Что этому предшествовало?

Само собой разумеется, что сегодняшняя церемония была предначертана ровно в тот день, когда Андрей Павелко возглавил Федерацию футбола. Приблизительно в тот же миг пошли слухи о том, что тогдашнего студента Андрея Шевченко ждет большое тренерского назначение.

После Евро Федерация футбола подавала сигналы о том, что еще ничего не решено, а Семен Альтман только выходит на тропу поиска, но реальная цена таких заявлений очевидна.

К сожалению, есть еще наивные люди, считающие, что успехи на футбольном поле прямо пропорционально переносятся на тренерский мостик. Эти люди обычно вооружаются фотографией Гвардиолы. Пример Пепа не единичен, но в целом история о том, как футбольный герой нации становится успешным тренером ближе к сказочной, идеалистично-утопичной, а примеров обратных в разы больше. 

В этом контексте больше всего удивляет едва ли не главный аргумент о том, что Шева работал с лучшими футбольными тренерами современности, а, значит, чуть ли не автоматически должен приблизиться к топовому тренерскому уровню. Только вот под критерий "работал с большими тренерами" попадают сотни футболистов и в большинство случаев он не является решающим при становлении тренера элит-уровня.

В общем, еще год назад было ясно, что Шевченко – будущий тренер национальной сборной. Несколько лет назад ему хватило расчета отказаться от популистского приглашения тогдашнего главы ФФУ Конькова. Сейчас, видимо, соблазн одолел, а добрые люди вложили в голову Андрея Николаевича, что он точно готов.

Что хорошего в назначении Шевченко?

Когда страна без особого успеха борется с коррупцией, а элемент кумовства присутствует в назначении главного тренера национальной футбольной сборной – хорошего тут мало. Особенно, когда новый шеф сборной причастен к совсем свежему провалу этой команды.

Единственный позитив, который удалось отыскать на этом этапе – перспективный тренерский штаб, который, правда, сформирован таким образом, что ситуация вокруг него может качнуться в разную сторону. Одна сторона медали воодушевляет: Рауль умеет организовать тренировочный процесс, в том числе в молодежных сборных, а Тассотти обладает безупречной репутацией. Но если глянуть под другим углом, то все может обернутся борьбой за влияние между разными кланами.

Не забываем про то, что определенное влияние будут иметь Мирон Маркевич и Евгений Красников. Наивно считать, что они не имеют своих индивидуальных интересов в этой всей истории. Пока что, правда, оба отмалчиваются и толком не объясняют ни свою мотивацию, ни задания, которые будут им поставлены от работодателей. Очевидно одно: Маркевич и Красников получат свою порцию влияния.

Ключевой задачей Шевченко в этой ситуации является гармоничная работа его объемного и звездного штаба помощников. Нет сомнений, каждый из них – большой профессионал, что уже было не единожды доказано. Микроклимат в тренерском штабе – то, что для Шевченко важнее прочего. Если ему удастся наладить согласованную работу тут, то остальное штаб сделает за Андрея Николаевича.

Еще один важный момент: большое количество начальников в одном кабинете – прямой путь к коллективной ответственности, которая порождает безответственность. Очень бы хотелось, чтобы   Шевченко в ближайшее время произнес нечто по этому поводу, что утвердило бы его в роли главного носителя этой самой ответственности.

Чем нынешний тренер похож на предыдущего?

Но пока что Шева говорить вообще о чем-либо отказался. Боязнь отвечать на вопросы во время пресс-конференции, посвященной собственному назначению – то, чем Фоменко и Шевченко похожи.

Процедура назначения тоже была практически аналогичной. Если нынешнего главного тренера назначил его собственный кум, то предыдущего – близкий друг. Правда, тогда был комичный элемент: Фоменко изначально отвечал за поиск тренера для главной команды страны, а в итоге никого не нашел лучше себя.

Параллели продолжаются и небольшим опытом обоих тренеров. У Шевы он вообще немногим больше нуля, у Михаила Ивановича – опыт обширный, но не того уровня.  

Шевченко, которого представляют, как тренера новой формации, европейского и коммуникабельного, повторил Фоменко и в момент назначения. Михаил Иванович тогда боялся вопросов о том, как он выбрал из всех тренеров самого себя. Страх Шевченко был практически идентичен. Он мог бы выйти из ситуации достойней, но для этого нужно обладать хотя бы минимальными ораторскими способностями – этим не обладает ни нынешний тренер сборной, ни его предшественник.

Дальше параллель приостанавливается. У Шевченко сильный тренерский штаб, у Михаила Ивановича профессионалов такого уровня под боком и близко не было. Остается грамотно воспользоваться дорогими подарками от Федерации и больше не проявлять трусость перед микрофонами.

Football.ua