Возможно, от футболистов не стоит ожидать очень активного участия в нынешних разговорах о FIFA, но бывший чемпион мира Жилберто Силва, похоже, всерьез обеспокоен тем, как мало его коллег готовы выразить собственное мнение о реалиях современного футбола. Лучшие футболисты, считает Силва, должны быть на передовой подобных дискуссий. 

"Я считаю, что каждый, кто любит футбол – игроки, бывшие футболисты, тренеры, — должен сказать свое слово,- говорит Жилберто. — Просто немыслимо, что все молчат. Это очень странно. Хоть бы кто спросил: "Что вообще происходит?" Все это просто убивает, ужас. Время что-то менять; те, кто допустил ошибки, должны быть наказаны. Если я что-то делаю не так в своей жизни, я за это отвечаю. Пусть ответят и они".

Луиш Фигу подал свою кандидатуру на пост президента, но покинул гонку этим летом, как раз перед серией арестов и обвинений в коррупции. Жилберто твердо уверен в том, что намного больше игроков должно быть вовлечено в управление футболом на высшем уровне; он и сам собирается взяться за дело. "Конечно, — говорит он, — мы способны на это. Но необходимо подготовиться, хорошо понять, как работают все механизмы и чем именно мы можем помочь. Проблем очень много. Мы умеем справляться с ними на поле, но за его пределами не знаем, чего ожидать от жизни. Здесь очень сложно отличить друзей от врагов".

Жилберто уже 39, но он надеется еще немного поиграть, когда восстановится после травмы колена, из-за которой он пропустил прошлый сезон. Это футболист с сильной гражданской позицией. В Бразилии он был одним из лидеров движения "Bom Senso", группы игроков, добивавшихся прозрачности, демократичности и "здравого смысла" для футбола в своей стране. Это было непросто.

Им часто угрожали их клубы, люди, которые, по словам Силвы: "…не видят дальше своего носа и стараются только для себя. Приходится сражаться с огромной машиной. Эти люди лишь пытаются использовать футбол в своих интересах. Мы же хотим, чтобы игра стала лучше, не только для игроков, но и для болельщиков, для клубов и бразильского футбола в целом. Некоторые видят в нас врагов. Не знаю, почему. Может им есть что скрывать? Нам – нет. Поэтому мы и пытаемся что-то сделать".

Жилберто с детства стремился все делать правильно. Он начал работать в 11 лет, чтобы поддерживать свою семью. Улыбается, вспоминая, на что потратил первый заработок после недели работы на кофейной плантации. "Я купил родителям курицу, — делится воспоминаниями бразилец. – Мне пришлось везти ее на автобусе. Я стеснялся, а она еще и начала кудахтать. Пришлось сделать вид, что меня там не было. Но мой отец был в восторге. Мясо на обед в воскресенье – для нас это было невероятно. Не каждый день получалось есть курицу".

В то время мать Жилберто была больна, ей требовалась пересадка почек. Отец работал на заводе за копейки. Нужно было заботиться еще о трех младших сестрах, поэтому Жилберто решил пойти на работу в таком юном возрасте. Кроме кофейной плантации, он работал и в других местах. "В 12 лет я попал к мебельщикам – помогал делать диваны и все такое прочее. В 13 работал на стройке. Я многому научился и знаю цену деньгам. Пришлось бросить школу, так как надо было помогать отцу кормить семью и собирать деньги маме на лечение".

Его мать поправилась, и с началом своей футбольной карьеры Жилберто зажил так, как раньше и не мечтал. К 26-ти годам он уже стал чемпионом мира. Его выступления в 2002 году привлекли внимание Арсена Венгера, и сразу же после того, как Бразилия победила Германию в Токио, Жилберто присоединился к Арсеналу, где провел "свои лучшие, невероятные годы".

