Согласитесь, очень непривычно в современном футбольном мире видеть команду серьезного уровня, без своей эмблемы и названия. Заставить условный Селтик избавиться от своего четырехлистного клевера и зелено-белых полос на футболках или Аякс – от древнегреческого воина и красно-белого окраса могло бы лишь что-то исключительное и экстраординарное. Например, решение суда.

3 декабря 2014 года Верховный кассационный суд Румынии отклонил апелляцию ФК Стяуа (Бухарест) и оставил в силе решение Министерства внутренних дел о запрете использования клубом его нынешних цветов, названия и прочей символики, которые принадлежат Министерству обороны Румынии (МОР). Это был конец. Конец целой эпохи румынского футбола, которая прошла под светом бухарестской Звезды.

Чтобы вникнуть в суть взаимоотношений Стяуа и Министерства обороны, необходимо серьезно покопаться в истории клуба и добраться до ее истоков. В 1947 году в Румынии был создан Центральный спортивный клуб армии, который, естественно, включал в себя и футбольную секцию. Более того, с 1948 по 1950 клуб носил имя CSCA (Clubul Sportiv Central al Armatei), затем был переименован в ССА, а слово Стяуа, то есть Звезда, появилось в его названии лишь спустя 14 лет после основания. Армейцы оставались под юрисдикцией Министерства обороны вплоть до 1998 года, достигнув пика своего развития под покровительством диктатора Николае Чаушеску. Именно во времена его правления Стяуа стала серьезной силой на евроарене, в 1986 году выиграла Кубок Чемпионов и Суперкубок УЕФА (в Монако было обыграно киевское Динамо 1:0), а затем еще по разу выходила в полуфинал и финал КЕЧ.

На стыке тысячелетий дороги гранда румынского футбола и МОР разошлись. Клуб СSA Steaua сменил название на более привычное FC Steaua București и получил единого владельца в лице бизнесмена Виорела Паунеску.  Чтобы заполучить дополнительные инвестиции на покрытие серьезных долгов клуба, бывший гандболист назначил на пост вице-президента одиозного Джиджи Бекали. Скандальный бизнесмен постепенно стал выкупать акции, а в 2003 году его доля перевалила за половину и достигла 66%. Получив клуб в личное распоряжение, Бекали придумал легкий способ, как списать долг в 11 миллионов долларов: ФК Стяуа был признан банкротом, а на его месте появился АФК Стяуа с новой эмблемой (по сути, реинкарнацией лого 1974-1991 годов), которому и перешло все имущество и регалии предшественника. Со временем предприимчивый владелец даже научился зарабатывать на футболе (около 15 миллионов долларов за сезон), о чем написал в своей книге. Передача Звезды во владение двоюродным братьям выглядела смешно, ведь руководить всеми процессами в клубе продолжил Бекали.

Кроме футбола и бизнеса Джиджи также занимался политикой, дважды баллотировался в президенты, при этом часто оказываясь в эпицентре скандалов. Его обвиняли в похищении людей и подкупе одной из команд чемпионата Румынии, только вот доказать его вину не удавалось. Но в мае 2013 года раскрылись детали земельных махинаций, которые совершил Бекали еще во времена Чаушеску. В 1989 году начинающий бизнесмен приобрел участок земли под Бухарестом и обменял его на аналогичный участок в центре города, который принадлежал Министерству обороны. Через несколько лет цены на землю невероятно подскочили, и Бекали получил огромные деньги, продав землю под застройку. Без мошенничества в этой сделке явно не обошлось и весной 2013 Бекали вместе с экс-министром обороны Виктором Бабьюком были приговорены к 3,5 годам лишения свободы. К слову, в день объявления вердикта Бекали пытался покинуть страну и улететь в Израиль, но был задержан полицией уже в аэропорту Бухареста.

Пока горе-предприниматель отбывает наказание, Министерство обороны обратилось в суд с попытками доказать, что Стяуа незаконно использует клубный бренд с 2004 года (со времен перехода в руки Бекали). Суд удовлетворил иск и утвердил МОР в статусе единственного законного владельца лого и клубных цветов. О судьбе апелляции футбольного клуба вам уже известно. Спустя несколько дней после решения суда игроки столичной команды вышли на матч 17 тура против Ясс в резервной желтой форме и с заклеенной эмблемой, а на табло красовался белый квадрат с надписью «хозяева».

Чтобы не выносить сор из избы Министерство разрешило Стяуа использовать эмблему в матчах Лиги Европы, и поединок шестого тура группового этапа против киевского Динамо прошел в обычном режиме.

Причины столь агрессивной политики государственного органа к футбольному клубу отследить очень сложно. МОР прикрывается желанием возродить армейский клуб, который будет принадлежать государству, а также использовать цвета и лого, отобранные у Стяуа. Но для этого придется строить команду «с нуля», после чего она должна будет пройти всю пирамиду румынского футбола для выхода в элиту. Кроме того, содержать команду топ-уровня – дорогое удовольствие, а тратить на это бюджет страны или Министерства – глупая затея. Потенциальная прибыль от футбольного клуба? В Румынии, как и в Украине, далеко не каждый клуб выходит на самоокупаемость, а о серьезной прибыли говорить точно не стоит. Единственным финансово-здоровым клубом, который считается таковым благодаря трансферной деятельности, является как раз действующий чемпион и лидер чемпионата.  Как видите, плюсов для МОР не так уж и много, поэтому румынские СМИ окрестили эту сагу «войной без победителя, но с огромным количеством проигравших».

Дело могло и не дойти до суда, если бы Джиджи Бекали, находящийся за решеткой, пошел на уступки Министерству и выплатил компенсацию (речь шла о нескольких миллионах евро), но фактический владелец клуба был категорически против такого развития событий и ответил отказом.

Во время двухмесячного перерыва в чемпионате дизайнеры подсуетились над новым логотипом, которым стала восьмиконечная звезда (впервые в истории), заключенная в синий круг с красным крестом. Из эмблемы исчезло название Стяуа, но появилась аббревиатура FCSB. На наличии креста настоял лично Бекали, который однажды на всю страну заявил, что хочет стать апостолом для Великой Румынии.

Над формой проводить серьезных манипуляций не решились, лишь немного изменив оттенки полос на футболке.

Не успела столичный клуб опубликовать новое лого, как в его адрес направились сотни критических стрел. При этом претензии были не к эстетической составляющей, а к его оригинальности. Журналисты отыскали очень похожую эмблему, зарегистрированную полтора года назад клубом Венера. Сразу же после этого информацию о плагиате товарного знака опроверг орган, который эти знаки и регистрирует.

Говорить о завершении истории пока рано, ведь бухарестский клуб не отказался окончательно от имени Стяуа, используя его в аббревиатуре. Если у Министерства получится доказать это в правовой плоскости, то нас ждет очередной виток конфликта и наказание для клуба, а пока остается ждать начала второй части сезона и букв FCSB, прописанных на табло вместо гораздо более привычного и милого сердцу названия.

Не решен также вопрос и с трофеями, которых за 68-летнюю историю набралось немало: 25 чемпионств, 21 Кубок и 6 Суперкубков Румынии, Кубок чемпионов и Суперкубок УЕФА. По закону, эти трофеи будут приписаны клубу, который создаст Министерство, однако такой вариант противоречит здравому смыслу. Да и сам FCSB пока не спешит отказываться от своих регалий, напоминая о них на клубном сайте.

На выходе получаем клуб без названия и название без клуба. И кто теперь может опровергнуть утверждение, что в футболе возможно все?

Александр Кузьменко, Footbаll.ua