Современные английские стадионы поражают красотой, удобством для зрителей и целым рядом ультрасовременных новшеств. Можно смело утверждать, что именно английские футбольные стадионы являются лучшими в мире по целому ряду параметров, но в первую очередь - по безопасности болельщиков. Но так было далеко не всегда.

Беспокоиться о безопасности и комфорте в Англии стали только после того, как, согласно поговорке, "грянул гром". Причем гром гремел как минимум дважды.  О том, что случилось на стадионе Хиллсборо, знает, наверное, каждый уважающий себя болельщик. Но вот о трагедии на стадионе Брэдфорда, которая случилась несколькими годами ранее и просто обязана была уже тогда привести к серьёзным изменениям в английском футболе, слышали только мельком.

Едва ли не все известные английские стадионы спроектировал знаменитый архитектор Арчибальд Лейч, расцвет творчества которого пришелся на начало минувшего столетия. Для того времени это были действительно стадионы "по последнему писку моды": с высокими земляными валами и деревянными конструкциями в большинстве случаев. Речь идет в первую очередь о стадионах простых команд, не обремененных лишними фунтами в клубной кассе. Например, Крейвен Коттедж, стадион будущего соперника Шахтера в то время называли "ящиком для апельсинов", ибо он как раз и напоминал грубо сделанный деревянный ящик. В последнее время принято обвинять в таком однотипном и банальном подходе самого Лейча, но, скорее, речь должна идти о том, что хозяева клубов старались сэкономить при любой возможности, и сходя из этих соображений выбирали бюджетные проекты для своих стадионов.

Архитектура стадионов развивалась, и деревянные элементы постепенно исчезали из конструкции трибун. Но это касалось только богатых клубов элитного дивизиона. В глубинке же все оставалось по старому – трибуны рихтовали, ремонтировали подручными средствами и болельщики клубов второго и третьего дивизионов продолжали смотреть футбол на деревянных скамейках под прохудившейся деревянной крышей. По свидетельству многих в традиционные для Британии ветреные дни, казалось, что стадион вместе с фанами может просто оторваться от земли и улететь, так зловеще скрипели деревянные конструкции.

Так было и в Брэдфорде, который в 1985 году получил возможность вкусить  футбола второго дивизиона - впервые за без малого полвека. Главная трибуна стадиона Вэлли Парад была построена еще самим Лейчем в 1911 году, и с тех пор фактически не претерпела серьезных изменений. Что-то на стадионе делалось, но в глобальном плане Вэлли оставался все той же деревянной коробкой, кое-как спасавшей зрителей от дождя и ветра.

О проблемах стадиона руководство Брэдфорда прекрасно знало и даже готовилось с нового сезона провести капитальный ремонт, заказав металлические конструкции. Отступать было уже некуда – в офисе лежало несколько инспекторских рапортов о том, что стадион не отвечает целому ряду требований, в том числе и противопожарной безопасности. Но рапортами не заплатишь за услуги строительной компании, тем более в то время, когда команда под руководством Терри Йората нацелилась на выход во второй дивизион.

11 мая 1985 года Вэлли Парад был переполнен. Еще бы – Брэдфорд обеспечил себе выход во второй дивизион, победив Болтон, и в последнем матче сезона зрители могли со спокойной душой отпраздновать знаменательное событие. Тем более что матч проходил в разгар празднования 40-летия победы во второй мировой войне, и из двух немецких городов-побратимов Брэдфорда, Менхенгладбаха и Хамма, прибыли ветераны для акции примирения двух народов.  На стадионе собралось 11 076 зрителей – чуть ли не вдвое больше среднестатистических показателей сезона.

Капитан команды Питер Джексон перед матчем совершил круг почета с призом за победу в третьем дивизионе, соперник – Линкольн Сити, обитатель середины таблицы, не был настроен портить настроение хозяевам и команды к концу первого тайма команды катали унылую нулевку. И вот тут незадолго до перерыва, в  15-40 по Гринвичу, случилось непоправимая трагедия. Всего за четыре минуты городской праздник превратился в ад, унесший жизни множества болельщиков. А виной всему банальный окурок (по другой версии, спичка), который превратил хиленькую конструкцию Вэлли Парад в пылающий факел.

Конструкция трибун была таковой, что корзины для мусора располагались, как раз под деревянными скамьями и болельщики часто бросали мусор себе под ноги, в щели между досками. Скорее всего, именно так и зародилась в конце первого тайма та искра, которая сожгла дотла главную трибуну стадиона Бредфорда. Первое беспокойство ощутили зрители в третьем ряду сектора G, которые почувствовали запах дыма и жар в пятках. Кто-то побежал за огнетушителем, но его на должном месте не оказалось (в целях предотвращения актов вандализма все противопожарные средства находились во внутренних помещениях). Полицейские получили сигнал о возгорании и с небольшой задержкой вызвали пожарных, который уже в 15-44 были на месте.

Однако огонь успел разгореться с такой силой, что пришлось заняться срочной эвакуацией зрителей. Джеффри Митчелл, очевидец пожара: "Это было как вспышка. Я никогда не видел, чтобы огонь распространялся так быстро. Все задыхались от дыма, было трудно дышать и соображать". Примерно в это же время матч был остановлен, и зрители хлынули из горящего сектора. Большинство людей высыпали на поле, но те, кто был ближе к выходам из сектора, побежали к калиткам, на которых по всем законам жанра висели амбарные замки. У клуба не было такого количества стюардов, чтобы обеспечить все входы-выходы.

