За свою двадцатилетнюю карьеру Вальтер Самуэль успел поиграть за сборную Аргентины, Боку Жуниорс, Рому, мадридский Реал и миланский Интер. За пределами поля он вовсе не похож на того футболиста, которого мы видим во время матчей. Привычно уклоняясь от камер и других ловушек славы, ветеран защиты редко дает интервью и неохотно делится своим мнением.

"Я всегда был немногословным. За меня говорила моя игра на поле", — держа микрофон в руках, 37-летний игрок полностью оправдывает прозвище, полученное в Италии — Il Muro (Стена).

Сейчас аргентинец играет в швейцарском Базеле — далеко не в центре внимания прессы и готовится к последним шести месяцам своей карьеры.

FIFA.com: Многие удивились, когда Вы подписали контракт со швейцарской командой после 20-ти лет, проведенных в грандах мирового футбола. А Вы сами не удивились такому повороту событий?

Вальтер Самуэль: Это была новая возможность. Поступали предложения от некоторых итальянских клубов, но мне хотелось сменить обстановку. Друг подсказал мне, что можно перейти в Базель; мне эта идея понравилась, ведь клуб всегда хорошо выступает в еврокубках. Я не был уверен, что они заинтересуются мной, но в результате контракт заключили очень быстро. Я очень доволен своим решением и ни о чем не жалею. Честно говоря, думаю, можно было бы переехать сюда и раньше, в лучшей форме и наслаждаться игрой в Базеле еще больше.

Аргентинцу, который 15 лет провел в Испании и Италии, жизнь в Швейцарии может показаться немного необычной.

Здесь намного спокойней (улыбается). Но мне и моей семье здесь очень хорошо, нам нравится. Мои дети учат новый язык, это им очень пригодится. Хотя я и не понимаю ни слова; но, думаю, им это полезно.

В октябре Вы объявили, что после окончания сезона повесите бутсы на гвоздь. Когда было принято это решение?

Я уже не молод, пришло время и мне уйти. Раньше я об этом особо не говорил, но часто думал. Еще в прошлом году я сомневался, стоит ли играть дальше, и с самого начала знал, что это будет мой последний сезон, и все, что мне остается сделать — объявить об этом. Но это не страшно. Мне все еще нравится играть, тренироваться, веселиться с товарищами по команде. Я бы это ни на что не променял. В июне все закончится, но я не расстраиваюсь по этому поводу. Мне и так повезло играть здесь, я надеюсь получить удовольствие от того, что осталось.

Вы уже думали о том, чем будете заниматься потом?

Нет. Все об этом спрашивают, но меня это не волнует. Я хочу сделать что-то со своей жизнью, хочу быть готовым к чему-то новому. Хотелось бы стать тренером и поработать с молодежью. А потом уже посмотрим. Меня не пугает мое будущее. Моя семья будет рядом, поэтому я спокоен.

Вы долго играли на международном уровне. Расскажите о своих взлетах и падениях в футболке сборной Аргентины.

Давайте начнем с падений. Самым печальным был вылет на чемпионате мира в Японии и Корее в 2002 году. Не просто потому, что мы покинули турнир, но из-за команды, которая у нас была, из-за тренера (Марсело Бьелсы), да и не только. Если бы мы прошли хотя бы первый этап, то добрались бы намного дальше; та команда играла для болельщиков. Это было самое сложное, что я пережил в футболке сборной своей страны.

А взлеты?

Чемпионат мира U-20 1997 года был самым счастливым в моей жизни, ведь после этого я не выиграл ни одного трофея с первой командой. Тот титул принес мне очень много радости, мне тогда повезло играть с такими товарищами по команде.

Вы сказали, что хотите потренировать молодежную команду. Что необходимо юным игрокам, когда они только начинают играть в футбол?

Нужно быть с ними честными. Детям нужна помощь, нужно все объяснять предельно просто. В это время они узнают больше, чем когда-либо еще в жизни. Позже, когда они пробиваются в первую команду, им пригодится хорошая подготовка, все, чему их учили раньше. Когда я был в команде U-20, нам вбили в голову несколько вещей, например, понятие о дисциплине.

В будущем это помогает игрокам правильно питаться и тренироваться. Они должны понимать, что играть за сборную — это большая честь, воплощение мечты, а не просто ступенька в личной карьере. В идеале футболистам нужно пытаться пробиться в команду U-17, потом в U-20 и так далее. И только после этого стоит уезжать в Европу или в большую команду где-нибудь еще.

Что скажете о нынешней сборной Аргентины? Вы следили за отборочным циклом на чемпионат мира?

Это было непросто из-за разницы во времени, но я смотрел все матчи в прямом эфире. Думаю, в последних двух матчах команда справилась на отлично. Во втором тайме против Бразилии аргентинцам пришлось нелегко, но они заслуживали победу, хотя у Селесао сейчас очень хороший состав. Мне нравится то, что пытается сделать Тата Мартино. Это было видно в матче с Колумбией; нужно двигаться вперед шаг за шагом.

Вы были очень спокойным игроком. А какой из Вас болельщик? Вы волнуетесь, когда смотрите матчи своих любимых команд?

Да, немного. Например, в матче с Колумбией у нас были неплохие шансы на победу, но никак не получалось реализовать явное преимущество; я тогда разнервничался (смеется). К счастью, Аргентине удалось добыть победу.

На последнем чемпионате мира главным достоинством сборной Аргентины была защита. Но с тех пор в защите команды произошла смена поколений. Что Вы об этом думаете?

Мне показалось, что Николас Отаменди и Рамиро Фунес Мори оба сыграли хорошо в Колумбии. Гарай отлично провел чемпионат мира. По-моему, Отаменди прекрасный игрок и он на голову выше всех остальных, но Николас должен помогать Фунесу Мори развиваться дальше. В последнем мне больше всего нравится то, что он всегда ищет мяч, может пройти вперед и даже забить. Рамиро не боится играть, это очень важно, особенно на международном уровне. Насколько я понимаю, у Аргентины сейчас отличный выбор центральных защитников.

Ваша сборная пройдет на чемпионат мира в России в 2018 году?

Конечно! Я на это надеюсь. Я уже не дождусь, когда смогу насладиться чемпионатом мира. Не думаю, что у нашей команды возникнут какие-либо проблемы, хотя отборочный цикл будет непростым. Я видел две последние игры, и у меня нет сомнений в том, что у Аргентины все получится.

Перевод Юрия Паустовского