Руководство мадридского Реала попросило нового тренера команды Рафу Бенитеса сесть на диету — человек, который олицетворяет самый титулованный клуб Испании, должен следить за собой и подавать пример. В Италии от Рафаэля требовали другого — того, что при подписании контракта с Лос Бланкос является само собой разумеющимся и даже не обсуждается. Побед. Трофеев. Успехов. Плевать на внешний вид, главное, чтобы результат был. На память о себе Бенитес оставил Неаполю Кубок Италии и пиццу с собственной физиономией. Неизвестно, впечатлило ли блюдо гурманов, но Коппы руководству адзурри явно показалось мало, и было принято решение расстаться с любителем хорошо покушать. Авторитет все еще работает на Рафу — он быстро нашел себе новую работу, причем пошел на повышение. Наполи в поиске замены выбрал извилистый путь и, в конце концов, свернул в достаточно неожиданном направлении.

Легенда немецкого футбола Франц Беккенбауэр почему-то заявлял, что Партенопеи примет Юрген Клопп. Итальянские СМИ говорили о переговорах с Унаи Эмери, которые продвинулись достаточно далеко. Под рукой были Синиша Михайлович и Винченцо Монтелла, по их собственному мнению достигшие потолка в работе с Сампдорией и Фиорентиной соответственно. Говорили даже о Лучано Спаллетти — мол, команде нужен алленаторе с именем, не менее известный, чем Бенитес. Но неаполитанцы предпочли резко сменить вектор — контракт с клубом подписал наставник Эмполи Маурицио Сарри, а новым спортивным директором стал Кристиано Джунтоли из Карпи

Для Сарри сезон 2014/2015 стал дебютным в Серии А, а Джунтоли никогда не работал в клубах элиты. Однако Аурелио Де Лаурентис, президент Наполи, следит за трендами или, по крайней мере, советуется со знающими людьми. Он, естественно, в курсе, за что Маурицио называют "новым Арриго Сакки" и как Джунтоли за копейки собрал команду, которая стала сенсацией прошлого первенства в Серии Б. Зарплатная ведомость Карпи составила два с половиной миллиона евро (Гонсало Игуаин получает в два раза больше), а суммарная стоимость футболистов, выигравших чемпионат, не превысила четырех миллионов — у Наполи финансовое состояние получше, но в свете непопадания в Лигу чемпионов сэкономить не помешает.

Де Лаурентис прямо заявляет о начале нового цикла — в Италии просто обожают это выражение. Слова Аурелио перекликаются с недавними заявлениями Сильвио Берлускони (его Милан также претендовал на Сарри) — мол, необходимо создать исконно итальянскую команду, которой будет гордиться вся страна. Это еще раз подчеркивает, насколько изменились взгляды руководства Партенопеи: за два года при Бенитесе в клуб пришло двадцать футболистов, и лишь один из них — Маноло Габбьядини — родился на Апеннинах.

"Как я пришел к идее ставки на итальянцев? Мы получили несколько отказов от легионеров — они не хотят играть в Лиге Европы. Что ж, необходимо применить иной подход — мы верим в наших молодых игроков и их прогресс, а также уверены, что в стране немало футболистов, которые могут быть нам полезны", — говорит Де Лаурентис.

В одном из интервью Маурицио Сарри признавался, что один из его наибольших страхов — отсутствие взаимопонимания с "большими" футболистами. Тренер, конечно, хотел попробовать свои силы на новом уровне, но боялся, что не найдет общего языка со звездами. Рано говорить о том, как складываются отношения нового алленаторе с Мареком Хамшиком и Гонсало Игуаином — игроки еще в отпуске. Но уже очевидно, что Сарри хочет видеть рядом людей, на которых можно положиться, соратников в раздевалке. Неудивительно, что первым новичком Наполи стал капитан Эмполи Мирко Вальдифиори.

