Про разнообразное поведение тренеров на пресс-конференциях.
Виталий Кварцяный
03 липня 2007, 13:14
Однажды автор этих строк невольно подслушал разговор двух коллег, один из которых собирался на интервью к известному в недавнем прошлом тренеру, а второй с высоты опыта общения с этим наставником, давал ему ценные советы. «Главное, тщательно подготовься к интервью! - твердил умудренный репортер. - Помнишь, Валерий Васильевич Лобановский однажды отправил восвояси приехавшего к нему из Москвы журналиста из-за того, что у того не работал диктофон?» - «У меня с диктофоном все в порядке», - ответствовал журналист, что помоложе, а в ответ услышал: «Вот и хорошо, не бери его вовсе». - «Как не брать? Ты же сам сказал: подготовься к интервью!» - «Правильно - возьми бутылку водки. Ведь ты же хочешь услышать нечто особенное, а не то, что твой собеседник говорит всем подряд…»
Эта вполне правдивая история описана мною не в качестве пропаганды алкоголизма: медициной уже давно доказано, что горячительные напитки в небольших количествах организму не вредят, а серьезным людям от спорта и вовсе могут быть полезны тем, что на удивление эффективно развязывают языки и избавляют от природной застенчивости, замкнутости и даже нелюдимости, которыми многих отечественных специалистов наделила воспитавшая их «совковая» система.
И самая удивительная метаморфоза, вы не поверите, с нашими наставниками, как правило, происходит в тот самый момент, когда палец нашего брата-репортера нажимает на красненькую кнопочку «record», после чего беспредельно обаятельные и фонтанирующие пикантными историями футбольные специалисты превращаются в великих немых, да таких, что сам Чарли Чаплин просто отдыхает. Иными словами, за короткий отрезок времени в одном физическом теле вы видите двух совершенно разных и, как сказал бы на моем месте Сергей Довлатов, абсолютно не знакомых друг с другом людей.
А теперь представьте себе, что происходит со среднестатистическим украинским тренером, который попадает в конференц-зал и видит перед собой целый частокол записывающих технических средств, с уже взявшими его на «мушку» микрофонами и объективами. Не многие чувствуют себя комфортно и способны получать удовольствия от общения с прессой в такой спартанской обстановке, а подавляющее большинство чувствует себя, словно в самой настоящей кунсткамере.
При этом дорогим и уважаемым отечественным наставникам уже давно пора понять, что «третьего тайма» с их участием многие из нас ждут как изысканного десерта, поглощая его с еще большим «аппетитом», чем первое и второе блюда, тем более что «информационный голод» по горячим следам в такие минуты усиливает десятикратно. На Западе тренеры и футболисты уже давно почувствовали себя публичными людьми, не имеющими ни морального, ни спортивно-законодательного права отказывать в интервью или тем более отделываться общими фразами.
Показательный пример того, как стоит поступать с банальными собеседниками, нам не так давно преподала Национальная баскетбольная ассоциация, наказавшая одного из игроков за приблизительно следующий комментарий к только завершившемуся матчу: «Соперник был сильнее, и этим все сказано». Не думаю, что удивлю читателя, если сообщу, что красноречивый баскетболист на следующий же день был оштрафован на кругленькую сумму. А теперь представьте, насколько похудели бы кошельки наших наставников с их вечно повторяющимися рефренами вроде: «Игра была равна…», или что ужасает в еще большей степени: «Вы сами все видели…»
А ведь еще несколько лет назад хит-парады «СЭ» пестрели куда более яркими и эмоциональными высказываниями. В России блистали Игорь Гамула, Анатолий Байдачный и, конечно же, Валерий Овчинников по прозвищу «Борман». Но ведь и у нас тоже был свой «Борман», стоивший десятка других конкурентов по острословию. На пресс-конференции Виталия Кварцяного многие с удовольствием ходили бы и без предваряющего их 90-минутного футбольного зрелища. Рядом с таким заводилой раскачались и другие наставники, хотя с тем же Николаем Павловым «воздух свободы», словно с пастором Шлагом, как помните, сыграл очень невеселую шутку. Помнится, кое-кто из коллег, в очередной раз накачав себя неудержимой харизмой, и бьющей через край энергетикой наставника «Волыни», совершенно искренне воскликнул: «Если бы Кварцяного не было, его стоило бы придумать!»
В сезоне-2006/07 Кварцяного не было, и нового никто не придумал. Более того, автор этих строк в очередной раз поймал себя на мысли, что красноречие и высокие результаты в профессиональном спорте понятия такие же несовместимые, как талант и трудолюбие: может быть, поэтому большинство из наставников ведущих украинских клубов столь тщательно одевали на себя маску меланхоличного Пьеро, запрятав в самый дальний угол одеяние веселого Арлекина.
Перца в манку добавляли иностранцы: Мирча Луческу периодически сыпал обвинениями в адрес конкурентов и функционеров, а Тон Каанен позабавил публику своим легендарным «Spasieba!», направленным в адрес одного из арбитров. Их украинские коллеги за редким исключением (Александр Заваров, Александр Косевич) яркостью высказываний не отличались: Олег Протасов демонстрировал вышколенную европейскую улыбку, достаточно сдержанно проявляя себя в разговорном жанре. Семен Альтман периодически снисходил до употребляемых по разным поводам древних афоризмов, а Михаил Фоменко и Олег Таран и вовсе заслужили репутацию суровых и беспощадных прокуроров.
Зато уж кто радовал нас направо и налево, так это наставник сборной Олег Блохин. В начале предматчевой встречи с репортерами на «Стад де Франс» Олег Владимирович заявил: «Вот вы пишите в своих газетах, что Блохин стал скучно вести себя на пресс-конференциях. Я что тут должен клоуна изображать?» После этого тренер главной команды страны искусно сделал вид, что немного обиделся, но последующие полчаса отработал по высшему разряду, завершив свою речь вопросом: «Так что, снова было скучно?» В ответ Блохин услышал восторженное и многоголосное «Не-е-ет!».
Михаил Спиваковский, «Спорт-Экспресс в Украине»