В Германии запрет на использование пиротехники на стадионах стал камнем преткновения в процессе достижения гармонии между руководствами клубов и фанатами. Но положительный опыт решения проблем с пиротехникой в Австрии и Норвегии доказывает, что некоторый компромисс возможен. Цель этой статьи – рассказать украинским болельщикам о сложностях, с которыми сталкиваются их европейские коллеги в попытке отвоевать право на законное использование пиротехники во время матчей.

Когда в начале девяностых стадионы Германии начало освещать зарево факелов и бенгальских огней, журналисты заговорили о футбольной горячке. Вслед за итальянскими тифози, немецкие болельщики аудиоэффекту предпочли эффект визуальный и нашли в пиротехнике выход своей необузданной фанатской страсти, превратив её в неотъемлемый фактор своеобразной футбольной атмосферы. Сегодня, как и двадцать лет назад, болельщики охотно жгут на трибунах бенгальские огни, но то, что тогда называлось "футбольной горячкой", сегодня у широких масс ассоциируется с общественными беспорядками и опасностью.

И по правде говоря, оснований у них для этого достаточно - то болельщики дрезденского Динамо устроят артподготовку своим футболистам перед выходом на поле в Дортмунде, то фанаты Ганзы обстреляют ракетами трибуну болельщиков Санкт-Паули. Но всё же приравнивать использование пиротехники к насилию было бы несправедливо.

Футбольный союз карает подобные акции денежными санкциями, и со времени установления запрета только клубы первой и второй Бундеслиг заплатили общей суммой 300 тыс. евро штрафов, и поверьте, даже в низших лигах немецкого футбола проблем с использованием пиротехники более чем достаточно. Некоторые клубы как, например, Ганновер добиваются того, чтобы штрафы платили сами провинившиеся болельщики. В декабре прошлого года во время кубкового дерби между Нюрнбергом и Гройтер-Фюртом кто-то из фанатов фюртцев запустил ракету в гостевой сектор. Личность его была установлена и хлопотанием президента клуба 10 тыс. евро штрафа обязан был заплатить фанат. Правда, развязка у дела получилась трагическая. Неизвестно, из-за штрафа или по другим причинам, но человек покончил жизнь самоубийством.

Проблема для клубов заключается ещё в том, что несмотря на помощь полиции, вычислить виновников зачастую крайне тяжело. Многие умельцы прячут ракеты в двойных подошвах или же зашивают в подкладку куртки дымный порох. Для немецких ультрас и речи быть не может об отказе от использования пиротехники - для них это уже неотъемлемая часть фанатской культуры.

В 2010 году фанаты третьелигового Хемницера решили, что попытки властей очистить трибуны от пороха бессмысленны, и предложили Немецкому футбольному союзу (дальше - НФС) на рассмотрение свой проект легализации пиротехники на стадионах – под контролем фанатской организации, полиции и клуба. И летом следующего года в плане продвижения проекта легализации пиротехники наметились позитивные сдвиги, когда на диалог с болельщиками пошёл уполномоченный по вопросам техники безопасности Гельмут Шпан. Речь, правда, велась даже не о полной легализации, а о составлении плана пробного проекта. Но как только Шпан покинул свою должность в НФС и занял пост в Международном центре по безопасности в области спорта, встречи с фанатами прекратились.

2 ноября 2011 года НФС и Немецкая футбольная лига в своём пресс-релизе заявили, что останавливают переговоры касательно легализации использования пиротехники. В заявлении сообщалось, что запрет подтвердили на основании независимого юридического заключения. В дальнейшем они постоянно настаивали на своем окончательном "нет", и запрет на использование пиротехники на стадионах актуален до сих пор. Преемник Гельмута Шпана Хендрик Гросс Леферт заявил что они "отказались от каких либо экспериментов в пользу безопасности зрителей". Но на этом дискуссия не закончилась.


Прочесть завершение первой части материала, а также принять участие в розыгрыше фирменной игровой футболки вашей любимой команды вы сможете через браузер Microsoft Internet Explorer 9. Каждый, кто заполнит соответствующую форму, может набирать баллы за активность, отмечая полностью прочитанные материалы. Среди самых активных пользователей два раза в месяц будет розыгрыш футболок их любимой команды из официального клубного магазина. Для участия достаточно заполнить форму в IE9 и нажимать кнопку "прочитано" после каждого материала.