ua