В разговоре с украинским полузащитником, поигравшим уже в трех чемпионатах в СНГ, пробуем определить сильнейший из них, рассуждаем о Прибалтийской лиге и ее выводах, размышляем, почему же украинцам приходится становиться легионерами, и приходим к неоспоримому выводу: где есть деньги – там будет и футбол.
"Ковельцы есть и в Китае, и Израиле"
– Роман, вы уже поиграли в лигах четырех разных стран. Сейчас, попрощавшись с Бухарой, опять за границу рветесь?
– Вообще хотелось ближе к родным – это было одним из решающих факторов в решении не оставаться в Узбекистане. Зимой я работал на тренировочных сборах Гурника (Забже), но до подписания контракта с польским клубом дело не дошло. Так получилось, что пока я рассматривал одни предложения, другие отпадали, и теперь, когда сезон начался, я уже рассматриваю все варианты, чтобы не простаивать. Пока поддерживаю форму, тренируясь с Оболонью. Очень симпатизирую команде Сергея Конюшенко – у них отличная база, состав, это настоящая украинская команда. Нельзя ей вылетать из премьер-лиги. А так – хотелось, конечно же, поиграть в Украине – в родной Волыни, например. Ведь я в своей карьере больше играл за рубежом, чем дома. В украинской премьер-лиге хочется, наконец, дебютировать.
– Из ваших земляков многие вынуждены играть за границей: Шпак – в Финляндии, Малыш – в Израиле…
– Есть еще один наш, ковельский, парень, который вообще в китайскую первую лигу подался… Что же, такая судьба украинских футболистов. В Узбекистане вот как раз ужесточили лимит на легионеров из 4-х иностранцев до 3-х, а у нас…
– Давайте вернемся, как говорится, к истокам. Вы воспитанник ковельского футбола, но, наверное, когда вы начинали, второлиговой команды Ковель-Волынь-2 уже не было?
– Я успел еще с ней потренироваться, но когда пришла пора дебютировать во взрослом футболе – она уже снялась со второй лиги. К счастью, пригласили меня в Белую Церковь, где я провел три неполных сезона в Роси под руководством Вадима Мандриевского. Именно там меня приметили представители латвийского клуба Виндава, и спортивный директор вентспилского клуба Михаил Копча пригласил меня в команду. Латвийцев не остановил даже тот факт, что у меня был еще годичный контракт с Росью – вопросы порешали, и я оказался в чемпионате Латвии.
– Что являла собой тогда эта команда?
– Хорошая, симпатичная. Как раз они только вышли в высшую лигу, я попал с ними на сборы, в Турцию ездили, и уже через 10 дней работы мне предложили контракт. Был там мой земляк, ковелец Саша Лищук (он сейчас в Николаеве играет), а также Вадим Олещук, воспитанник Динамо Александр Самойлов и Владимир Мельник – украинский легионер, который в Латвии и за Сконто играл, и чемпионом становился.
"С Григорчуком у нас было дерби"
– В Украине бытует мнение, что прибалтийские лиги – не лучше нашей второй. Вы как раз такой переход совершили, что скажете?
– Вы знаете, по сравнению с украинской второй лигой это совсем другой уровень. У нашего латвийского клуба – новичка лиги – были отличная база, стадион, у нас во второй лиге и сейчас, наверное, такого нет. Да и по уровню футбола они отнюдь не слабачки, что подтверждает тот факт, что их игроки регулярно в более сильные украинскую, российскую лиги переходят. Тогда, когда я оказался в Прибалтике, там уровень был куда сильнее, чем сейчас. В 2008 году еще не было кризиса, и тамошние команды хорошо на ногах стояли. Могу сказать, что высшая лига там, конечно, слабее от украинской, но, поверьте, уровень не шуточный.
– В Вентспилсе кроме вашего клуба базировался еще и одноименный клуб – многократный чемпион и призер местной лиги. Ваша команда, наверное, была рядом с ним «бедной родственницей»?
– Хоть Видава и была новичком Вирслиги, у нас с Вентспилсом были дерби, а не «избиение младенцев». Помню, в первом матче мы вообще уступили с минимальным счетом, пропустив мяч только с пенальти. Дело в том, что тогда за Видаву играло много местных воспитанников, поэтому болельщики даже нам немного отдавали предпочтение. На стадионе много зрителей было, как настоящее дерби.
– Вентспилс тогда возглавлял Роман Григорчук – нынешний тренер одесского Черноморца…
– Очень хороший специалист, сильный тренер. Из Вентспилса он очень приличную команду сделал, по игре и по финансам они где-то наровне со Сконто были.
– Тогда в латвийской Вирслиге легионеров было поменьше, да и те – из постсоветского пространства. Сейчас же множество легионеров – и из Африки, и из Японии, со всего мира. Как думаете, это от хорошей жизни, или же лучшие к ним не поедут?
– Мне трудно судить, ведь я несколько лет не играл там. Но из увиденного и услышанного – прибалтийские лиги сейчас уже не те, что до кризиса. И легионеры и вправду могут быть не лучшими. Вот и моя Видава в итоге распалась…
– Ребята, игравшие в прибалтийских лигах, говорили мне, что если ты играешь в Латвии – то и в Литве, и в Эстонии тебя будут хорошо знать. Одно футбольное пространство, мол.