В результате эти люди оказались отрезанными от поля и вынуждены были искать спасения в обстановке паники и хаоса. А тут еще и крыша, покрытая брезентом (именно в этом заключался последний косметический "ремонт"), обвалилась и погребла под собой нескольких болельщиков. Чудом выломав одну из калиток, люди стали выбираться с горящей трибуны, но многие в это время погибли в давке или выбрали неправильное направление для спасения. Те, кто решил спасаться в подтрибунных помещениях (туалетах), погибли, ибо огонь уже скоро переметнулся и на другие отделения стадиона.

Большинство из тех, кто выбежал на поле, были спасены. Многих попавших в огненную ловушку удалось вытащить благодаря героизму полицейских и болельщиков. В спасательных работах принимали участие и игроки во главе с тренером Терри Йоратом, родственники которого тоже были на той злосчастной трибуне. Один человек выбежал на поле, горящий словно факел. Огонь с него удалось сбить, но от полученных ожогов мужчина скончался в больнице. Всего в этом ужасном пожаре погибло 56 человек, 265 болельщиков  получили ранения. Среди погибших было 54 болельщика Брэдфорда и 2 поклонника Линкольна, приехавших поддержать свою команду.

Возраст погибших – моложе 20-ти или старше 70-ти, то есть как раз те люди, которые являются самыми уязвимыми в условиях паники. Самым старшим был бывший глава правления клуба Сэм Ферт, 86 лет. Такое большое количество пожилых людей на матче было вызвано праздничной атмосферой юбилейного Дня Победы.

Пожар потушили,  и до 4 часов утра на обломках стадиона  работала полиция. Огонь  полностью уничтожил главную трибуну и прилегающий слева сектор, осветительные мачты, подтрибунные помещения. Многие из погибших так и остались «сидеть» на своих местах, накрытые брезентом, упавшим с крыши.

Эта трагедия всколыхнула английское общество, ибо кадры охваченного огнем Вэлли появились на английском ТВ уже спустя несколько минут после возгорания. Для расследования инцидента был назначен Оливер Попплуэлл, который и подтолкнул английский парламент к изменению законодательства и запрету строительства новых деревянных трибун.  Более того,  у большинства стадионов низших дивизионов  возникли серьезные проблемы с лицензированием, и клубы теперь были вынуждены вкладывать деньги в реконструкцию.

Первым начал реконструкцию Линкольн, который даже не стал дожидаться пинка от парламента. Теперь у Линкольн Сити один из самых уютных стадионов в низших дивизионах, с новой трибуной имени Билла Стэйси и Джима Веста, тех самых двух болельщиков, погибших на Вэлли Парад. Тот, кто был в тот день в Брэдфорде до конца своих дней дул даже на потухшую спичку.

Сам же Брэдфорд общими усилиями отстроил трибуну к 14 декабря 1986 года и неплохо выступил во втором дивизионе. Помогать Курочкам вызвались соседи из Лидса (непримиримый соперник, между прочим), сыгравшие благотворительный матч с Хаддерсфилдом, а также группа The Crowd, специально созданная для того, чтобы записать культовую You`ll never walk alone. В нее вошла целая когорта известных людей (не только певцов), в том числе и  Пол Маккарти, сделавший памятную надпись на диске, который стал хитом продаж. Сам клуб учредил специальный фонд, который спонсирует исследования в Брэдфордском университете, направленные на разработку новых методов лечения ожогов.

В Брэдфорде есть несколько мемориалов памяти погибшим, один из них был построен на средства города–побратима Хамма, чьи представители присутствовали на том матче. С тех пор команда играет в футболках с черными каемочками на воротничках. А к безопасности болельщиков  относится очень бережно, отстроив для них новый стадион. На который, правда, сейчас приходит не так уж и много зрителей.

После трагедии многие болельщики больше так и не смогли переломить себя, чтобы придти на Вэлли Парад снова.  Терри Йорат так и не стал по-настоящему добротным менеджером, признав, что тот день, ставший самым ужасным в жизни, надломил его.

То, что случилось в тот день в Брэдфорде , только чудом не произошло раньше на любом из стадионов английской глубинки. Вэлли Парад был далеко не единственным, где творился форменный беспредел во всем, что касалось безопасности зрителей. В тот день жертв могло оказаться намного больше, если бы не действия полицейских и самих болельщиков.

Нынешние стадионы свой современный облик получили благодаря тем жертвам, через которые пришлось пройти, крови, которая пролилась в Брэдфорде и на Хиллсборо.  Выводы были сделаны, увы, только после двух ужасных трагедий. А вот были ли наказаны виновные? История об этом умалчивает, как это часто бывает. В случае на стадионе Брэдфорда виновными можно смело назвать всех руководителей клуба последних перед трагедией десятилетий.

После пожара Брэдфорд и Линкольн встретились между собой в следующий раз только в апреле 1989 года, когда организовывали благотворительный матч уже в память жертвам Хиллсборо.

Брэдфордский пожар должен был стать набатом, однако его приняли за звук колокольчика.

Сергей Бабарика, специально для Бей-беги