Саутгемптон запускает уникальный долгосрочный план по использованию знаний своих экспертов в этой области, чтобы помочь в подготовке лучших тренеров и молодых игроков в США и Канаде, при этом не забывая о продвижении своего собственного бренда за океаном. На прошлой неделе NBC Sports удалось пообщаться с руководством Саутгемптона о нюансах осуществления плана по продвижению на североамериканский рынок.

Стартовать проект должен первого июля этого года. Сотон намерен сотрудничать с 10-ю командами со всей Северной Америки. В общих чертах план таков:

- Саутгемптон время от времени будет направлять часть своих лучших тренеров и других работников в Соединенные Штаты, будет принимать представителей клубов-партнеров на конференциях по обе стороны океана, в том числе на конференции в Балтиморе, которая пройдет в августе;

- в апреле 2017 года будет проведен "Southampton Cup", в котором североамериканские команды сыграют с клубами из Европы;

- Святые проведут тренерскую конференцию в Саутгемптоне в мае следующего года, на которой будет рассказано о закулисной работе клуба от команды U-8 до взрослого состава;

- руководят этим проектом технический директор Мартин Хантер и менеджер по спортивной медицине и научным разработкам Мо Гимпель;

- им будет помогать команда работников Саутгемптона, которые будут лично сотрудничать с представителями клубов США и Канады, чтобы ознакомить их с собственными методами развития молодых игроков.

Святые вкладываются в этот проект на полную, одна из их долгосрочных целей — получить постоянно работающий центр с представительствами на обоих побережьях США, а также помочь развитию футбола путем подготовки более профессиональных тренеров. Они намерены открыть двери своей академии для множества американских игроков, которые когда-нибудь, возможно, пробьют себе путь в первую команду.

Это довольно амбициозные планы, но и Саутгемптон — клуб очень амбициозный. Из года в год Святые продолжают превосходить ожидания болельщиков, на равных борются с представителями английской элиты, а другие клубы завидуют количеству игроков топ-уровня, которые выходят из дверей академии Сотона. Посмотрите документальный фильм "Southampton Way" Роджера Беннетта — вопросы отпадут сами собой.

Их путешествие из третьего английского дивизиона в топ-7 Премьер-лиги и Лигу Европы в 2015 году — закономерный результат перестройки, проведенной благодаря семье Либхер. Но Саутгемптон и раньше славился хорошими молодыми футболистами, которые составляли ядро команды. Теперь клуб хочет привить свои ценности в Северной Америке, а с помощью председателя Ральфа Крюгера, который родился и вырос в Канаде, с его связями в североамериканской спортивной сфере, это вполне может стать реальностью.

"Если провести маркетинговое исследование в Премьер-лиге, то мы окажемся одними из лучших, если не лучшими по подготовке игроков, — заявил Крюгер прошлой осенью. — Поэтому мы хотим прийти в США с четкой моделью развития, которую предложим их академиям и центрам, где занимаются около 6000 детей".

На прошлой неделе мы разговаривали с Хантером и Гимпелем в павильоне имени Маркуса Либхера. Они рассказали, что сейчас все в клубе только и говорят об этом новом и довольно амбициозном проекте.

Святые попытаются проложить себе путь на американский рынок немного другим образом, чем остальные английские и вообще европейские клубы делали это в прошлом. У них нет такого количества болельщиков, как у конкурентов по Премьер-лиге — Манчестер Юнайтед, Челси или Арсенала. Поэтому вместо того, чтобы приехать на предсезонную подготовку в Штаты и раздавать футболки, пытаясь привлечь новых фанатов, клуб из Хэмпшира стремится построить стабильную базу болельщиков, поделившись секретом того, благодаря чему их знают во всем мире: подготовки молодых игроков высочайшего уровня благодаря самым эффективным методам тренировок.

Уже не один год уровень выпускников академии в Стэйплвуд говорит сам за себя. Из ее стен вышли Алан Ширер, Мэтт Ле Тиссье и Уэйн Бридж. Из новейших звезд можно перечислить Тео Уолкотта, Гарета Бэйла, Алекса Окслейда-Чемберлена, Адама Лаллану, Люка Шоу и Калума Чеймберса, которых Сотон продал за огромные суммы денег, и теперь они играют за крупнейшие клубы планеты.

На этом Святые заканчивать не собираются: уже теперь в первой команде постоянное место в составе имеют Джеймс Уорд-Праус и Мэтт Таргетт, и такие футболисты, как Харрисон Рид и Сэм Галлахер, тоже готовы получить свой шанс.

Так что же такого особенного в их способе подготовки игроков? Что Саутгемптон сможет предложить клубам из Соединенных Штатов после первого июля?