29-летний полузащитник идеально подходит под анонсированную философию Наполи, но о его возможном переходе говорили еще по ходу сезона, когда даже не было толком понятно, уйдет ли Бенитес. Не обратить внимание на Вальдифори было невозможно — мозг ворвавшегося в элиту Эмполи даже заработал вызов в сборную Италии, чей наставник Антонио Конте находится в постоянном поиске и не боится экспериментировать. Титул "провинциального Пирло" перекочевал к лидеру тосканцев от не оправдавшего надежд Франческо Лоди, и Мирко сделал то, на что в свое время не решился полузащитник Катаньи — быстро шагнул вперед по карьерной лестнице, не думая о последствиях.

Конечно, назначение Сарри повлияло на выбор Вальдифиори — у него, в отличие от остальных футболистов Наполи, есть гарантии. Игра Эмполи строилась через центр поля, и по количеству сделанных передач Мирко уступил только Гари Меделю из Интера. Но чилийский полузащитник куда более ориентирован на оборону, а Вальдифиори — лучший в Серии А по "обостряющим" пасам — то есть тем, после которых партнеры выходили на позиции для удара. Источником вдохновения, естественно, называет Андреа Пирло: "Он делает так, что самые сложные приемы, выглядят легко. Это легенда, и я невероятно рад, когда мне удается сделать что-то из его арсенала — например, получить мяч от защитника и в касание забросить его на нападающего".

Появление в команде такого футболиста, который, к тому же, хорошо знаком тренеру, скорее всего, существенно изменит "лицо" Наполи — Сарри никогда не делал акцентр на фланги, предпочитая пару нападающих и крепкий кулак в центре. Более того, Вальдифиори — не единственный футболист Эмполи, которого Маурицио хочет переманить в Неаполь. Партенопеи ведут переговоры с тосканцами по поводу Риккардо Сапонары и хотят договориться с Ювентусом об аренде Даниэле Ругани.

Если с Ругани все понятно — центр обороны адзурри в прошлом сезоне не выдерживал никакой критики, а защитник молодежной сборной стал одним из лучших по оценкам СМИ и провел от звонка до звонка все 38 матчей чемпионата. А вот 15 миллионов евро, которые адзурри готовы отдать за Сапонару, вызывают вопросы — а как же Марек Хамшик? Впрочем, если взглянуть на статистику, то воспитанник Эмполи в прошлом сезоне едва ли уступал словаку. Риккардо сыграл на десять матчей меньше, но забил те же семь голов. Преимущество на стороне Хамшика лишь по ассистам: девять против трех. Среди других футболистов, которые могут сделать Наполи "более итальянским": нападающий дортмундской Боруссии Чиро Иммобиле и защитник Торино Маттео Дармиан. Говорят и о вратаре Аталанты Марко Спортьелло, но возвращение в Неаполь Пепе Рейны ставит под сомнение этот переход.

Никто не удивится, если уже осенью Де Лаурентис заявит, что ошибся, выгонит Сарри и пригласит дорогостоящего тренера с именем — боссы итальянских клубов никогда не отличались терпением и последовательностью, и любой алленаторе рискует своим авторитетом, принимая их предложение. Маурицио, без сомнения, нужно время — об этом говорят не только простые болельщики и журналисты, но и более значимые персоны, вроде бывшего адзурри Фабио Каннаваро. "Сарри проделал великолепную работу, мне очень понравился его Эмполи. Но необходимо быть осторожными — ему нужно время. И вот тут у меня возникают сомнения — не уверен, что в Наполи будут готовы ждать", — говорит чемпион мира 2006-го года.

В своем благородном стремлении построить команду для всей Италии руководство Партенопеи ходит по тонкому льду. Процесс вряд ли выйдет быстрым и безболезненным, а отказ от выбранного курса не добавит авторитета Де Лаурентису в глазах и без того разочарованной неаполитанской публики. Президент, как обычно, желает клубу исключительно добра, но лучшее, как известно — враг хорошего.