– Точно. У меня так и вышло – когда Видава захромала, как раз вовремя подоспело предложение от Жальгириса. Литовцы и вправду видели меня в матчах латвийцев. Первый мой приход в состав исторического гранда литовского футбола был не очень удачным:
приходил в одну команду – с амбициями, планами, а затем понеслось – президента клуба посадили даже, все захромало… И я решил в такой ситуации вернуться домой, принял приглашение тернопольской Нивы, игравшей тогда в первой лиге. Севастополю еще гол успел забить. Но в Украине оказалось, что тоже футбол весь в проблемах, и очень вовремя поспело приглашение от Игоря Панкратьева, ставшего главным тренером Жальгириса. Помните, был такой футболист в литовской команде и киевском Динамо?
– Еще бы. Здесь другая историческая параллель: вы были игроком тернопольской Нивы, да и он когда-то ее цвета защищал…
– Да. В любом случае, я согласился – Панкратьев хорошо знал мои возможности, знал меня по игре в Жальгирисе. К тому же, он сказал, что в команде все поменялось и ставятся высокие задачи.
– И вы и вправду сразу же замахнулись на медали…
– Взяли «бронзу», хотя до последнего боролись с Судувой за «серебро» и уступили лишь по дополнительным показателям при равенстве очков. Но литовский футбол уже был не таким, как до кризиса. Панкратьева «сняли», команда не получила лицензии на еврокубки, хотя и завоевала медали. У меня закончился контракт, и хотя мне предлагали пролонгировать его, я решил сменить обстановку.
"Забил гол команде Демьяненко"
– Что перевесило в пользу бухарского варианта?
– В Узбекистане футбол был на подъеме. Условия финансовые были лучше, соответственно, и лига богаче и интереснее.
– Но ваш новый клуб был середнячком, а Жальгирис – призером…
– Если бы Панкратьев остался – я бы, наверное, тоже не уходил. Это очень важно – найти тренера, который тебе доверяет. Но меня не держали ни тренер, ни еврокубки…
– Какие главные впечатления от Узбекистана?
– Там на футбол ходят, как раньше. Люди старшего возраста любят вспоминать, как в советские времена в небольших городах заводы и предприятия останавливались, потому что все шли на футбол. Вот так, по-советски, и в Узбекистане относятся к футболу болельщики. Поверьте, после 2-3 тысяч зрителей на литовских или латвийских матчах заполненный стадион в Бухаре производил впечатление. На матчи нашей команды менее 20 тысяч зрителей не приходило.
– Да, и сейчас так – Александр Тарасенко рассказывал нашему сайту, что дома Бухара играет, как в Лиге чемпионов – стадионбитком.
– Вот-вот. Вообще, я застал Узбекистан во время настоящего футбольного бума. Уже не было Сколари и Ривалдо, но лига от того не была хуже. Рубились мы с Бунедкором, Насафом, Пахтакором. И хотя это действительно сильные команды, мы у них и ничьи брали, и если и проигрывали – то достойно. Я, кстати, будущим обладателям Кубка АФК забил…
– И как Демьяненко на «привет» от земляка реагировал?
– Ну, я с ним не то, чтобы знаком… А вот с Димой Козаченко (он ворота Насафа защищал) пообщались.
– Ваша команда заняла по итогам сезона место в серединке. Неплохо, как для новичка «вышки». Можно было бы остаться?
– Там тренера поменяли, да и контракт у меня закончился. Дальше я рассматривал разные варианты, затем был Гурник (там, кстати, с Сашей Шевелюхиным работали). Ждал я до последнего какого-то конкретного варианта в Украине, но теперь и заграничные рассматриваю.
– Давайте к вопросам более общим. Вы поиграли и в Литве, и в Латвии. Где лига посильнее?
– Из того, что я сам видел – лиги приблизительно равные. И там, и там трио и остальные (в Литве – Жальгирис, Экранас, Судува, в Латвии – Венспилс, Лиепая, Сконто). Литовский футбол был бы более сильным, если бы не конкуренция со стороны баскетбола. Хотя и так они молодцы, вон сколько игроков воспитали для клубов побогаче.
– Вам с такими доводилось работать?
– Когда в Жальгирисе играл – тренировался с Миколюнасом (тот, что в киевском Арсенале – он тогда в шотландском Хартс играл), Арлаускисом (Рубин), Янкаускасом (победитель Лиги чемпионов и Кубка УЕФА в составе Порту, сейчас работает ассистентом главного тренера Локомотива – португальца Коусейру). Каждый из них в какой-то момент нуждался в поддержании формы, вот и работали с нами.
– В Балтийской лиге поиграть доводилось?
– Вот, знаете, нет. Как-то мимо меня прошло. Ее играют по ходу сезона, как кубок, вплетая в сетку календаря. Но, по моим впечатлениям, команды, борющиеся за медали или играющие в еврокубках, не очень обращают внимание на этот турнир. Резервные составы ставят, тяготятся.
Артур Валерко, Football.ua
Справка обозревателя Football.ua
Роман Романчук родился 19 августа 1986 года в Ковеле (Волынская область). Крайний полузащитник, защитник. В профессиональном футболе дебютировал в составе второлиговой белоцерковской Роси (2005-2008; 57 м., 3 г.), затем играл в составе латвийской Виндавы из Вентспилса (2008; 29 м., 1 г.), тернопольской Нивы (2009; 6 м., 1 г.), литовском Жальгирисе из Вильнюса (2009 и 2010; 23 м., 1 г.), узбекской Бухары (2011; 26 м., 3 г.). Бронзовый призер чемпионата Литвы 2010 года.
Использованы фото ФФУ, ФК Жальгирис и wikipedia