"Вся история клуба уходит в это, — сказал Хантер. — В последние шесть лет, с тех пор, как семья Либхер работает с нами, у нас есть возможность делиться опытом с другими. Нам нечего скрывать. У нас нет волшебной пыли, которой мы посыпаем своих ребят. Мы просто так работаем. Это как будто учиться в хорошем университете. Поступаешь в Оксфорд — надеешься получить хорошее образование. Попадаешь в Саутгемптон — достаточно просто взглянуть на ребят вроде Гарета Бэйла, чтобы понять, какой уровень подготовки можно от нас ожидать. Все достаточно просто. Нам есть чем подтвердить свои слова".

"Также стоит упомянуть о том, что если уж мы отправляем людей за океан, то это будет не кто-нибудь, — продолжил Хантер. — Мы будем отправлять ключевых работников в нужные моменты. Поэтому мы так уверены, что все получится. Все будет не только на словах. Это очень важное дело для нас, и мы будем поддерживать его всеми силами".

Для начала Святые будут сотрудничать с десятью клубами. Первого июля стартует четырехлетний план для каждого из них. Так Саутгемптон попытается заложить надежную основу для дальнейшей работы по всей Северной Америке и других растущих рынках, например, в Китае и Австралии. Руководство Сотона было ошеломлено уровнем интереса, который проявили к проекту американцы — они готовы "очень жадно впитывать новую информацию, как губки".

Мо Гимпель, который уже провел ряд встреч с представителями клубов-партнеров, не может дождаться старта проекта.

"Начиная с первого июля, мы будем работать не покладая рук, все будет отлично, — уверяет Гимпель. — На конференции присутствовало тринадцать тысяч людей со всех уголков Соединенных Штатов. Мы обсудили все возможные вопросы, и многие другие клубы, от западного до восточного побережья, тоже желают присоединиться".

Но почему же Святые так уверены в том, что их план сработает в США?

"Наш план сработает, потому что мы относимся к нему очень серьезно. Для нас это долгосрочный проект, и мы рассчитываем на долгосрочное партнерство. Нам хочется наладить тесные связи с клубами в сфере подготовки тренеров, — объясняет Мартин Хантер. — Мы не будем сражаться с организациями, которые официально выдают тренерские значки. Для нас это дополнение к тому, чем мы занимаемся здесь — успешно готовим взрослых и совсем юных игроков обоих полов. Для нас это очень важно. Мы пытаемся поделиться опытом с тренерами в США, а в дальнейшем это должно отразиться и на их игроках. Мы хотим рассказать ключевые вещи о том, как работаем здесь, как готовим тренеров и работаем с футболистами у себя на родине".

Учитывая то, что средства, выделенные на эту программу, выглядят просто ничтожно на фоне бюджета крупнейших клубов Премьер-лиги, многие могут задать вопрос: "Зачем же вкладывать столько времени и сил на этот проект?"

"Если мы начинаем что-нибудь серьезное, то делаем это очень осмотрительно; мы настроены на долгосрочное сотрудничество. И кто сказал, что оно должно когда-нибудь завершиться? — спрашивает Гимпель. — Мы будем на слуху, постепенно развивая свой бренд в Соединенных Штатах, помогая американцам готовить тренеров для соккера, поднимая уровень здоровья нации. Как ни крути, Саутгемптон отлично подходит для этой роли. Развивая свой бренд, мы надеемся привлечь новых болельщиков, а если получится найти и хороших игроков — будет и вовсе чудесно. Но не в этом наша главная цель".

Развитие бренда Саутгемптона — вот главная цель проекта. Но командам, которые будут сотрудничать со Святыми, будет предоставлен выбор: играть или не играть в форме, повторяющей цвета Сотона, помещать ли на футболки логотип клуба, или же вообще никак не демонстрировать связь с ними. В этом плане Саутгемптон ни на кого давить не собирается.

Но стоит ли волноваться по поводу того, что работники далеко не самого крупного и богатого клуба Премьер-лиги просто выбьются из сил с этим новым проектом?

"Этот вопрос все еще обсуждается. Мы начнем с тех вещей, в которых на 100% уверены, будем выделять сотрудников и всячески поддерживать программу, — обещает Хантер. — Мы знаем, что ее потенциал просто огромный, нужно просто делать там то же самое, чем мы занимаемся на родине — шаг за шагом идти к успеху. Мы не собираемся закладывать шаткий фундамент, который завалится при первым невзгодах. Нам нужна надежная основа, такая же, какую мы построили у себя за последние шесть лет. Мы это осознаем и обязательно будем учитывать в работе".

Из разговора с Мэттом Сэнгером, менеджером по развитию в Саутгемптоне, стало ясно, что он, хотя и довольно амбициозно, но вполне реалистично оценивает потенциал проекта. При этом Сэнгер настаивает на том, что нельзя забывать о самом важном принципе: главное — качество, а не количество.