Недавно он опять побывал в Лондоне в рамках поддержки благотворительного проекта Street Child United, который направлен на помощь бездомным детям. Конечно, он не мог не заехать и на тренировочную базу Арсенала, чтобы повидаться со старыми друзьями. Он заявил Венгеру, чтобы тот только дал ему бутсы – и замену Франсису Кокелену можно уже не искать. "Я сказал Арсену, что готов играть",- смеется бразилец, заслуживший прозвище "Невидимая стена". 

"С тех пор, как я ушел, если не ошибаюсь, у Арсенала не было подходящего игрока на мою роль,- говорит Жилберто. – У них есть Микель Артета, Матье Фламини, а раньше – Сеск Фабрегас. Но это игроки другого типа. А я имею в виду того, кто будет таскать пианино, чтобы другие на нем играли. Надеюсь, Кокелен вовремя восстановится и еще поможет Арсеналу в этом сезоне. Он им точно понадобится". Жилберто считает, что здоровым игрокам команды сейчас как раз время сделать шаг вперед. "Это тяжелые времена для клуба, тренеру сложно организовать команду, когда так много игроков травмированы. У Арсена куча проблем и мало футболистов. Они должны с этим считаться".

"Наступает ключевой момент, когда может решиться исход всего сезона.  Если сейчас они продолжат показывать свою силу, то получат неплохие шансы на чемпионство. Пришло время Арсеналу снова выиграть лигу. Это будет хороший подарок Арсену на 20-летие его работы". 

Жилберто также отметил своего соотечественника Филиппе Коутиньо: "Он невероятен. Я видел несколько его матчей за Ливерпуль; он украшает футбол в Англии. Филиппе не может соперничать с противниками в физическом плане, но очень быстро принимает решения. Он получает мяч и двигается, отдает передачи так, что за ним никто не успевает. Бразильские игроки любят брать на себя ответственность, и он – не исключение".

"Новая волна" игроков, по мнению Жилберто, способна восстановить репутацию Бразилии после провала на домашнем чемпионате мира, а у Неймара есть все, чтобы войти в пантеон бразильского фольклора. "Для своего возраста он демонстрирует впечатляющие результаты. Я был очень рад его переезду  Европу.  Думаю, он все сделал вовремя и был уже готов. Неймар – храбрый парень. Думаю, он оставит свой след в истории бразильского футбола".

Жилберто стал свидетелем поражения со счетом 7:1 сидя в одной студии с Михаэлем Баллаком: "Можете представить, каково мне было?" — вздрагивает он, но не отходит от темы восстановления репутации родной сборной. "Это, честно говоря, довольно трудная задача. С тех пор в Бразилии все меняется очень медленно; никто особо не задумывается над тем, что пошло не так в последние 10 лет".

"Взгляните на то, что происходит с местным футболом. Многим клубам все еще необходима нормальная инфраструктура. У некоторых даже нет тренировочной базы – 2015 году это просто стыдоба. А есть такие фавелы, где уже и не поиграешь в футбол на улице, так как там сейчас идет стройка. Нужно что-то делать, чтобы помочь детям  становиться профессионалами, не теряя того, что есть у них в крови – joga bonito, благодаря которой могут вырасти следующие Неймар, Роналдо, Роналдиньо, Ривалдо, Пеле…".

В роли посла Street Child Жилберто старается помочь ребятишкам, которым некуда идти. "Этим детям не повезло в жизни, — говорит бразилец. – Им непросто приходится на улице. Они никто в этом мире – некоторые относятся к ним как к мусору. Но Street Child пытается о них позаботиться. Футбол дает им возможность вернуться в общество, чем-то заниматься".

"Если сравнивать мою жизнь с тем, что проходят они, то мне не приходилось спать на улице и доставать еду из мусорного ведра. Но я пытаюсь поставить себя на их место. Чего они хотят? Им необходима лишь какая-нибудь возможность, чтобы в них кто-то поверил. Без чьей-либо поддержки эти дети могут умереть на улице. А они всего лишь хотят быть частью этого мира".

Эми Лоуренс, The Guardian

Перевод Юрия Паустовского