"Мы отдаем себе отчет в том, чего действительно можем достичь,- объясняет Сэнгер. — Можно, конечно, попытаться объять необъятное, но нужно понимать, что качественно работать мы можем лишь с определенным количеством клубов. Не опускать планку качества — это ключевой принцип нашей программы".

Святые также предоставят клубам из Северной Америки доступ к собственной системе отслеживания состояния игроков. Это даст возможность сравнить показатели футболистов Саутгемптона в прошлом и нынешние показатели игроков своей команды.

"Клубы из США теперь смогут сравнить показатели своих игроков с показателями, например, Гарета Бэйла в том же возрасте,- говорит Сэнгер. — Они смогут понять, что необходимо этому игроку для достижения успеха в дальнейшем".

Саутгемптон не собирается сосредотачиваться на какой-нибудь одной возрастной группе игроков, а наоборот — попытается сотрудничать с теми клубами, где есть команды от U-8 до U-16.

"У США огромный потенциал в плане возможной подготовки футболистов топ-уровня, — считает Хантер. — США — это очень активная страна, спорт здесь важен, как нигде в мире".

Но если не принимать во внимание большой спортивный потенциал американцев, главная проблему футбола (соккера) в Северной Америке заключается в том, что дети играют в него до 12-13 лет, а потом сосредотачиваются на более традиционных видах спорта — баскетболе, американском футболе и бейсболе. Мы спросили технического директора Саутгемптона, есть ли какой-нибудь оптимальный возраст, когда ребенок должен учиться играть в футбол?

"Самые важные годы для будущих профессионалов — это 7-12 лет. Поэтому немного странно, что дети здесь уже получают какие-то знания, начинают оттачивать свои навыки, а потом просто не хотят играть, — говорит Хантер. — Большинство лучших игроков Саутгемптона попадали в академию в возрасте примерно восьми лет. Мы уже тогда начинаем давать им тактическую и техническую подготовку. Уже доказано, что этот период — ключевой в подготовке профессионального футболиста".

"Наша программа выполняется в три этапа. Первый начинается в восемь лет и продолжается до двенадцати. Период юношеского развития длится до шестнадцати лет, а дальше — профессиональная подготовка. Футболисты идут по протоптанному пути, получают возможность пробиться в первую команду. Так у нас все устроено. Мы не из тех, кто платит за юниоров по 3-4 миллиона долларов; мы просто не видим в этом смысла".

За последних четыре года Саутгемптон дал возможность дебютировать в Премьер-лиге десяти тинэйджерам. Это в который раз подтверждает то, что в Саутгемптоне умеют развивать 15-16-летних ребят, заигрывая их за основной состав.

Так получится ли использовать такие методы в МЛС?

"Это возможно, но футбольная система в колледжах очень сильно мешает, — считает Гимпель. — У нас ребята в этом возрасте уже полностью отдают свои силы спорту, а в Соединенных Штатах им приходится выделять время еще и на учебу. Это довольно трудно".

В 2010-м году, когда Хантер занял должность технического директора в Саутгемптоне, клуб пытался использовать опыт Осера, Барселоны и Аякса в развитии молодых игроков. Теперь же сам Сотон в центре внимания — весь мир готов учиться у них.

Святые осознают, что от этого проекта в Северной Америке не стоит ожидать немедленных заоблачных результатов.

"Мы посмотрим, как все пойдет. Подготовка футболиста — дело не одного года. Это происходит постепенно,- говорит Гимпель. — Это долгосрочный проект, как мы уже не раз говорили. Мы должны убедиться, что с самого начала будем делать все правильно".

"Если со временем восьмилетний ребенок, принимающий участие в нашей программе, станет профессиональным игроком, это будет просто невероятно,- говорит Сэнгер. — Это будет свидетельством абсолютного успеха программы; это будет значить, что методы, которые мы используем в Саутгемптоне, можно использовать и во всем мире, получая при этом отличный результат".

"Через десять лет мы надеемся создать полноценный филиал с базами на Восточном и Западном побережьях, — улыбается Гимпель. — С нами будет сотрудничать очень и очень много клубов, а Саутгемптон станет главной командой Премьер-лиги в глазах обычного американского болельщика".

"Юные американцы в Саутгемптоне? Почему бы и нет?"- потирает руки Хантер.

Многие надеются, что соккер все же займет достойное место среди традиционных видов спорта в США и Канаде. Кто, если не европейцы могут помочь вывести футбол в Америке на качественно новый уровень? И Саутгемптон, и партнеры за океаном очень надеются на то, что вскоре получится воспитать новых Гарета Бэйла, Тео Уолкотта или Люка Шоу.

И действительно, почему бы и нет?

Джо Принс-Райт, NBC Sports

Перевод Юрия Паустовского